От Дика Адвоката настойчиво требуют новичков. Словно не замечая того, что свежие лица в сборной всё же появляются. Нельзя же, например, записать в старожилы футболиста, не сыгравшего в составе команды и получаса.
фото: Роман Ляховенко
С третьего раза
Впервые в национальную команду Павла Мамаева вызвал ещё прежний тренер – в июне 2009-го на сбор перед квалификационным матчем чемпионата мира против Финляндии. Новыми именами Гус Хиддинк баловал публику регулярно, и это приглашение по большому счёту прошло незамеченным. Тем более что в заявку на матч армеец тогда не попал, а чуть позже, заработав глупое удаление в спарринге молодёжки против Италии, и вовсе заставил усомниться в том, что созрел для больших дел.
Но в следующем сезоне футболист вышел уже на качественно иной уровень. И новый тренер сборной, хоть и заявивший поначалу, что достойной молодёжи не наблюдает, разглядел его довольно быстро. Адвокат говорил, что хотел позвать Мамаева уже на второй сбор своей команды, когда шла подготовка к Андорре и Словакии. Но тогда оставил игрока в олимпийской сборной, которой предстояли решающие матчи. На сбор перед играми в Ирландии и Македонии Мамаев был уже вызван. В заявку на матчи, правда, он снова, как и годом раньше, не попал. Но в третий раз, когда Россия играла товарищеский матч против Бельгии, дошла очередь и до него: на 63-й минуте Мамаев появился на поле вместо Константина Зырянова.
Вариант для замены
В матче против Ирана, судя по всему, из-за травмы не сможет сыграть Роман Широков. Это станет потерей, поскольку зенитовец является единственным хавбеком, кто без замен отыграл все до единого матчи сборной Адвоката. Заменить его способны несколько игроков. Например, Игорь Семшов, отлично знающий и схему, и партнёров, или Динияр Билялетдинов, который по понятным причинам находится сейчас в более высоком по сравнению с партнёрами тонусе. Вакансию в центре поля вполне может закрыть и Мамаев. И то несовпадение приоритетов, которое на первый взгляд присутствует в игре полузащитников, смущать, думается, не должно. Да, Широков в последнее время больше ориентирован на атаку, тогда как Мамаев – на оборону. На счету питерского футболиста в прошлом сезоне девять забитых мячей, а конструктивная активность армейца вылилась в единственную за весь чемпионат голевую передачу. Но такая разница во многом, пожалуй, объясняется сиюминутной клубной спецификой. «Зенит» играет без ярко выраженных фланговых полузащитников, а среди трёх центральных полномочия поделены так, что Широков больше отвечает за созидание. А в схеме ЦСКА центральных хавбеков двое, и оба, в том числе Мамаев, обременены преимущественно оборонительными заботами.
А вообще-то эти хавбеки чем-то похожи. Например, тот и другой считаются умелыми организаторами, наделены способностью точно выбрать наиболее перспективный маршрут атаки и длинной передачей развернуть игру в нужном направлении. Но главным образом они напоминают друг друга разносторонностью и универсализмом. Широков, как известно, владеет и навыками разрушителя, благодаря чему иногда бывает востребован на месте стоппера. А Мамаев и вовсе способен сыграть в центре поля на любой позиции.
Шансы есть
Мамаев начинал в «Торпедо» как атакующий хавбек. Дебютировал он в премьер-лиге в шестнадцать лет, а в семнадцать стал уже твёрдым игроком основы. В том сезоне, 2006 года, он оказался лучшим в своей команде по системе «гол плюс пас», причём один из мячей отправил в ворота «Зенита», который в ту пору возглавлял Адвокат. Так что приметил этого паренька голландец, не исключено, ещё пять лет назад. Тогда же глаз на него положили армейские скауты. Надо полагать, весомым аргументом в пользу того, чтобы подписать юного торпедовца, стали высокие показатели его результативности. В мае 2007-го Мамаев стал игроком ЦСКА.
Вот только игровые функции футболиста в новом клубе изменились. Поначалу Валерий Газзаев пытался использовать его в том же качестве, что и в «Торпедо». Но выдерживать сравнение с таким затейниками как Даниэль Карвальо, а потом и Алан Дзагоев дебютанту было трудно. И тогда тренер нашёл Мамаеву иное применение, ближе к опорной зоне. В дальнейшем хавбек всё глубже погружался в новую специализацию и всё реже напоминал себя торпедовского. В прошлом сезоне он, похоже, освоился с ролью опорника окончательно. Будь иначе, не выдержать бы ему спор за позицию, на которую в ЦСКА самый высокий конкурс – три человека на место. А он выдержал: чаще него из центральных хавбеков играл только Кейсуке Хонда. Впрочем, строго говоря, Мамаев не все матчи провёл в центре – иной раз ему приходилось закрывать и фланги. Но это, пожалуй, характеризует футболиста только с положительной стороны.
О его достоинствах продолжают спорить. Александр Тарханов, например, умеющий увидеть футболиста не так, как все, продолжает считать Мамаева скорее атакующим игроком, нежели классическим опорником. Отмечая тонкость его решений и обращения с мячом, тренер утверждает, что если футболисту повезёт попасть в выстроенную командную игру, он обязательно покажет себя одним из лучших полузащитников страны.
Вообще-то Адвокат имеет репутацию квалифицированного футбольного архитектора. Выходит, если верить Тарханову, у Мамаева и у страны есть шансы.
Андрей Колесников, Sportbox.ru