Разговор с Даниэлем состоялся на базе ЦСКА за несколько дней до отъезда команды в Грецию.
Начнем с самого главного. Вы остаетесь в команде или нет?
Пока не знаю, вопрос еще не решен. Как раз сегодня вечером еду в офис клуба, чтобы обговорить кое-какие детали.
В чем на данный момент ваши разногласия с клубом?
Никаких разногласий. Идут обычные переговоры относительно продления контракта. Необходимо в спокойной обстановке взвесить все «за» и «против».
Но эта история длится уже целый год! Сто раз можно было все обдумать.
Тем не менее, время еще есть. Еще раз повторю: я не хочу спешить. Решается вопрос моей дальнейшей жизни, это очень серьезно. Как только я все обсужу с президентом клуба, я полечу в Бразилию к семье. Мы сядем за стол, поговорим, и после этого я приму окончательное решение. Ждать осталось совсем недолго.
А с семьей обязательно советоваться?
Конечно. Для любого бразильца интересы семьи, родителей – это святое. Но в любом случае последнее слово останется за мной. Мне его никто не навязывает, как думают некоторые.
Некоторые уверены в том, что ваш папа, который является и вашим агентом, ведет с клубом какую-то хитрую игру, и именно поэтому вы тянете с подписанием нового контракта.
Я слышал об этом. Мол, моему отцу и моей девушке очень не нравится в России, и они вынуждают меня уехать отсюда, параллельно выдвигая клубу нереальные условия. Уверяю вас – это полная чушь. И я, и мои близкие, полюбили вашу страну, благодарны ей за всё. Мой папа вообще больше всех хочет, чтобы я остался в ЦСКА. Так что если я уйду из команды, то совершенно по другим причинам.
Тогда я окончательно перестаю вас понимать. Клуб хочет вас оставить, ваш отец двумя руками «за», вы сами неоднократно заявляли, что вас здесь все устраивает… Чего же резину тянуть?
Дело в том, что у меня, как и у любого футболиста, есть свои нереализованные мечты и устремления. Их не купишь ни за какие деньги.
Если я правильно понял, вы еще надеетесь дождаться приглашения в какой-нибудь европейский топ-клуб?
Можно сказать так. Ничего предосудительного в этом не вижу - любой игрок хочет попробовать свои силы в Европе. Но при этом хочу подчеркнуть - мне действительно нравится в ЦСКА, и вероятность того, что я все-таки останусь здесь, довольно велика.
Назовите, хотя бы, точную дату, когда вы уже определитесь со своим будущим.
Думаю, это произойдет спустя несколько дней после игры ЦСКА с «Фенербахче». Я очень прошу болельщиков набраться терпения. Поверьте, мне самому не хочется никого нервировать.
Хорошо, сменим тему. Ваша первая игра за клуб закончилась тем, что вы долго пытались закинуть свою игровую майку на сектор к фанатам. Вы даже не поленились несколько раз спуститься за ней в ров, отделяющий трибуны от поля. Сейчас же вы часто уходите в раздевалку, даже не посмотрев в сторону болельщиков. Что изменилось за четыре года?
По сути, ничего. Я не знаю, откуда берется такое мнение, что Карвальо «зазвездился», стал другим. Поверьте, это совсем не так. Речь можно вести лишь о привыкании к культуре вашей страны. Народ в России очень закрытый, и живя здесь, я стал таким же скупым на эмоции. Вот в этом, пожалуй, единственное изменение. Я просто понял, что вести себя так, как я веду себя в Бразилии, здесь не стоит. Никогда не скажешь, как ваши люди на что отреагируют. Какая-нибудь безобидная шутка или жест, которые у меня на родине будут расценены совершенно нормально, здесь могут быть восприняты иначе.
Типа?
Ну, например, захожу я в супермаркет, чтобы купить продукты. Поскольку я совсем не говорю по-русски, то всегда пытаюсь объясниться жестами. Не знаю, что я показываю не так, но часто люди, вместо того чтобы отнестись к ситуации с понимаем и постараться мне помочь, просто теряют терпение, выходят из себя.
Вам тяжело здесь жить?
Нет, что вы! Я этого не говорил. Да, есть вещи, к которым привыкнуть довольно сложно. Их, на самом деле, три – холод, пробки на дорогах, и некоторые личности, с которыми не совсем понимаешь, как себя вести. Но при этом с каждым днем я все больше и больше адаптируюсь к вашей стране. Могу сказать, что сейчас мне здесь уже вполне комфортно. Более того, уверен на сто процентов: если я уеду отсюда, моя жизнь уже не будет такой хорошей. В любом другом месте я буду испытывать гигантское давление прессы и болельщиков, и далеко не факт, что я с ним справлюсь. Спрос с меня будет гораздо выше, чем в России. В этом плане я просто восхищаюсь нашими фанатами. Пользуясь случаем, хочу передать им низкий поклон за то, что они очень по-доброму относятся к футболистам, многое нам прощают, и даже в тяжелые для команды дни всячески поддерживают ЦСКА.
