Когда капля переполняет чашу – это про обстановку в маленьком кабинете президента футбольного ЦСКА на Ленинградке. Число трофеев после прибавившегося Кубка России стало просто критическим, поэтому с полок и двух столиков часть перекочевала банально на пол. Зрелище для хозяина кабинета, надо думать, приятное и, по его собственному признанию, добавляющее каждое рабочее утро еще немного хорошего настроения. Он и сейчас в прекрасном расположении духа. Блеск очередной медали на Кубке России, строгость ордена Андрея Первозванного на стене, фирменный «сигарный» запах кабинета – атмосфера, в которой безоговорочно гармонично может выглядеть только один человек. Президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер
Был уверен в двух победах
— Евгений Леннорович, примите поздравления с первым трофеем сезона. В связи с тем что, как говорят специалисты, от ЦСКА в последнее время явно отвернулась удача, был ли этот Кубок более, скажем, трудоемким, чем предыдущие?
— Думаю, кубковые финалы всегда одинаково непросты — просто потому, что это противостояние состоит из одного матча. В общем, игра была такая же тяжелая, как со «Спартаком», как с «Химками». Но, честно говоря, у меня была уверенность, что мы завоюем трофей и в этом году.
— После победы ЦСКА в Кубке России капитан команды Игорь Акинфеев ответил на вопрос, испытывал ли он радость за победу «Зенита» в Кубке УЕФА, словами одного из игроков питерцев, некогда прокомментировавшего ваш еврокубковый финал: «Играет не Россия, а клуб ЦСКА, а я за него не болею». Разделяете такое мнение?
— Не совсем согласен. Мне все равно, болел ли в свое время «Зенит» за ЦСКА. Я за «Зенит», могу сказать точно, болел. Хотя бы просто потому, что играла российская команда против шотландской. И очень хорошо, что питерцы победили. Теперь на наш чемпионат будут смотреть с еще большим интересом, потому что два таких результата уже на случайность не спишешь — это показатель подъема футбола в России.
— А хоккейный финал Россия — Канада смотрели?
— Да, конечно. Даже немного не выспался из-за переживаний. Но все-таки и там, как в нашем финале Кубка, у меня с самого начала была уверенность, что мы будем чемпионами мира.
— Интересно ваше мнение: большинство из опрошенных мною коллег говорят, что, если бы появилась возможность, обменяли бы билеты на все игры нашей сборной на групповом этапе чемпионата Европы на матч Италия — Франция.
— Я бы не поменял. Конечно, еду на Евро. Выбрал себе для посещения много матчей, и все игры сборной России туда входят. Не знаю, почему так пессимистично настроены люди по отношению к нашей команде. Мы, конечно, обязаны поддерживать наших ребят как граждане своей страны. Итальянцы и французы тоже интересны, но не более.
— Кстати, случись у вас в клубе такая ситуация, как с Денисовым, отказавшимся играть в национальной команде, вмешались бы как президент, попробовали бы поговорить с игроком? — Думаю, у него есть какие-то серьезные основания, чтобы так себя вести. Но, как мне кажется, все футболисты должны прекрасно понимать, что они едут на Евро не играть за Хиддинка или общаться/не общаться с кем-то. Их пригласили отстаивать честь нашей державы, это престижно. Для любого спортсмена патриотизм — высшая инстанция в личном плане. В футбольном — не знаю, что можно придумать выше Лиги чемпионов, Кубка УЕФА, чемпионатов мира и Европы. Конечно, случись у нас такое, я бы поговорил с игроком, попытался разобраться, почему так все происходит, при необходимости убедил бы его принять иное решение.
Главные открытия — внизу таблицы
— То, что была перенесена календарная игра с «Зенитом» и что решение это было принято тогда, когда вы уже все финансовые вопросы по организации матча закрыли, в какой-то степени вас как президента клуба, понесшего определенные убытки, озадачило?
— Да нет, нормально все. Мне позвонили руководители «Зенита», попросили об этом — мы, войдя в положение, пошли навстречу. А что до финансовых вопросов... Ничего страшного, зато российский клуб выиграл еще один Кубок УЕФА. И это большой вклад в развитие российского футбола, и мы в конечном итоге все равно будем иметь свои дивиденды. Вообще, роль первопроходцев в еврокубковых вопросах меня радует потому, что мы позволили поверить остальным, что Россия как страна футбольная ничем не хуже остальных, что мы можем это сделать, что ничего невозможного и страшного в том, чтобы достигнуть этой цели, нет.
— Еще вопрос по календарю чемпионата: как считаете, перерыв, который предстоит, пойдет команде на пользу?
