Восемь поражений ЦСКА в последних 10 матчах заставили корреспондента "СЭ" обратиться за комментариями к главному тренеру и генеральному менеджеру армейцев, которых отделяет от зоны плей-офф уже 8 очков.
В последнее время Немчинов с прессой практически не общается. "Очень сильно переживаю за ситуацию в команде, порой просто не хватает сил, времени и эмоций для интервью, - пояснил он. - Но сейчас, чувствую, пришло время для откровенного разговора. Душа болит за ЦСКА, за наших многочисленных болельщиков. Обязан их проинформировать через "СЭ" о ситуации в команде, о том, как мы будем подниматься со дна".
ПРЕТЕНЗИИ - КО ВСЕМ, ВКЛЮЧАЯ ТРЕНЕРА
- Первый и главный вопрос: что происходит с легендарным клубом?
- Мы попали в сложнейшую ситуацию. Функционально команда в порядке, что показывают все наши тесты. Подготовлена она и с тактической точки зрения - у нас отработаны несколько моделей игры. Проблема, считаю, исключительно в области психологии. До перерыва в чемпионате мы выдали хорошую серию, обыграли СКА, "Спартак" и "Динамо", чуть позже - "Салават" и, казалось, выбрались из кризиса. Но после паузы потерпели обидное поражение - и сорвались в пике.
Вижу, как серия неудач давит на каждого игрока, на каждого члена команды, включая тренерский штаб. Сейчас самое главное - сбросить с себя этот груз, распрямиться. Я верю, что все у нас получится.
- Есть ощущение, что вниз команду тянут легионеры. Во всем цивилизованном мире принято, что они должны быть на голову выше аборигенов. Но в ЦСКА мы этого не наблюдаем...
- В чем-то с вами согласен. С одной оговоркой - мы ждем большего от каждого хоккеиста, а отнюдь не только от легионеров. Пожалуй, серьезных претензий нет только к нашему молодому вратарю Сергею Гайдученко.
- Очевидно, что ЦСКА необходимо усиление. Вы, как генеральный менеджер, ведете такую работу?
- Безусловно, усиление необходимо всегда - и селекционная работа в таком серьезном клубе, как ЦСКА, ведется постоянно. С другой стороны, мы находимся уже на экваторе сезона, когда бюджет клуба определен и строго выполняется. Мы гордимся тем, что в ЦСКА все выплаты осуществляются точно в срок, никаких задолженностей нет. Чтобы сохранить эту стабильность, сейчас, наверное, нет ни смысла, ни возможности делать какие-то пожарные приобретения. Скорее речь может идти об обменах.
- Ходили слухи, что ЦСКА намерен приобрести Криса Челиоса.
- Я не могу подтвердить эти слухи прессе.
- Но Челиос был бы способен усилить защиту ЦСКА, а может, и тренерский штаб...
- Знаете, скорее нам нужны наши, молодые хоккеисты. Я, как тренер, возглавлявший молодежную сборную России на чемпионате мира-2008, до сих пор вспоминаю Виктора Тихонова-младшего. Талантливейший мальчишка! Тогда он совершенно не случайно стал самым ценным нападающим турнира. И мне очень жаль, что он застрял где-то в североамериканских фарм-клубах...
- Права на Тихонова, как известно, принадлежат не вам, а "Северстали". Что говорит по поводу внука его дедушка - легенда ЦСКА, почетный президент клуба Виктор Тихонов?
- Виктору Васильевичу - особая благодарность. Постоянно у него консультируюсь, его советы бесценны. Разбираем игру в большинстве, меньшинстве, некоторые специфические ситуации. Его поддержка важна и в плане психологии. Когда Тихонов рассказывает о том, как в советские времена его вызывали на ковер, как ему приходилось защищать своих игроков, то невольно понимаешь, с личностью какого масштаба работаешь в одном клубе.
Ну а что касается его внука, то здесь ситуация предельно проста. Существует закон КХЛ. И тут пока ничего не поделаешь.
- В глухом запасе "Коламбуса" скучает и другая надежда армейского хоккея Никита Филатов...
- Переживаю за Филатова. Такой мастер нам сейчас точно бы не помешал. Никита знает: если у него в НХЛ что-то не получится, его с распростертыми объятиями ждут в родном клубе.
Вообще же очень хорошо, что у нас зашел разговор об армейской молодежи. Намерен делать на нее ставку. В связи с этим в штаб основной команды вернулся и тренер Вячеслав Буцаев, который ранее работал с "Красной Армией". Уже в самое ближайшее время шанс получат лучшие игроки из нашей молодежки. Гусев, Степанов, Прохоркин, Кучеров, Жиганов - скоро об этих парнях вы обязательно услышите. Они - будущее клуба!
