Если бы в каком-нибудь уютном лондонском баре ко мне подошел незнакомец и, прознав о моем увлечении футболом, попросил в двух словах описать российскую премьер-лигу, назвать ее главный символ, предмет какой-то особой гордости, то я бы, не задумываясь, указал на армейскую связку Вагнер – Думбия. Ярких личностей в нашем чемпионате не так много, а ярких связок – продуктов творческой деятельности тренеров – и того меньше. А среди тех, которые имеются, эта парочка футбольных киллеров определенно значится под номером один.
Я бесконечно благодарен судьбе за то, что этот дуэт оказался в руках Леонида Слуцкого – тренера, на котором до прошлого сезона штампов висело больше, чем на собаке блох: аналитики обвиняли молодого специалиста в прямолинейной игре с габаритным форвардом, в отсутствии психологии победителя и прочих страшных грехах. Слуцкий, в начале сезона успешно исповедовавший игру с Нецидом, летом принялся налаживать новую модель. Перед ним стояла задача вписать в командную игру пришедших новичков и что еще сложнее – перейти на игру в два форварда. Это был новый вызов тренерской карьере Леонида Викторовича. Вызов, который он принял и вышел из схватки с неизвестностью победителем.
За сказочно короткий промежуток времени и Вагнер, и Думбия, что называется, нашли друг друга; через пару месяцев казалось, что они играют вместе еще с пеленок. Со стороны, вероятно, может показаться, что Слуцкий не причастен к рождению нового дуэта, дескать, Вагнер – талант такого масштаба, что способен заиграть в любых условиях, было бы желание. Однако случаев, когда звезды в неумелых руках тускнели, в мировом футболе хватает. А примеров, когда форварды, играя в паре, терялись в новой для себя роли, и вовсе предостаточно.
Я бы поведал незнакомцу историю становления звездной связки, перед которой дрожали сначала защитники премьер-лиги, а затем и Лиги Европы. Вероятно, к становлению Ва-Ду приложила свою руку сама Судьба. Убежден, что будь Дзагоев в приличной форме, играй он стабильно на высоком уровне, мы бы не увидели Вагнера в роли атакующего полузащитника (порой даже не второго форварда). У Слуцкого, в принципе, не оставалось других вариантов: Мамаев на роль креативного хава не подходил при всем моем уважении к нему; ставить на эту позицию Алдонина было как-то несолидно. Одного Хонды, раскрывшегося в роли универсального опорника, для массивной атаки откровенно мало. Тем более, тогдашнего Хонды, вернувшегося с чемпионата мира. Слуцкий решил проблему переводом Вагнера на позицию Дзагоева. Был ли в этом риск? Несомненно: при переводе игрока на другую позицию, наделении его какими-то иными, не совсем привычными ему функциями риск существует всегда.
Слуцкий не прогадал. И мы увидели другого Вагнера, в техническом оснащении которого оказались ранее не знакомые общественности навыки. Оказалось, что Вагнер – вполне себе плеймейкер, видение поля и культура паса которого позволяют играть на позиции атакующего полузащитника. Стало понятно, что бразилец обладает роскошным ударом со средней и дальней дистанции. Среди игроков атакующего звена ЦСКА Вагнер чаще всех исполняет острые и обостряющие передачи – примерно по 4-5 за матч. Это больше, чем у Дзагоева, Хонды и крайних атакующих хавов армейцев.
Думбия – по-хорошему агрессивный игрок, постоянно нацеленный на ворота. В схеме Слуцкого он играет выше Вагнера, иногда, по ситуации, является надежным дополнением бразильцу на острие атаки. В этом, пожалуй, и есть основной козырь гибкой модели Слуцкого – он всегда может перестроить игру с большим акцентом на атаку, не используя замену. К несчастью Думбия был вынужден пропустить из-за травмы несколько матчей, что, впрочем, не сказалось критично на атакующей игре ЦСКА.
В 26 матчах на двоих, которые эта парочка провела на футбольных полях России, она заработала 23 очка по системе гол+пас. Особо отличился Вагнер, в зачете которого 9 забитых мячей и 6 голевых передач в 15 играх. Второй показатель только подчеркивает находку Слуцкого: в сегодняшнем ЦСКА Вагнер является ключевой фигурой в атакующей схеме команды. Отыграв лишь половину сезона, лучший легионер в истории чемпионатов России стал первым в стане армейцев и по забитым мячам, и по голевым передачам. И лучшим вообще в премьер-лиге по системе гол+пас, если посчитать среднее количество результативных действий за один матч.
Феномен связки Вагнер – Думбия состоит в том, что уже по ходу чемпионата благодаря, несомненно, тренерской работе игроки сумели сыграться практически на идеальном уровне. Универсализму Вагнера не перестаешь удивляться из года в год, каждый раз бразилец раскрывает все новые свои способности. А ведь Лаву приходилось играть в паре со многими заслуженными нападающими – от Олича до Жо. Но по итогам 2010 года кажется, что именно Думбия – наиболее привлекательный и подходящий вариант.
Вагнер и Думбия украшают, дополняют друг друга. Они оба сверхтехничны, обладают феноменальной скоростью, ударом, голевым чутьем и всеми остальными качествами, которые необходимы нападающему топ-класса. В том, что они сразу заиграли, есть величайшая заслуга Слуцкого: найти место каждому на поле, чтобы оба при этом демонстрировали свой лучший футбол – это ведь целая наука. Не менее ценна находка в лице Секу и Тошича, которые шикарно поддерживают, разгоняют и обостряют атаки. А перевод Хонды на позицию атакующего опорника – это произведение искусства.
ЦСКА 2010 – это волна тактических перестроений, которая вылилась в самую зрелищную командную игру минувшего сезона. На берег вынесло много камней, где один другого краше, но самым крупным и ярким является камень, который образовался путем слияния двух драгоценных пород. Связка нападающих Вагнер – Думбия в 2010 году стала украшением чемпионата, образцом атакующих сочетаний. И на общем фоне премьер-лиги этот бриллиант блестит особенно ярко. А потому столь ценен и уникален.
Статистику игроков можно посмотреть здесь.