Есть что-то символичное в том, что в московском матче со «Спартаком» победу «Челси» принес гол бывшего армейца Юрия Жиркова. Вот уже без малого десятилетие ПФК ЦСКА кует кадры для лучших европейских команд, не забывая при этом использовать таланты и умения игроков в своих целях. Найти во второй лиге Жиркова, заплатив за него 300 тысяч евро, чтобы продать затем в «Челси» за 21 млн евро – фирменный почерк ЦСКА 2000-х. Еженедельник «Футбол» вспоминает самые громкие победы красно-синих на трансферном рынке.
ЭКОНОМНАЯ ЭКОНОМИКА
Появление в названии армейского клуба буквы «П» в свое время вызвало среди недоброжелателей красно-синих бурю возмущения – как так, мол, у нас на всю страну всего одна профессиональная команда? Понять их было можно. Но, глядя на то, как иные российские клубы тратят баснословные суммы на скупку всего, что движется, невольно хочется уточнить в словаре значение слова «профессионал».
Не переплачивать за игроков – кредо красно-синих. Трудно припомнить, когда цена футболиста ЦСКА становилась предметом общественной дискуссии. Так было, например, с Анатолием Тимощуком из «Зенита», которому все-таки удалось заслужить индульгенцию, со спартаковцем Фернандо Кавенаги и многочисленными динамовскими легионерами времен правления Алексея Федорычева.
Однако в списке десяти самых дорогих покупок российских клубов фигурирует лишь один армеец – ивуариец Сейду Думбия, за которого, по неофициальным данным, ЦСКА заплатил 10 млн евро, а по признанию гендиректора клуба Романа Бабаева – и того меньше. Но разве кто-то может сказать, что эти деньги потрачены зря?
«Во всем должен присутствовать здравый смысл, - считает Бабаев. – Футбол убыточен по определению, но переходить рамки и искусственно раздувать рынок – это путь в никуда. Вдумайтесь: от централизованной продажи телевизионных и коммерческих прав 16 клубов РФПЛ получают доход в размере 50 млн долларов. Но у нас считается обычным делом, когда за эти деньги покупаются два игрока в одну команду. Нельзя думать только о том, чтобы показать всему миру, что мы можем купить кого угодно и за сколько угодно. Разумными тратами тоже можно добиваться успеха. Пусть по бюджету ЦСКА сегодня не входит даже в тройку, но наши результаты говорят сами за себя».
По данным клуба, сумма затрат армейцев на трансферном рынке за последние пять лет на 20 млн евро меньше доходов от продаж игроков. Но гендиректор ЦСКА уверяет, что красно-синие не стремятся во что бы то ни стало заниматься спекуляциями: «Наш клуб - не комиссионный магазин, и мы не пытаемся избавиться от игрока, как только он вырастает в цене. Недавний пример тому – Нецид. Буквально через месяц после его появления в ЦСКА «Аякс» предлагал за чеха двойную цену, но мы ответили отказом. Достижение спортивных результатов для нас все же стоит на первом месте».
МОЛОДЫЕ, ДА РАННИЕ
Еще одно важное отличие трансферной политики ЦСКА – работа на перспективу. Те же Милош Красич и Жо приехали в Москву совсем юными и «оперились» уже в столице России, принеся в казну ЦСКА солидные суммы. А в один из самых первых армейских призывов наряду с «готовыми» игроками попали подававшие надежды Артур Тлисов, Игорь Пиюк и Алексей Трипутень.
«Мы не открыли Америки, - признается гендиректор ЦСКА. – Просто решили остановиться на поиске молодых, амбициозных игроков, которое еще не в полной мере себя реализовали и известны узкому кругу специалистов. Как правило, их возраст не превышает 20-21 года. Бывают, конечно, исключения, но того же Гонсалеса мы брали с учетом проблем, возникших в основной команде. Конечно, это рискованный путь. Гораздо проще приобретать игроков раскрученных. Такой подход не требует серьезных усилий, но нуждается в крупных финансовых вливаниях. Мы же гордимся тем, что футболисты, приходившие к нам неизвестными, играют в ведущих командах континента».
