Илья Помазун не играл в официальных матчах больше восьми месяцев.
У «Спартака» появился новый вратарь. И его купили у ЦСКА! Это уже второй прямой переход из красно-синих к красно-белым за 1,5 года. Летом 2023-го спартаковцы купили Хесуса Медину, а теперь — Илью Помазуна. У вратаря, к слову, всего 10 матчей в составе первой команды армейцев.
Помазун неудачно дебютировал за ЦСКА и в РПЛ, и в Лиге чемпионов
Илья родился в Калининграде в семье известного в прошлом советского вратаря Александра Помазуна. В детстве попал в школу «Торпедо-ЗИЛ» и провёл там пять лет, после чего перебрался в ДЮСШ ЦСКА. Надо сказать, что мальчик увлёкся футболом благодаря отцу. Любопытный факт: выступая за академию «Торпедо-ЗИЛ», Помазун забил гол со штрафного. А знаете, какой клуб пострадал от меткого удара Ильи? «Спартак». И ещё деталь: отец вратаря в 90-е годы играл за красно-белых. Правда, задержался всего на один год и провёл больше десятка матчей.
Помазун-младший впервые попал в заявку на матч первой команды в марте 2012 года. Тогда 15-летнего футболиста включили в запас на игру РПЛ с «Зенитом» из-за травмы Сергея Ревякина. Любопытно, что за день до этого Илья дебютировал в составе молодёжного состава ЦСКА — помогла травма основного голкипера Вячеслава Исупова. Спустя год Помазун вылетел на несколько месяцев из-за разрыва «крестов».
Во второй половине сезона-2016/2017 Илью регулярно включали в заявку на матчи РПЛ, а его дебют за основу ЦСКА состоялся летом 2017 года. Игорь Акинфеев получил травму, и молодого голкипера выпустили в стартовом составе на игру с «Рубином». Дебют получился крайне неудачным. Мало того, что Помазун пропустил два мяча уже к 11-й минуте, так он ещё и неудачно сыграл в обоих эпизодах. Сначала выронил мяч на угловом, чем воспользовался соперник, а потом пропустил ударом в ближний угол. Итог: поражение ЦСКА со счётом 1:2.
«Каждая игра даёт больше уверенности, даже если она неудачная. Урок извлёк — наверное, стал более сильным психологически», — скажет вратарь после первого матча в РПЛ. Через три дня армейцы справились на выезде с «Тосно» (2:1), и на этот раз Илья смотрелся куда боле уверенно. Он даже не стеснялся пихать защитникам. На секунду, тогда в обороне у армейцев играли Сергей Игнашевич, Алексей Березуцкий и Виктор Васин, а Кирилл Набабкин и Марио Фернандес бегали по краям. Правда, после возвращения Акинфеева Илья снова присел в запас.
Осенью 2018-го Помазун дебютировал в Лиге чемпионов. Акинфеев схватил красную карточку в предыдущей встрече, и Илья заменил его в стартовом составе. Дебют голкипера пришёлся на гостевую встречу с «Ромой». Получилось неудачно — ЦСКА проиграл со счётом 0:3. Помазун держался полчаса, а потом трижды пропустил. «Три дня после матча был в эйфории от произошедшего. Когда эмоции улеглись, стал анализировать и понял, что в некоторых моментах мог сыграть лучше. Несмотря на поражение, у меня не было чувства досады, как после встречи с «Рубином», в которой реально подвёл команду», — скажет позднее вратарь.
Илья называл Овчинникова вторым отцом. Тот посадил его на диету
В 2019 году Помазун отметил, что хотел бы остаться в ЦСКА. С другой стороны, Илья понимал, что при здоровом Акинфееве может рассчитывать только на роль второго вратаря. По словам Помазуна, он был готов терпеть год-два, но не больше. А в молодёжной команде ЦСКА Илью уже стали подкалывать и называть самым старым в команде. Отец вратаря советовал ему подумать над другим вариантом, если такой появится, ради получения игровой практики.
Помазун называл тренера вратарей ЦСКА Сергея Овчинникова вторым отцом. «Сергей Иваныч не давал никаких поблажек. Техника, техника и ещё раз техника — это прежде всего. Я постоянно ловил удары — в девять, после выхода один на один или удара с двух метров. Овчинников всегда говорил: «Лови мяч! Лови мяч!» — вспоминал Илья. А ещё Босс, как называли Овчинникова, уделял огромное внимание ментальному аспекту. И остро шутил. Но Помазун спокойно относился к подколам тренера.
«Меня Овчинников называл толстым, — утверждал Помазун в 2021-м — Когда я пришёл в ЦСКА, весил 86 килограммов. Иваныч меня так гонял, что я скинул до 82. Но и дальше держал контроль. Мы со Славой Торопом как-то сами перешли на его диету. И до сих пор я только ужинаю. На завтрак могу выпить кофе, в течение дня — и перекусить, особенно на сборах. Там было тяжеловато: надо же силы откуда-то брать. Но обычные дни же как проходят: тренировка, потом дела — и уже шесть вечера, день прошёл. Вот тогда и ем, причём позволяю себе всё».
А вот что говорил Овчинников: «Меня мало волновало, как Помазун реагировал на правду. Задача была сделать из него хорошего вратаря. Думаю, я с ней справился. Кому от меня доставалось больше всего? Помазуну. То, что я был ему как отец, конечно, очень громкие слова. У него прекрасные родители. Просто для любого футболиста тренер становится близким человеком, потому что с ним проводишь больше времени, чем дома».