Интервью с главным тренером ЦСКА содержательны всегда - независимо от результата, которого его команда добилась накануне. Ну а после таких побед, как над "Зенитом" (3:1), разговор выстраивается, кажется, сам собой.
- Перед ключевым матчем с питерцами вы наверняка просчитывали предполагаемую модель его развития. Насколько она совпала с реальностью?
- Модель мы просчитываем перед каждой игрой - она продумывается всесторонне и по идее обязательно должна срабатывать. Но ведь модели эти неуязвимы только на бумаге, вся соль - в воплощении задуманных идей. Могу сказать, что на "Петровском" у нас получилось реализовать домашние планы так, как получается далеко не всегда.
- Что превалировало в настрое команды - собственные турнирные задачи или нежелание короновать "Зенит" своими руками?
- В среду был тот редкий случай, когда на установке я вообще не говорил о мотивации. Обычно посвящаю ей первую часть своего выступления, а в этот раз сразу начал со второй - мотивов выложиться было столько, что рассуждать о них можно было несколько часов, при том что все и без того всё прекрасно понимали. Если же отвечать на ваш вопрос, то свои заботы были, конечно, куда насущнее.
- Что считали самым важным перед игрой?
- Главное, что волновало, - надо было не уступить сопернику в плане свежести. А когда я по первым минутам понял, что с этим все в порядке, оставалось только наблюдать, как сложится матч. Что ж, он сложился удачно.
- То есть, условно говоря, забей Кержаков на 8-й минуте, и все могло пойти по совершенно иному сценарию?
- Конечно. Как именно оно пошло бы, сейчас уже не поймешь, но в каждой игре, даже закончившейся со счетом 5:0, есть ключевой момент, который определил ее итоговый сценарий, стал своеобразной развилкой сюжета.
- После "Крыльев Советов" вы говорили о плохом состоянии своей команды...
- В том матче оно таким и было. Состояние команды - вещь многогранная. Порой очень сложно понять, почему она выглядит несвежей - то ли из-за голой функционалки, то ли из-за психологии, то ли из-за мотивации. История футбола знает миллион примеров, когда тот или иной клуб ходил по полю пешком, а потом у него удаляли футболиста - и он преображался, показывая более активную игру. И никто до конца не ответит, откуда она бралась.
С "Крыльями" мы плохо двигались - это факт. Такой же неоспоримый, как и другой факт: с "Зенитом" двигались хорошо. Плюс два быстрых гола в ворота самарцев вызвали подспудное желание добыть три очка малой кровью, поберечь силы для следующей ответственной игры. "Крылья" же, наоборот, смотрелись здорово и едва нас не наказали. Поэтому слова о неважном состоянии были правдой.
- Между тем многие расценили их как попытку дезинформировать будущего соперника.
- Запутать таким образом сегодня невозможно - это все придумки журналистов. Тренеры не обращают внимания на слова, тем более что Спаллетти, скорее всего, их просто не читал. В любом случае я на подобные вещи никогда не ориентируюсь. Зачем, если у тебя под рукой масса видеоматериалов о последних матчах соперника и все выводы можно сделать самому? Уверен, что и Спаллетти поступает точно так же.
- От кого из питерцев вы ждали самой большой угрозы?
- Сегодняшний "Зенит" тем и хорош, что вся группа атаки у него очень сильна индивидуально и каждый ее игрок может самостоятельно решить исход матча. Причем я веду речь не только о Кержакове, Данни, Лазовиче и Быстрове, но и о Денисове с Семаком, которые также могут забить, отдать или заработать нужный фол.
- Что в большей степени предопределило итог матча - выигранная тактическая дуэль, превосходство в "физике" или индивидуальное мастерство Вагнера и Ко?
- Скорее успешное для нас начало игры. После быстрого гола мы имели возможность выбирать ее оптимальный рисунок, что всегда очень важно.
- В отличие от нескольких предыдущих матчей вы очень спокойно вели себя на скамейке. С чем это было связано?
- Могу объяснить: спокойно чувствую себя тогда, когда интерес к развитию событий на поле преобладает над важностью результата. В Лиге чемпионов, Лиге Европы или поединках со "Спартаком" и "Зенитом" ход игры настолько захватывает, что волнение уходит на второй план. Когда мы обязаны выигрывать, когда соперник априори уступает ЦСКА, забота об обязательном результате не отступает, ее нечем перебить и все сводится к одному: забьем - не забьем, произойдет несчастный случай или нет. Это всегда сопровождается нервами, особенно если что-то не получается.