Нащупав свою колею, армейцы продолжают идти по ней до сих пор. Без срывов, конечно, не обходится, но все исключения лишь подтверждают общее правило. Единственное, в чем нередко обвиняют руководство московского клуба, - это в отсутствии должного внимания к собственным воспитанникам. С другой стороны, тому же Игорю Акинфееву и Георгию Щенникову ничто не помешало пробиться в основной состав. А значит, дверь в первую команду закрыта не так уж плотно. Надо лишь подобрать к ней ключи. «Мы не чиним никому препятствий, - отмечает Бабаев. - Это доказывает пример Жиркова, вытеснившего «миллионера» Ферейру. Но, к сожалению, это единичный случай».
ХРОНИКА ТРАНСФЕРНЫХ ПОБЕД
Новейшая история ЦСКА взяла начало девять с половиной лет назад, когда контрольный пакет акций клуба перешел из рук Armis Sports Group (читай - Шахруди Дадаханова) к новым хозяевам. От их лица выступал Евгений Гинер, известно о котором было не много. Писали, что «главнокомандующий» заработал состояние в автомобильном бизнесе и первоначально в его планах значилось сотрудничество со «Спартаком», за который Гинер «болел в международных матчах». Но Олегу Романцеву больше по душе оказался Андрей Червиченко.
«Женя был не слишком настойчив, а я не очень готов, - объяснял позже свое решение Романцев. - Было это в 2000-м или начале 2001-го, до того как Евгений Леннорович возглавил ЦСКА. Основную часть вины, без сомнения, беру на себя и жалею, что так вышло. Пострадал от этого «Спартак».
В своей программной речи Гинер объявил, что собирается построить в Москве клуб европейского уровня. Цель выглядела более чем утопичной, учитывая, что в предыдущем сезоне ЦСКА занял лишь 8-е место в чемпионате, уступив в Кубке УЕФА датскому «Виборгу». Но первые же шаги Евгения Ленноровича в новой должности доказали всю серьезность его намерений.
Как принято в лучших домах Старого Света, реализовывать амбициозный план армейцы начали с незамедлительного захвата внутреннего рынка. По ходу дебютного для Гинера сезона в роли президента ЦСКА команду пополнили полтора десятка футболистов. Быстрого результата, однако, не последовало – армейцы финишировали на 7-м месте. Сказался шок, вызванный гибелью Сергея Перхуна и тяжелой болезнью Павла Садырина.
Зимой 2002 года красно-синие провели еще одну масштабную закупочную кампанию, итогом которой стало создание Dream Тeam во главе с Валерием Газзаевым. На лавку сели даже Спартак Гогниев, Владимир Кузьмичев и Роман Монарев, купленные всего полгода назад. А сербский нападающий Предраг Ранджелович настолько испугался конкуренции, что бежал в «Зенит». Зато новички команды Ролан Гусев и Дмитрий Кириченко, забив по 15 мячей, разделили звание лучшего бомбардира чемпионата. Покорился ЦСКА и Кубок России. А вот чемпионство пришлось уступить «Локомотиву», взявшему верх в «золотом» матче благодаря голу Дмитрия Лоськова.
Посчитав русскоязычный костяк команды сформированным, армейцы принялись «вживлять» в него талантливых футболистов из-за рубежа. Первыми по-настоящему серьезными приобретениями Гинера стали чех Иржи Ярошик и хорват Ивица Олич. Первый обошелся ЦСКА в 3 млн евро, второй – в 5 млн. Борьбу за обоих армейцы выиграли у «Спартака», что тогда было обычным делом. Красно-белым армейцы уступили лишь аргентинца Фернандо Кавенаги. Но об этом спартаковцы теперь сами предпочитают не вспоминать.
В РИТМЕ САМБЫ
Вернувшись в мыслях на семь лет назад, Бабаев отмечает, что в ту пору переговоры с потенциальными новичками проходили очень тяжело: «Безусловно, деньги играли ключевую роль, но зачастую даже этого не было достаточно. Тот же Ярошик дал согласие на переход только после личного разговора с Гинером, который описал ему цели, стоявшие перед очень молодой на тот момент и не состоявшейся командой. Сегодня стало значительно проще. Нас уже не воспринимают как лапотников, которые играют на асфальте перед сидящими на трибунах медведями. С другой стороны, вырос уровень конкуренции в самой России, поэтому иностранные игроки готовы рассматривать предложения «Зенита», «Спартака», «Локомотива», «Динамо», «Рубина».