Поверьте, у них тоже есть предел терпения. В середине 90-х за безвольную игру футболистов клуба несколько раз выводили со стадиона под усиленной охраной.
Правда? В таком случае я рад, что не сталкивался с такими проявлениями. Думаю, что и не столкнусь никогда. Потому что когда я на поле, я всегда стараюсь как можно лучше выполнить свою работу. Болельщики вряд ли могут упрекнуть меня в отсутствии рвения. Да, у меня может что-то не получатся, я могу излишне нервничать, но я ни разу не отбывал номер.
Почему бразильский легион ЦСКА так часто травмируется?
Потому что мы играем не в настольный теннис, а в футбол, где каждую минуту на поле происходят жесткие стыки. Да и русские защитники играют порой чрезмерно грубо. Но я не совсем понимаю, почему столько внимания уделяется травмам бразильцев. Ведь травмируемся не только мы, но и русские ребята, сербы, нигерийцы - все! Так же мне непонятны разговоры о том, что наши травмы якобы связаны с плохой работой тренера по физподготовке. Как можно оценить труд человека, который имеет 12-летний стаж работы в сборной Бразилии, и вместе с ней трижды выигрывал чемпионат мира?! По-моему, двух мнений быть не может: Пайшау – специалист мирового уровня. Уверен, что наша физическая подготовка не имеет никакого отношения ни к травмам, ни к неудачным результатам в этом сезоне.
Но должны же быть какие-то причины всему этому?
В них еще предстоит разобраться. Лично я думаю, что у нас в этом году произошел вполне ожидаемый спад – естественный для любой команды, которая на протяжении трех лет играла на пределе и выигрывала почти все турниры, в которых участвовала. Накопилась и физическая, и психологическая усталость. Это нормально. Никто в мире не может столько лет быть на абсолютном верху! Да, к сожалению, в этом году мы сдали свои позиции, но я верю, что в следующем ЦСКА вернет их обратно.
Знаете, когда мы увидели стартовый состав на домашний матч с ПСВ, то просто пришли в шок. Ведь за несколько дней до игры не было никаких предпосылок к тому, что Карвальо, Вагнера и Жо не будет на поле. Это правда, что вас не включили в заявку вовсе не из-за травм, а из-за конфликта с руководством клуба?
Я могу дать нашим болельщикам стопроцентную гарантию, что я и Жо не вышли на поле исключительно из-за травм, полученных еще в матче с «Интером». По этой же причине, кстати, мы пропустим игру в Турции. Что касается Вагнера, то у него на самом деле очень серьезно заболела мама. Помимо профессиональных обязанностей у каждого человека есть долг перед семьей, которая поставила его на ноги. И будь я на месте Вагнера, я бы поступил точно так же - а именно, попросил бы руководство клуба отпустить меня домой. Здоровье матери важнее любых побед. А газеты могут писать все, что им вздумается.
Написать действительно можно все, что угодно. Но в Интернете размещены фотографии, где вы с Жо весело отдыхаете в одном из ночных клубов Москвы. И было это, якобы, за день до игры с ПСВ.
Это не так. Еще раз повторю: причина нашего отсутствия – травмы, и ничего больше. Об этом, уверяю вас, знает и главный тренер, и доктор. Что же касается фотографий, то я не в курсе, откуда они и когда были сделаны. В том, что мы иногда ходим в клубы или на дискотеки, нет никакого секрета. В конце концов, в обычной жизни у каждого из нас есть право делать то, что захочется. И тот факт, что мы где-то отдыхали, еще не повод говорить о нас плохо. Мы никогда не нарушаем игровую дисциплину, всегда появляемся на тренировках в нужное время и в нужном виде, и отрабатываем по полной программе. А свободное время - на то и свободное, чтобы распоряжаться им по своему усмотрению.
Вы уже сказали, что вполне адаптировались к России. Если вдруг уедете, что будете вспоминать в первую очередь?
Конечно, победу в Кубке УЕФА и золотые медали чемпионата. Вообще, все лучшее, что случилось в моей профессиональной карьере, неотрывно связано с Россией и ЦСКА. Я очень полюбил вашу страну. По сути, я даже к холоду привык. Вот сегодня на улице минус восемь градусов. Раньше я бы просто умер, а сейчас, как видите, даже куртку не до конца застегиваю.
Вы стали значительно меньше улыбаться, вам не кажется?
Так я домой хочу, а вы меня тут мучаете. Вот отпустите – так уж и быть, улыбнусь.
(с) Евгений Левкович