Когда же встречаешься с соперником, подобным "Зениту", интересно переиграть его, матч захватывает тебя, ты растворяешься в нем. И интерес побеждает волнение.
ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЧТО ВАГНЕР "ВЫСТРЕЛИТ", ЕСТЬ ПЕРЕД КАЖДОЙ ИГРОЙ
- Большими ли были ваши сомнения по составу в Питере?
- Сомневался по двум позициям - по одной чуть больше, по другой совсем немного. Называть их, естественно, не буду - даже не просите.
- Хорошо, тогда задам несколько конкретных вопросов: как можно было оставить на лавке Нецида, забившего 5 голов в последних трех матчах?
- Против такой команды, как "Зенит", и против таких защитников, как Бруну Алвеш с Ломбертсом, Вагнер с Думбья - более эффективное оружие. Козыри Томаша питерцам перебить было бы проще.
- А почему Секу сменил Тошича, который тоже накануне смотрелся неплохо?
- И здесь есть конкретное тактическое объяснение - Тошич, играя справа, постоянно смещается в центр, но там у "Зенита" самая насыщенная зона. Нужно было, наоборот, максимально загрузить рывками на фланге не самого быстрого Луковича, с чем Секу и справился. Кроме того, он был эффективнее в плане обороны, поскольку умеет здорово сужать зону при отборе.
- Как осуществлялся выбор на два места среди четверки центральных полузащитников?
- Здесь я ориентировался исключительно на текущее состояние футболистов.
- Пресса между тем пыталась раздуть скандал из того факта, что Мамаев, будучи замененным в матче с "Крыльями" еще в первом тайме, прошел мимо скамейки и зло бросил перчатки в ее направлении. Кое-кто дописался даже до того, что Павел будет теперь отчислен.
- Полная ерунда. Игроки и тренеры периодически совершают проступки, за которые подвергаются дисциплинарным взысканиям, - опоздания, невыключенный мобильный телефон на теоретическом занятии и так далее. Эмоции молодого футболиста, вызванные заменой, - из той же серии. Их можно понять, но штраф тем не менее Мамаев заслужил. Однако не более того - все остальные домыслы беспочвенны.
- В стартовом составе ЦСКА оказались только пять россиян, чего давно не было. Такая игра на грани лимита была рискованной?
- Риск был только в том, что в запасе у нас оставался лишь один защитник - Одиа, и он был легионером. То есть при чьей-то травме в обороне нужна была двойная замена - вместе с Чиди должен был выйти еще один россиянин в полузащиту. Но, во-первых, замена защитника чаще всего случается только при форс-мажоре, а во-вторых, у нас существовал запасной вариант: оттянуть назад Шембераса, выпустив на его позицию кого-то из россиян.
- Было ли у вас предчувствие или, может, даже знание, что Вагнер "выстрелит" именно в этом матче?
- Предчувствие, что Вагнер "выстрелит", есть перед каждой игрой.
- Но он давненько этого не делал.
- Зато до этого "стрелял" регулярно.
- Первый гол стал плодом его индивидуального мастерства, а вот насколько закономерным получился второй?
- Каждый гол, каким бы случайным ни казался, по большому счету закономерен. Да, мяч Гонсалеса после перехвата Вагнера получился довольно курьезным, но перед этим у нас было сразу несколько хороших моментов, так что ошибка Жевнова случилась не на ровном месте.
АКИНФЕЕВ ПРОВЕЛ ВЫДАЮЩИЙСЯ МАТЧ
- Что говорили подопечным в перерыве, если не секрет? Не вспоминали предыдущие матчи, где ЦСКА с легкостью транжирил добытое преимущество?
- Нет. Настрой и без того был правильным. Поправил только некоторые нюансы тактического плана.
- Когда окончательно поверили, что победа не ускользнет?
- После "геморройной" концовки матча с "Крыльями", когда даже 3:0 не были гарантией победы, начнешь сомневаться в чем угодно - обжегшись на молоке, дуешь на воду. Но минуте к 85-й я окончательно успокоился - ход матча не предвещал каких-то трагических для нас событий.
- Все считают главным героем встречи Вагнера, но мне кажется, вклад в победу Игоря Акинфеева не менее велик, чем у блистательного бразильца.
- Могу с вами только согласиться - Игорь провел выдающийся матч.
