Встреча команд, которые осенью дарят публике самые яркие впечатления, могла бы стать «золотой» в исчерпывающем, а не ополовиненном, как сейчас, смысле. Однако ЦСКА отстал от «Зенита» на девять очков, целую пропасть.
Очная встреча
Начальный и важный, по крайней мере, с точки зрения психологии, удар ЦСКА пропустил от конкурента в первом круге. Тогда, как и сейчас, матч был вынесен из своего, четвёртого, тура и проводился 28 апреля, в среду той недели, что разделяла седьмой и восьмой туры. Предматчевые ожидания склонялись, хоть и несильно, в пользу ЦСКА: своё поле, более внятная на тот момент игра, очко преимущества в турнирной таблице. Однако все эти плюсы оказались иллюзией. На поле «Арены Химки» господствовал «Зенит». Именно так, господствовал. Питерцы переиграли хозяев по всем статьям. Счёт 2:0, возможно, даже не в полной мере отразил преимущество команды Лучано Спаллетти. Футбол армейцев, по весне представлявшийся ладно скроенным и крепко сшитым, вдруг оказался абсолютно несостоятельным.
Отвлечение сил
Если проследить за графиком турнирных потерь ЦСКА, станет ясно, что хронологически они в основном связаны с большими международными турнирами.
Весной это была Лига чемпионов. Отвлекаясь на битвы с «Севильей» и «Интером», армейцы теряли очки в матчах против «Динамо», «Локомотива», того же «Зенита». С позиций сегодняшнего дня, когда уже ясно, кто чего стоит, нельзя не обратить внимания на то, что побеждали армейцы тогда только будущих аутсайдеров сезона – «Амкар», «Анжи», «Аланию», «Сибирь».
Летом случился чемпионат мира, куда ЦСКА командировал четырёх футболистов, больше, чем кто-либо другой в премьер-лиге. Дополнительную сложность создавал то обстоятельство, что три из них - Кейсуке Хонда, Милош Красич и Марк Гонсалес - были тогда определяющими фигурами армейской атаки. Все они выпали из тренировочного процесса клуба, да и играть сразу после ЮАР в полную силу по понятным причинам не могли. Первые после летней паузы домашние матчи армейцев оказались провальными: ничья с «Сатурном», на тот момент последней командой чемпионата, и поражение от Нальчика.
А осенью пришёл черёд Лиги Европы. До поры до времени команда здорово держала плотный игровой ритм, но всё-таки настал момент, когда начались сбои. Армейцы, до того щедрые на голы, вдруг перестали забивать, следствием чего стали неожиданные ничьи с «Динамо» и «Сатурном».
Реформы
Едва ли не главный для Леонида Слуцкого вопрос сезона до сих пор заключается в том, кем атаковать. Только по ходу чемпионата содержание его кардинально изменилось. Если поначалу вопрос имел в виду дефицит необходимых исполнителей, то теперь подразумевает их переизбыток. Весной хандрил Милош Красич, восстанавливался после травмы Алан Дзагоев, с перебоями играли Марк Гонсалес и Гильерме, а потому всю надежду армейской атаки воплощали Кейсуке Хонда и Томаш Нецид. Летом, когда в команде появились Вагнер Лав, Сейду Думбия и Зоран Тошич, когда на новый уровень вышел Секу Олисе, когда оптимальные кондиции обрели старожилы, конкуренция в передней линии стала не просто высокой, а высочайшей. С точки зрения выбора такая ситуация, разумеется, хороша, но с точки зрения управления коллективом – едва ли. Тем более что опыта работы с таким кругом футболистов высокой квалификации у Слуцкого прежде не было.
Кадровое непостоянство влекло за собой и тактические поиски. По ходу сезона армейцы играли и 4-2-3-1, и 4-4-2, причём последняя схема тоже имела совершенно разное наполнение: «диамант» без флангов весной и классика с акцентированными краями осенью. Ясно, что бесследно реформы пройти не могут, какие бы качественные исполнители их ни воплощали.
Непознанное
Сезон обнаружил в игровом облике ЦСКА и черты непонятные. Точнее, неясные по своей природе, но вполне очевидно пагубные по влиянию на турнирный результат.
Так, армейцы являются лидерами чемпионата по числу волевых побед. С одной стороны, это, разумеется, плюс. А с другой, минус, поскольку значит, что команда слишком часто позволяет сопернику открывать счёт. От такой стартовой меланхолии армейцы избавились только осенью, а до того она приобрела черты тревожной тенденции, особенно неприятной потому, что далеко не каждый дебютный провал удавалось потом конвертировать в победу. Поражения от «Зенита», Нальчика, «Локомотива», летняя ничья с «Сатурном» – все они стали следствием рано пропущенных голов.
Ссылки на невезение в приличном футбольном обществе звучат как дурной тон, и всё же совсем игнорировать этот фактор нельзя, особенно когда он принимает вопиющие размеры. Незабитые пенальти, стоившие двух побед, ещё свежи в памяти, однако и весной один пример подобного рода имел место. Майское поражение 0:1 в Ростове совпало с самой на тот момент яркой, по оценке Слуцкого, атакующей игрой команды. Без малого два десятка ударов по воротам соперника, три попадания в каркас: похоже, без проделок фортуны там действительно не обошлось.
Сильный конкурент
Впрочем, даже с учётом всех резонов, приведённых выше, ЦСКА движется по дистанции нынешнего первенства споро, вполне по-чемпионски. То есть победный график чемпионов России последних лет клуб выдерживает, даже чуть опережает. Для сравнения: сейчас ЦСКА имеет 54 очка, а в 2006 году, когда был выигран последний пока в армейской истории титул, после тех же 26 игр в активе команды находилось только 52. Пожалуй, в любой другой сезон ЦСКА и «Рубин» с тем багажом, что имеют сегодня, спорили бы не за «серебро», а за «золото». Но на их беду нынешний «Зенит» оказался очень хорош. Нереально, по стандартам нашего чемпионата, стабилен.
Что, опять посетовать на гримасы фортуны? Не стоит, это ж серьёзное общество.
Андрей Колесников, Sportbox.ru