Попытка сравнить реальные и возможные последствия двух российских побед в Кубке УЕФА.
Теперь самое время поговорить о европейских успехах «Зенита» и ЦСКА в сравнении. Потому что, во-первых, их путь завершен и увенчан кубками. Сочными такими, массивными, не держащими, как нам известно со времен лиссабонской победы, шампанское (что-то там течет) Кубками УЕФА. А во-вторых, мы знаем, что случилось потом с ЦСКА.
ЛИССАБОНСКИЙ УСПЕХ СТАЛ КАТАЛИЗАТОРОМ…
Собственно, трагедии никакой не произошло. ЦСКА два года подряд выигрывал все в России. Но сложилось тем не менее так, что успех в Кубке УЕФА остался для армейцев наивысшей точкой. И дело не в том, что они не дотянулись до Кубка чемпионов. Это совершенно необязательно. А в том, что на волне своего успеха ЦСКА как живой организм словно замер. И далее пытался не столько идти вперед, сколько вернуться в ту точку и по возможности замереть в той победной позе. Команда не развивалась, во всяком случае так, как могла бы.
При этом, безусловно, развивался наш футбол. Как линейно, подтягиваясь к ушедшему вперед красно-синему лидеру, оказывая ему сопротивление и борясь с ним за титулы (по мере сил и амбиций), так и качественно. Стало больше инвестиций, стало больше качественных игроков. Впрочем, тот памятный и самый сладкий, оттого что первый, еврокубковый успех армейцев стал не первопричиной прогресса, а… катализатором. Вот напрягся и вспомнил из школьного курса химии нужное слово.
Интересно теперь сравнить, на что в смысле дальнейшего развития окажется способен «Зенит». Окаменеет, как армейцы. Или сможет сделать новый шаг вперед. Можно небольшой. Необязательно семимильный. Важно, чтобы он просто был.
Именно поэтому, не стесняясь прослыть занудой, хочу еще раз сказать: какова бы ни была цель и как бы ни сладка была победа, все равно переносить ради нее из одиннадцати матчей нашего чемпионата пять (половину) стыдно. Именно что стыдно. И если не ставить перед собой задачу играть столько, сколько надо, и тогда, когда надо (расписание публикуется в начале сезона), то любая медовая бочка успеха будет содержать в себе ложку дегтярной иронии.
Но что сделано, то сделано. Важно теперь, что будет дальше.
…А ЧЕМ СТАНЕТ МАНЧЕСТЕРСКИЙ?
Вы знаете, что будет? Я не знаю. Но думаю, что возможности у «Зенита» сейчас просто уникальные. Начать с того, что он ближе любого другого клуба в стране к тому, чтобы стать самоокупаемым. А когда дело самоокупаемо, это уже не чья-то блажь, которая пройдет, как только одно пристрастие сменит другое.
«Зенит» строит стадион. У «Зенита» не просто огромная, а еще и компактно собранная армия болельщиков, жителей большого, богатого города, которые несут свои деньги в клуб, покупая сувениры, посещая матчи. У «Зенита» хорошая школа, значение которой, впрочем, не стоит переоценивать, потому что чем сильнее клуб, тем сложнее школе удовлетворять его запросы. Наконец, «Зенит», кажется, просто не планирует, как ЦСКА, останавливать прекрасные мгновения. Вон Адвокат спокойно рассуждает о том, что Аршавин уйдет. Я совершенно не имею в виду, что уход Аршавина для «Зенита» благо. Но понимание того, что в этом жизнь и это вполне может случиться и никак не является трагедией, — вот в этом благо. Точно. Благо команды, которая готова жить и меняться.
Большое заблуждение думать, что для этого нужны в первую очередь инвестиции. Это не так. Необходимо развивать то, что является футбольной технологией – клуб и его многочисленные службы. То, что сделает инвестиции эффективными. Нельзя оставаться, как ЦСКА, по сути торгово-закупочным кооперативом, где чуть ли не каждое решение обязательно должно пройти через первое лицо. Это тупик. Что в ЦСКА уже поняли прекрасно.
К слову, в России по этому показателю есть совершенно определенный лидер — пермский «Амкар». Вот уж кто на единицу вложенного добился максимального успеха и не боялся перемен! Потому что иначе умер бы. Канул в глубины многочисленных лиг. А «Амкар» сейчас, между прочим, выше «Зенита» в таблице. По всем показателям