- После таких побед у тренера находятся критические замечания к футболистам?
- Сейчас график у нас настолько плотен, что для разборов игр просто нет времени. Между матчами в режиме нон-стоп мы изучаем только какие-то важные конкретные ситуации. Но если бы проводили полноценный разбор, то в нем присутствовали бы и положительные, и отрицательные моменты.
- В какой пропорции?
- Свои 10-15 процентов ошибок обнаружили бы точно. Как минимум.
- После игры я был свидетелем, как переживал непопадание в состав Алан Дзагоев. Будете с ним обсуждать этот момент?
- Мы вообще очень много разговариваем с Аланом в последнее время. Умение жить в режиме жесточайшей конкуренции любому дается непросто, а Дзагоев столкнулся сейчас с небывалой для себя конкуренцией, поскольку мы поменяли тактическую схему и его привычной позиции в этой схеме нет. Приходится бороться за место на другой, на которую претендует целая группа игроков. Ситуация не самая простая, но ее необходимо преодолеть. Понятно, что такой футболист должен играть, а не сидеть на лавке, но статистика говорит о том, что последнего и не происходит - в 25 матчах разных турниров в нынешнем сезоне Алан выходил в старте.
- Теперь, после такой победы, три досадные ничьи вспоминаются, наверное, еще чаще?
- Нет, все мысли - только о предстоящих матчах, ответственность за результат в которых только повысилась.
- И как сохранить питерский настрой в Нальчике?
- Знаете, еще перед игрой с "Крыльями" я сказал игрокам, что мы фактически вступили в плей-офф, где поражение ведет к вылету. Сейчас ничего не изменилось - плей-офф продолжается, мы его еще не выиграли. И футболисты это прекрасно понимают. В Нальчике трудно приходится любой команде, тем более что мотивация "Спартака" сегодня велика, как никогда. Нам предстоит очень тяжелый матч, он будет даже тяжелее, чем в Питере. Тем более что в подсознании, как ты с этим ни борись, всегда есть желание расслабиться после максимального уровня напряжения.
- Что будет самым главным в такой ситуации?
- Все то же - не уступить сопернику в плане мотивации и физических кондиций.
- А в чудеса вы случайно не верите? Имею в виду - не теплится ли в душе надежда на две осечки "Зенита"?
- Об этом вообще не думаю. Сейчас у нас простая ситуация - делай, что должно, и будь как будет. Нужно концентрироваться на своих матчах, а уж потом изучать турнирную таблицу.
- Как думаете, сколько очков хватит для обеспечения второго места?
- 7 - стопроцентно, а все остальные расклады - пока не более чем виртуальность. Каждый следующий матч нам надо выигрывать.
- Последний вопрос - не о текущей ситуации, а о чуть более дальних планах. 28 ноября вы сыграете последний матч чемпионата, 2 декабря проведете игру с "Лозанной", а потом наступит двухнедельный перерыв перед никому по большому счету не нужной встречей со "Спартой". Как будете его заполнять?
- Пока голова занята немного другим, но предварительные планы уже проработаны. Во-первых, мы отпустим пораньше на отдых 4-5 футболистов - тех, на кого выпала большая нагрузка в сезоне. А с остальными 7 или 8 декабря отправимся на краткосрочный сбор в Барселону. 10 декабря проведем там спарринг с "Карпатами", также участвующими в Лиге Европы, а 13-го прямо из Испании перелетим в Прагу. Матчем со "Спартой" жертвовать не собираемся - состав выставим дееспособный, борьбу за рейтинг никто ведь не отменял.
- А кто попадет в число этих 4-5 футболистов? По идее это прежде всего игроки задней линии, но кем их менять?
- Фамилии пока вам назвать не могу, но возможность закрыть ту или иную позицию в отсутствие игрока мы, естественно, будем учитывать.
Борис ЛЕВИН
СЛУЦКИЙ ОБЫГРАЛ "ЗЕНИТ" ВПЕРВЫЕ ЗА 5 ЛЕТ
Для Леонида Слуцкого последний матч стал уже 11-м против "Зенита" в чемпионатах России. При этом раньше он смог обыграть питерцев лишь однажды - в своем первом против них поединке с "Москвой" (2:0). А произошло это более 5 лет назад - в октябре 2005-го. Таким образом, безвыигрышная серия Слуцкого против "Зенита" составила 9 матчей, в которых его подопечные забили лишь 3 гола - столько же, сколько в среду в Санкт-Петербурге.