— Сложно сейчас об этом судить. В любом случае есть правило УЕФА, гласящее, что на время международных соревнований сборных прекращаются все внутренние первенства. Другое дело, что мое мнение по поводу необходимости перехода на систему «осень-весна» остается неизменным: в этом случае мы не будем ломать головы над этими перерывами, футболисты будут просто уходить в отпуск, ехать на Евро или на чемпионаты мира и возвращаться спокойно к клубному противостоянию.
— Прикидывали, нужны ли будут вам какие-то дополнительные силы? Будете использовать трансферное окно?
— Если появится возможность усилиться футболистом высокого международного уровня, то, конечно, будем покупать. А сейчас у нас достаточное количество высококлассных игроков. Мы не допустили прошлогоднюю ошибку, когда из-за травм и отъездов были обескровлены. Сегодня с хорошей молодежью у нас 22–23 игрока — считаю, что этого достаточно. Удастся подписать звезду — буду рад. Селекционная группа в этом направлении работает постоянно, не останавливаясь.
— Нервный вообще чемпионат получается для вас?
— А вы знаете, это же хорошо, когда все меняется непредсказуемым образом, когда нет доминирующей команды, которая на голову сильнее остальных. Так интереснее. Смотрите, как «Рубин» играет, «Локомотив», «Спартак», ЦСКА. Это же интрига.
— Выступление какой команды стало для вас в определенной степени неожиданностью? «Рубин», быть может, стартовавший так удачно? «Локомотив», не оправдывающий авансов?
— Неожиданным я бы все это не назвал. Больше приятно удивляет, как старается Ярославль, как борется Нальчик. Те, кто внизу турнирной таблицы, сейчас могут составить хороший противовес топ-клубам. И это я бы назвал главной неожиданностью сезона. На самом деле чем больше конкуренция в чемпионате, тем проще будет ведущим клубам развиваться. Ведь у них помимо внутреннего первенства есть и еврокубковые задачи. И решать их надо успешно. Другое дело, что по большому счету это можно делать постоянно только тогда, когда мы перейдем на календарь, по которому играют наши конкуренты. Пока мы этого не сделаем, будет очень тяжело.
Вся ситуация в динамике
— Читали заметку про перестановки в ЦСКА? По некоторой информации, получается, что сейчас в кресле не вы вы приблизительно в это время должны быть на совете директоров, где снимаете главного тренера Газзаева...
— У нас вообще совета директоров в клубе нет. Есть совет акционеров. И я пока, как видите, с вами сижу. Меня на заседание пока никто не приглашал. А некий источник в совете акционеров пускай говорит, что хочет. Вообще интересно, имеют ли понятие те, кто публикует «новости», к примеру, о том, кто входит в совет... Или хотя бы — сколько человек в нем состоит... За сказанное и напечатанное в российской прессе ведь никто ответственности не несет, поэтому можно придумать все, что заблагорассудится. Если попадешь в цель, тыкая пальцем в небо, скажешь: «Вот видите, я знал». Нет — так сошлешься на то, что тебя подвели источники. Что напечатали в «Советском спорте», не читал. Мне хватило того, что публиковали ранее. В апреле ван Гала как тренерскую кандидатуру выдумали, потом еще кого-то. Фантазия очень богатая. Даже если бы вопрос о смене тренера, допустим, стоял, то фамилию журналисты узнали бы после нас. А никакого собрания акционеров никто из тех, кто должен на нем присутствовать, не инициировал. Это вообще достаточно трудоемкий и длительный процесс, который занимает не один день.
— А что касается договоренности о переходе Жо в «Манчестер Сити»...
— Договоренности такой нет. И предложения нет. Будет предложение от «Манчестер Сити» – будем рассматривать. Я подчеркиваю, что ситуация в клубе находится, конечно, в динамике. И именно так мои слова и надо расценивать. Я говорю о том, что мы в данный момент имеем. Спрашивать меня о том, что произойдет завтра, бессмысленно настолько, насколько, предположим, был бы лишен смысла мой вопрос к вам: «А вы завтра проснетесь?» Клуб живет, развивается, как и любая система. Завтра все может кардинально измениться. Но на данный момент говорю твердо: никаких собраний не назначено, никакие вопросы о смене тренера не ставятся, и Жо не продан. Что будет через месяц, два, три, я не знаю. Но знаете, если честно, мне надоело комментировать откровенные глупости, оправдываться за полет чьей-то фантазии. Я ведь могу завтра купить газету и закинуть такие утки, что у всех волосы дыбом на голове встанут. Пока у нас не будет ответственности за то, что печатают в прессе, причем ответственности персональной — редактора, журналиста, — такое будет происходить.