Бабаев рассказывает, что в том же 2003 году игроком ЦСКА едва не стал бразилец Кака. «С ним уже все было согласовано, но он попросил время, узнав об интересе к нему со стороны «Милана», - признается гендиректор армейцев. - Мы пошли навстречу бразильцу, хотя могли поступить иначе. Но когда футболиста приглашает «Милан», нужно уступить дорогу».
ЦСКА добыл долгожданное чемпионство и без Кака. Но даже оно не могло скрыть того факта, что армейцы играли в не очень привлекательный, даже неотесанный футбол, который едва ли был конкурентоспособен на международной арене. Это доказало и фиаско ЦСКА в противостоянии с македонским «Вардаром». Валерий Газзаев был отправлен в отставку отслеживать модные тенденции, а его место занял португалец Артур Жорже. Армейские селекционеры тут же затянули в сети нескольких представителей латинской школы, среди которых были победители юношеского чемпионата мира - бразильцы Вагнер Лав и Даниэл Карвальо. Но Жорже толком не удалось поработать с южноамериканцами.
В июле 2004 года в результате обратной рокировки Газзаев вернулся на пост главного тренера москвичей. А уже через год армейцы добились самого большого успеха в своей истории. Выигрыш Кубка УЕФА приравнивается чуть ли не к полету на Луну – футболисты были приглашены даже на прием в Кремль. Тогда же Гинер доказал, что умеет не только покупать, но и продавать: капитан команды Сергей Семак обошелся «ПСЖ» в 2,5 млн евро, а Иржи Ярошик «Челси» - и вовсе в 12 млн. – немыслимая по тем временам сумма.
Вдохновения армейцев хватило еще на два года, за которые они повторили достижение «Спартака» 1930-х годов, сумев сделать два «золотых» дубля кряду. А потом рыночная конъюнктура выписала очередной зигзаг. Появился «Зенит» с его неограниченными - во всяком случае, по меркам России - финансовыми возможностями.
Армейцы перестали быть единоличным флагманом российского футбола, но при этом никогда не позволяли вычеркнуть себя из числа соискателей главных наград сезона. А громкие продажи – Жо в «Манчестер Сити» за 24 млн евро, Жиркова в «Челси» за 21 млн, Красича в «Ювентус» за 15 млн – лишь подтвердили эффективность стратегии красно-синих. Сильнейшее за последние несколько лет выступление ЦСКА пришлось на 2008 год. Тогда «выстрелил» Алан Дзагоев, в межсезонье купленный у «Крыльев Советов-СОК», а погрузневший и погрустневший Даниэл Карвальо вернулся на родину.
ПОПАДАНИЯ В «ЯБЛОЧКО»
Перечислять победы ЦСКА на трансферном рынке можно до бесконечности. Это и трагически погибший голкипер Сергей Перхун. Украинец играл за ЦСКА тогда, когда армейцы еще не представляли собой монолитного сплава. Частенько ему приходилось выполнять функции последнего защитника, подстраховывая партнеров. Тем ценнее тот факт, что в тринадцати играх Перхун пропустил лишь шесть голов.
Это и магическое сочетание защитников «Игнашевич и братья». Правда, для того чтобы удачным можно было считать приобретение близнецов Березуцких, немало постарался Валерий Газзаев. С упорством папы Карло он выстругивал из нескладных краснощеких ребят, имевших анекдотичную славу, защитников уровня сборной России. И добился-таки своего.
Это и Элвер Рахимич, возведший понятие «тактический фол» в культ. Памятно высказывание бывшего главного тренера «Химок» Владимира Казаченка: «Рахимича удалят с поля лишь тогда, когда он кому-нибудь совсем голову отрубит». Но факт остается фактом: именно боснийский легионер первым из иностранцев перешагнул планку в 250 матчей, сыгранных в чемпионате России.
