Завтра футболисты ЦСКА проведут ответный матч Лиги Европы против греческого ПАОКа. Поскольку победа в гостевом поединке (1:0) обеспечивает столичному клубу относительно спокойную жизнь, "Известия" решили проанализировать не подготовку армейцев к игре, а их селекционную политику. Именно благодаря ей ЦСКА собрал огромную коллекцию титулов и добился уважения в Европе.
Селекционную службу ЦСКА возглавляет Антон Евменов, не так давно работавший в ФК "Москва" и принимавший непосредственное участие в переездах в Россию Пабло Барьентоса и двух Макси: Лопеса и Моралеса. Под его руководством в клубе трудятся четыре селекционера. На первый взгляд - совсем немного. Если, конечно, не знать о том, что помимо этого на ЦСКА работает группа примерно из десяти человек, обеспечивающая армейцев необходимой информацией по тому или иному футболисту.
Любопытно, что не все эти специалисты являются профессиональными скаутами. Среди них есть детские футбольные тренеры и даже обыкновенные болельщики, которые просто "в теме". Кроме этого, в клубе прекрасно налажен контакт с бразильскими селекционерами, что уже доказали Вагнер и Даниэль Карвалью. Есть связи и в Восточной Европе, поскольку сейчас это одно из самых приоритетных направлений европейских клубов. Страны вроде Сербии или Хорватии являются настоящими фабриками по производству талантов.
В списке потенциальных новичков клуба постоянно фигурирует порядка тридцати фамилий. На каждую позицию на поле должны претендовать по два-три кандидата, поскольку футбол не застрахован от травм или незапланированных трансферов. Когда такие ситуации происходят, действовать нужно с максимальной оперативностью. В ЦСКА этому давно научились. Так, трансфер хорвата Ивицы Олича был оформлен за день, а об аренде латыша Александра Цауни удалось договориться и вовсе за три часа.
Предпочтений по национальному признаку армейцы стараются не делать. Сегодня в составе клуба помимо представителей Бразилии играют футболисты из Либерии, Кот-д`Ивуара, Сербии, Нигерии, Литвы, Чили... Главный селекционный принцип ЦСКА прост: предпочтение отдается нераскрученным футболистам, которые могут совершить большой рывок вперед. Так, например, получилось с ивуарийцем Сейду Думбья. За время, проведенное в клубе, его трансферная стоимость увеличилась с 8 миллионов евро до 16. Можно еще вспомнить либерийца Секу Олисе, который не хватал звезд в чемпионате Дании, а сейчас является одним из лучших правых полузащитников в России.
Между тем "добывать алмазы" становится все труднее. Во-первых, цены на богатых аргентинском и бразильском рынках фактически удвоились. Во-вторых, возросла конкуренция со стороны других российских клубов. Наверное, модель ЦСКА не является истиной в последней инстанции, но на сегодняшний день успешнее ее просто не существует. Именно поэтому многие пытаются действовать в подобном ключе.
К слову, армейцы принципиально не участвуют в конкурсах на толщину кошелька. Если тут понимают, что другой клуб просто-напросто перебивает ставку, а команда-продавец этому потворствует, отходят в сторону. Правда, возникает вопрос: если ЦСКА не переплачивает, как ему удается опережать конкурентов? По словам, Бабаева, в этом вопросе огромную роль играет сложившаяся репутация. Армейцы - едва ли не единственный российский клуб, на кого никогда не жаловались в Палату по разрешению споров - ни здесь, ни в УЕФА.
- Даже в самых сложных ситуациях мы пытаемся урегулировать конфликт внутри клуба, - рассказал "Известиям" генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев. - Ни один футболист не уходил со скандалом. Другие команды предлагают нашим игрокам более выгодные финансовые условия, но те предпочитают остаться. Знают, что работать с ЦСКА безопасно.
В ЦСКА в этой связи любят вспоминать историю с бразильцем Кака, который уже было подписал с московским клубом трудовой договор. Однако в последний момент "всплыл" "Милан", и армейцы уступили ему футболиста, который впоследствии стал одним из лучших нападающих в мире. В плане сделки похвастать нечем, зато в плане имиджа лучше хода невозможно и представить.
Недавно проведенный в клубе анализ трансферных прибылей и затрат показал, что по итогам последних десяти лет доходы от этого направления на 20 миллионов евро превышают расходы. Это не очень много, если вспоминать о выгодных продажах Жиркова, Жо или Красича. С другой стороны, уже хорошо, что сальдо является положительным.
Вообще же надо помнить, что определенной формулы успеха в селекции не существует в принципе. Тот же ЦСКА ошибался здесь не раз. Самым печальным примером является бразилец Рамон, купленный некогда за 8 миллионов евро. Ему пророчили еще большую славу, чем Даниэлу Карвалью. Закончилось все тем, что бразилец по выражению президента клуба Евгения Гинера "закончил с футболом".