— Евгений Леннорович, вас всегда рассматривали как отличную от коллег-функционеров фигуру. Отличную тем, что у вас был непосредственный контакт с игроками, вы общались с ними на порядок чаще, чем остальные главы наших клубов. Наверное, эта традиция не прервалась и сейчас. Так как, по-вашему, есть все-таки проблемы с дисциплиной в ЦСКА? Почему, к примеру, про Даниэля Карвалью уже открыто звучат веселые фразы «вечно больной»?
— Я не знаю, откуда взялось такое отношение к проблемам Даниэля. И почему Валерий Георгиевич так прокомментировал то, что его нет в заявках, тоже не знаю. Наверное, у тренера были свои мотивы. Но у меня позиция по этому вопросу очень четкая: сколько времени надо игроку на полное восстановление, столько он его и должен получить. Никто ведь не мучается вопросами, почему долго лечится Месси. Даниэль не гуляет вместо того, чтобы работать, не уезжает в самоволки в Бразилию, не говорит, что не хочет играть в футбол. Он восстанавливается после травмы. И давайте прекратим обсуждение этой темы. Что касается вопросов общения с игроками... Да, я постоянно с ними в контакте и могу твердо сказать: в ЦСКА абсолютно нормальный коллектив и здоровая атмосфера. У нас в прессе постоянно говорят, что бразильцы не хотят играть, что они стремятся куда-то уехать... Вы видели финальную кубковую игру? Вы видели счастливые лица Вагнера и Жо? Видели, что Дуду на одной ноге, хромая, бежал вокруг стадиона? Наверное, все это по логике пишущих — всякие глупости, говорящие о том, что люди хотят как можно быстрей уехать? Я не отрицаю, что любой бразильский футболист — также, кстати, как и российский — мечтает играть в «Манчестер Юнайтед», мадридском «Реале» или «Челси». Это клубы с мировым именем, которые просто сами по себе уже история. Будут предложения оттуда — мы будем счастливы отпустить любого нашего игрока, будем за него рады и горды этим фактом. Но эта писанина необъяснима... Еще раз повторюсь, мне все эти слухи вокруг нашей команды уже ну очень надоели.
Заменить бразильцев невозможно
— Наверное, традиционный для каждого интервью с вами вопрос: что там со стадионом?
— Строим. Сейчас ждем экспертизы по подземной части. Как только получим на руки данные, приступим к работе над ней — свайные поля, парковочные места под стадионом. И постепенно будем подниматься. Сейчас выкопали котлован, большинство коммуникаций уже проведено. Сроки сдачи стадиона вроде не меняются. Пока все удачно.
— Очень много говорится сейчас об армейской молодежи, о дебюте Дзагоева, высоко оцененного специалистами. Да и если посмотреть на составы команд премьер-лиги и первого дивизиона, то там воспитанников армейской школы предостаточно. Рассматриваете работу с молодежью в некотором смысле как сегмент своего бизнеса? Есть ли сейчас в школах ЦСКА смена, допустим, бразильской диаспоре?
— Вы знаете, я думаю, что вообще заменить бразильцев, особенно играющих на таком уровне в линии нападения, невозможно. Они лучшие в мире, это все знают и все признают. Не поспоришь. Но молодежь у нас действительно очень хорошая растет. Я хожу на все матчи молодежного чемпионата с участием наших ребят, наблюдаю за ними. Конечно, Дзагоев обрадовал, но ему еще предстоит много работы, как и другим нашим ребятам — Мамаеву, Власову, Шумилину, Заболотному, Рыжову и другим. Что касается «сегмента бизнеса», то... Конечно, заработать на трансферах своих воспитанников клуб не может в каком-то действительно серьезном смысле. Мы отпускаем в другие команды ребят, которые по той или иной причине не могут попасть в основной состав, но которым для дальнейшего развития как воздух необходима игровая практика. И я за многими в дальнейшем слежу, успехам их искренне рад.
— Помните, у экс генерального директора «Москвы» Юрия Белоуса была идея-пунктик — обязательно приобрести Фигу. Есть такой футболист, которого вы так сильно хотели бы иметь в составе ЦСКА?
— Ну вы знаете, таких много. Проблема только в том, что, учитывая мой неплохой футбольный вкус, этих же игроков очень хотят видеть у себя и другие топ-клубы (улыбается).
— Хорошо, сформулирую вопрос по-другому: если абстрагироваться от того, что вы президент ЦСКА, майку какого игрока и какого клуба надели бы, просто собираясь на футбол?
— Ну конкретную фамилию назвать не могу, кумиров среди футболистов у меня нет. В общем, на футбол пошел бы в деловом костюме. Но на трибуну «Челси».