Завершить начатое в прошлом сезоне обновление армейский клуб сумел практически без ущерба для турнирного результата. Всю массу впечатлений от красно-синего сезона Sportbox.ru пытается вместить в пять главных понятий.
Неопределённость
После того, как прошлой осенью Евгений Гинер поменял Хуанде Рамоса на Леонида Слуцкого и объявил старт нового проекта, в воздухе повис немой вопрос по поводу масштаба задуманных перемен. Пошли разговоры о том, что новый человек может появиться даже во главе клуба. Это означало бы потрясение основ, поскольку внятная политика клубного руководства была одним из главных, если не самым главным достоинством ЦСКА последних лет. В итоге дело до смены президента не дошло, но, не исключено, тема эта в межсезонье потрепала нервы не только болельщикам, но и футболистам.
Другой момент неопределённости имел уже прямое отношение к команде и был связан с кадровой политикой первой половины сезона. Уходит Милош Красич или остаётся? Возвращается Вагнер Лав или нет? Выкупают Гильерме из аренды или отправляют обратно в Киев? Это только некоторые вопросы из тех, что беспокоили Леонида Слуцкого весной и в начале лета. Причём речь шла о фигурах не второстепенных, а ключевых, вокруг которых строится игра. Всё это, разумеется, не могло влиять на жизнь команды положительно. Возможно, как раз конкретики замыслов и не хватило ЦСКА в первую очередь, чтобы на равных соперничать с «Зенитом».
Конкуренция
После завершения летнего трансферного периода команда обрела новое качество. Такого уровня внутренней конкуренции в истории ЦСКА не было ещё никогда. На некоторых позициях дублёрами оказались игроки национальных сборных. Особенно высокая конкуренция сложилась в центре поля, где на два места претендовали шесть кандидатов – Кейсуке Хонда, Павел Мамаев, Дейвидас Шемберас, Алан Дзагоев, Евгений Алдонин и Элвер Рахимич.
Думается, плотность состава оказалась одним из факторов, позволивших команде до самых последних матчей сохранять хорошую мотивацию. А значительная игровая нагрузка в различных турнирах дала возможность если и не избежать совсем, то минимизировать психологический дискомфорт, который обычно вызывает у игроков пребывание на скамье запасных.
Развитие
С приглашением Леонида Слуцкого философия клуба, подразумевающая ставку на молодые перспективные силы, обрела законченное выражение. Нынешний тренер оказался самым молодым с 1994 года, когда ЦСКА принял 40-летний Александр Тарханов. Стал ли Слуцкий за этот год сильнее? Наверное. В первую очередь, пожалуй, в смысле опыта работы на элитном уровне. Хотя, по словам самого тренера, к некоторым особенностям топ-клуба невозможно привыкнуть в принципе.
Прогрессировали и почти все молодые футболисты. Наиболее заметным стал рост 22-летнего Павла Мамаева, который превратился в одного из ведущих игроков клуба, дебютировал в сборной страны. Без всяких признаков «синдрома второго сезона» отыграл чемпионат 19-летний Георгий Щенников, тоже, пожалуй, приблизившийся к вызову в национальную команду. Настоящим открытием осенней части сезона стал 20-летний Секу Олисе. Окреп 21-летний Томаш Нецид, чьи голы не раз по ходу сезона выручали армейцев. Закрепились в составе новички: 24-летние Кейсуке Хонда и Кирилл Набабкин, 23-летний Зоран Тошич, 22-летний Сейду Думбия. Пожалуй, прибавить по-настоящему не сумел лишь 20-летний Алан Дзагоев. Но тренеров этот факт беспокоит, наверное, не меньше, чем болельщиков.
Тактика
Сильнейшей профессиональной стороной Слуцкого называют тактическую подготовку. И нынешний сезон дал тренеру возможность в полной мере проявить свою искушённость. Даже если говорить просто о расстановке, то ЦСКА доводилось использовать несколько вариантов. Начинала сезон команда с одним форвардом и пятью хавбеками, потом, когда по разным причинам выбывали края, в армейской практике появился «ромб», а осенью наиболее актуальной стала схема с двумя форвардами. Кроме того, значительный кадровый резерв давал тренеру возможность корректировать тактические нюансы за счёт использования тех или иных исполнителей. Так, например, если на фланге выходили Тошич, Олисе или Хонда, рисунок игры в каждом случае получался разным.
Тактически Слуцкого в минувшем чемпионате переиграл разве что Юрий Красножан. Всем остальным коллегам, в том числе таким «зубрам», как Лучано Спаллетти, Курбан Бердыев, Юрий Сёмин армейский наставник, пожалуй, как минимум не уступил.
Характер
Крепкий командный стержень позволял ЦСКА внешне легко преодолевать отдельные неудачи. Потеря очков не выводила команду из равновесия: показательно, что за поражением или ничьей почти всегда следовала победа. Исключением был лишь трёхматчевый ничейный блок в середине осени, однако те игры могли дать повод для упрёков в чём угодно, но только не в бесхарактерности.
Не секрет, что основой ЦСКА является оборонительная линия: именно здесь собраны самые надёжные – как в игровом, так и в человеческом смысле. Привычка побеждать, которая сохранилась с золотых времён благодаря таким людям как Сергей Игнашевич, Игорь Акинфеев, Алексей и Василий Березуцкие, Дейвидас Шемберас, нынче выручала армейцев не однажды. Если буквально, то пять раз – именно столько волевых побед одержал ЦСКА в минувшем чемпионате. Две из них – над «Спартаком». Последняя, добытая ко всему прочему в меньшинстве, выразила натуру ЦСКА-2010 ярче всего.
Андрей Колесников, Sportbox.ru