Это и Иржи Ярошик – «мотор» ЦСКА образца 2003 года. За два года «армейской службы» Ярошик наколотил 12 голов, поучаствовал в памятной драке с футболистами «Сатурна» и значительно вырос в цене. В итоге тендер на право владения чехом выиграл «Челси», но англичане почему-то забыли прочесть инструкцию по его применению.
Это и Милош Красич, переход которого из «Войводины» болельщики ЦСКА поначалу не поняли. Самым лестным отзывом о его игре было сравнение с электричкой без машиниста, стремительно несущейся по прямой. Но в дальнейшем Красич сумел доказать, что он более тонкий, нежели могло показаться при первом знакомстве, игрок. Неслучайно после отъезда бразильцев именно серб подхватил падающее знамя армейского спорта, водрузив его на новую высоту. Выход в четвертьфинал Лиги чемпионов – прямая заслуга Красича. А переход в «Ювентус» – достойная награда.
Это и Жо, который, дважды став лучшим бомбардиром команды, возвел шутки относительно своей фамилии в ранг моветона. Но вот ведь ирония судьбы: одна из самых удачных покупок ЦСКА стала самым неудачным вложением денег «Ман Сити».
И конечно же Вагнер Силва де Соуза по прозвищу Лав. Его роман с ЦСКА – это лихо закрученный бразильский сериал, в котором воедино сплелось множество сюжетных линий. Без печального взгляда бразильца, его ярких разноцветных косичек, постоянной тоски по родине и конечно же голевого чутья наш футбол был бы чуточку другим. Неслучайно Вагнер – первый зарубежный футболист, получивший членский билет Клуба Григория Федотова.
А ведь еще были Дуду, Жирков, Олич… Об этих игроках и их месте в истории ЦСКА говорилось не раз. Но остановимся подробнее на тех, кто по разным причинам не оправдал ожиданий.
И ВЫСТРЕЛЫ В «МОЛОКО»
«Мы наблюдаем за интересующими нас игроками в течение четырех-шести месяцев, после чего принимается решение об их покупке, - рассказывает Бабаев. - В первую очередь во внимание принимаются спортивные составляющие. Но не меньшую роль для нас играет ментальность игрока, его характер. Мы всегда обращаемся к независимому футбольному агентству, которое готовит подробные отчеты по заинтересовавшим нас лицам. Но никто не может дать гарантий».
Справедливость последнего утверждения не раз подтверждала сама жизнь. Вениамин Мандрыкин пришел в ЦСКА в статусе основного вратаря молодежной сборной России, а нынче защищает ворота аутсайдера первой лиги – брянского «Динамо». Алан Кусов, которого Газзаев одно время тянул в сборную, задержался в ЦСКА всего на полгода. Дальнейшая карьера этого полузащитника вместила в себя аренды, двухлетний простой из-за неизвестной травмы, отчисление из иркутской «Звезды» за прогулы и отъезд в Азербайджан. Сегодня Алан играет в московском «Торпедо». Пребывание же молдаванина Сергея Даду в армейском клубе включило в себя один-единственный выход на поле в матче чемпионата России, травму и возвращение на правах аренды во Владикавказ.
А история Осмара Ферейры уже успела перейти в разряд легендарных. Зимой 2004 года в ЦСКА пришли два левых полузащитника. Один был куплен за 4,5 млн евро у «Ривер Плейта», другой – за 300 тысяч евро у тамбовского «Спартака». На первого всерьез рассчитывали, от второго не ждали ничего особенно. Но Юрий Жирков дорос до «Челси», а Осмар Ферейра так и не смог адаптироваться к чужой стране. «Не получилось найти себя ни в футболе, ни в жизни. Выходил на поле - и было такое ощущение, что играю не я, а кто-то другой», - объяснял позже причину своего поражения аргентинец. После ЦСКА он пытался найти себя в ПСВ (неудачно), затем вернулся на родину – в «Сан-Лоренсо», а последние три года играет в украинском «Днепре».
Даже Даниэл Карвальо оставил о себе неоднозначное впечатление. Вклад бразильца в европейский успех 2005 года неоценим, возможности его левой ноги незабываемы, но огромен и масштаб его последующего саморазрушения. Разве мог кто-то подумать, что следующими после ЦСКА «остановками» полузащитника станут бразильские «Интернасьонал» и «Атлетико Минейро», а также катарский «Аль-Араби»?..