- Многие называли будущим Моню, но он в основном сидит на лавке для запасных...
- В юном возрасте многое зависит от желания игрока совершенствоваться. К сожалению, такое желание есть не у всех. Кто-то, увы, занижает себе планку. А вот, скажем, Яков Рылов - боец из бойцов. Его травма нас подкосила. Причем получил ее Яков на ровном месте - во время разминки, когда играл в футбол. Это был удар по всей команде.
9 ШАЙБ МАРЕКА
- Давайте обсудим ваших легионеров. Что скажете о форварде Мареке, которого летом приглашали как главную звезду команды?
- Еще раз повторю, что оценки "удовлетворительно" в ЦСКА пока ни у кого нет, включая главного тренера. Что касается Марека, то к нему, как к потенциальному лидеру команды, особые требования. Он обязан прежде всего забивать. И в этом смысле лишь девять шайб Марека говорят сами за себя, хотя он и является лучшим бомбардиром клуба.
- Когда вы Марека покупали, знали о том, что он провалил последний сезон в "Магнитке"?
- Не совсем согласен с такой оценкой. Да, последний сезон у Яна сложился не очень удачно. Но исключительно из-за травмы, после которой он должен был набрать кондиции.
- Не лучше смотрится другой чешский снайпер Нетик. Ошиблись с его приобретением?
- Выводы делать рано. В прошлом сезоне Нетик был лучшим снайпером пражской "Спарты". 22 гола и 42 очка в 40 матчах говорили сами за себя. Увы, в своем дебюте в КХЛ он получил травму, после чего выпал из тренировочного процесса и долго не мог восстановиться. Не готов его публично критиковать, верю, что этот мастер наберет ход.
- Что скажете о защитниках Пиларже и Чаславе?
- Часлава - игрок первой пары сборной Чехии, которая недавно стала чемпионом мира. Он - чистый разрушитель. Именно на эту роль его и брали. И в общем-то что хотели, то и получили.
Пиларж - опытный защитник крепкого уровня. Из-за травмы Пашнина и дисквалификации Курбатова на него иногда выпадала большая нагрузка, с которой он не всегда справляется.
- Печать "сделано в НХЛ" не всегда гарантирует качество. Это я про североамериканского вратаря Валикетта, который порой смотрится очень неуверенно...
- Начал он хорошо. В первый месяц входил в тройку лучших вратарей лиги по многим статистическим показателям. Затем получил травму - а с ней потерял и уверенность. Вратарь, как известно, половина команды. И пока этой половиной является скорее Гайдученко, а отнюдь не Валикетт. Что ж, будем с ним работать.
- Российские болельщики большего ждали и от прославленного ветерана 38-летнего Вячеслава Козлова. А вы?
- Повторюсь, мы ждали больше от каждого игрока. Если говорить о Славе, то он пришел в команду уже по ходу сезона. В такой серьезной лиге, как КХЛ, нельзя пропускать подготовительный период. И в случае со Славой мы это видим. Хотя он делает все возможное, чтобы помочь команде, ведет ее за собой. Верю, что Козлов даже в своем довольно серьезном возрасте еще прибавит.
С ФЕТИСОВЫМ ОБЩАЕМСЯ ЕЖЕДНЕВНО
- Вы в ходе нашего разговора уже не раз говорили о том, что тот или иной игрок в начале сезона получил травму. Между тем на старте прошлого сезона именно ЦСКА блеснул в лиге физическими кондициями. В связи с этим вопрос: довольны ли вы работой вице-президента Владимира Буре, который летом пришел в клуб из "Нью-Джерси" и отвечает за физподготовку?
- Знаете, все это наша внутренняя кухня, которую в прессе я не хотел бы комментировать. В начале сезона у нас были некоторые шероховатости, которые мы, впрочем, всей нашей дружной командой быстро подкорректировали. Ведь тренерскому штабу кроме Буре помогают и другие вице-президенты - Алексей Касатонов и Сергей Макаров. Их поддержка тоже очень важна для нас.
- Чувствуете ли вы давление со стороны президента ЦСКА Вячеслава Фетисова?
- Общаюсь с Вячеславом Александровичем в ежедневном режиме. Понятно, что у него душа болит за команду. Я чувствую его озабоченность. Но в то же время и поддержку.
- Некоторые болельщики требуют вашей отставки...
- Сейчас легче всего уйти с поста главного тренера и, скажем, сосредоточиться на работе генерального менеджера. Может, это будет политически грамотный ход. Грамотный, вот только совершенно не мужской!
Я чувствую свою ответственность перед командой, перед нашими замечательными болельщиками, перед руководством. Верю в наших ребят, в то, что мы все вместе выберемся из кризиса. Дайте лишь немного времени...