Судьба талантливого бразильца озадачила даже Луиша Фигу. «Португалец искренне удивил, когда в ходе нашего общения задал вопрос о Карвальо. На его взгляд, Даниэл по потенциалу превосходил даже Роналдиньо, - рассказывает Бабаев. - Можно только переживать, что такой игрок и наполовину не раскрыл своего таланта. К сожалению, бразильцы очень часто не справляются с испытанием медными трубами, быстро пресыщаются и не могут на должном уровне поддерживать мотивацию. Не могу сказать, что Карвальо валял дурака, но одного желания и таланта было уже недостаточно».
На вопрос о том, почему бразилец не был продан на пике свой популярности, Бабаев отвечает так: «В тот момент команда только строилась, и Карвальо был одним из основных факторов достижения успеха. Нам было неинтересно говорить о его продаже. Спустя годы можно рассуждать об ошибочности этого решения, но случилось то, что случилось».
За Рамона зимой 2007 года армейцы выложили рекордные на тот момент 8 млн евро. Гинер называл бразильца «новым Кака», общественность – «новым Карвальо». Ни того, ни другого из Рамона не вышло. «У человека не хватило характера и силы воли. Если Карвальо снизил к себе требования, достигнув определенного успеха, то Рамон сделал это сразу», - объясняет Бабаев. Перевоспитать Рамона пытались в Самаре, но терпения Газзаева – теперь уже Юрия – хватило лишь на один матч. Не пошла на пользу бразильцу и аренда во «Фламенго». В конце этого года контракт Рамона завершается, и клуб не намерен его продлевать.
Не сложилось в ЦСКА и у «второго Недведа» - чеха Любоша Калоуды, купленного у «Брно». Он мариновался в дубле москвичей, изредка получая шанс проявить себя в играх основного состава, ездил на побывку в пражскую «Спарту», а сейчас выступает на правах аренды за клуб «Волгарь-Газпром».
За 17-летнего Джанера Эркина, засветившегося на юниорском чемпионате мира 2005 года, ЦСКА выложил 4 млн евро, но так и не получил отдачи. Если бы не эффектный гол в ворота Плетикосы летом 2008-го да ссора с Зико, закончившаяся арендой в «Галатасарай», об Эркине и вовсе было бы нечего вспомнить. Сегодня он выступает за «Фенербахче», куда был продан минувшим летом за 2 млн евро.
Нападающему из Нигера Муссе Маазу, по общему мнению, раскрыться помешали причины, не имеющие прямого отношения к футболу. В настоящее время игрок, обладающий комплекцией вышибалы из ночного клуба, изучает географию Франции: вслед за «Монако» его арендовал «Бордо».
Были и другие неудачи. Нападающий Рикардо Жезус исправно забивал за «Спартак» из Нальчика, но совершенно потерялся в ЦСКА. Концовку сезона-2008 наименее «бразилистый» из всех армейских бразильцев встретил уже в дубле. Туда же он частенько заглядывал и в следующем чемпионате, после чего транзитом через греческую «Ларису» вернулся в Нальчик.
Поворотным в судьбе Давида Янчика стал юношеский чемпионат мира 2007 года. Поляки тогда вышли из группы, а смуглолицый нападающий забил три гола и получил приглашение из ЦСКА. Но знаменитый гол в ворота «Спартака», испортивший день рождения Станиславу Черчесову, оказался для Янчика единственным в чемпионате России. В данный момент поляк играет в Бельгии и, судя по всему, не очень хочет возвращаться в стан красно-синих.
Четверо игроков из этого списка – Калоуда, Маазу, Жезус и Янчик – по-прежнему принадлежат клубу и теоретически еще могут принести ему пользу. Но гендиректор ЦСКА признается, что сделать это им будет очень тяжело: «Причина – высочайшая конкуренция. Если бы в команде не было Думбии и Вагнера, я бы сказал, что у них есть шансы. Но все-таки будем смотреть на вещи объективно: ребятам надо найти команды определенного уровня, где бы они могли играть, а не сидеть на скамейке. Этим и займемся».
Ярослав КУЛЕМИН
info@futbol60.ru