Сегодня полузащитнику «Зенита» Сергею Семаку исполняется 35 лет, 19 из которых он профессионально играет в футбол. При этом многие читатели наверняка удивятся тому, что питерский клуб для Сергея, которого в российском футболе долгие годы принято было ассоциировать только с ЦСКА, - уже восьмой по счету! Так получилось, что талантливый парнишка из многодетной семьи, жившей на Луганщине (у Семака - четыре брата, из которых в профессиональный футбол играл только один, Андрей, не поднявшийся, впрочем, выше второго дивизиона), уже к 17 годам успел поиграть и за «Карелию», и за московские «Пресню» и «Асмарал», а уже затем попал в ЦСКА, став на долгие 11 (!) сезонов настоящим символом армейской команды и поиграв волею тренеров едва ли не на всех позициях, исключая вратарскую.
Затем была командировка во французский «Пари Сен-Жермен», возвращение в российский футбол, но уже не в ЦСКА, а в «Москву», отличные два с половиной сезона в «Рубине»... А летом 2010 года заслуженный ветеран Семак отправился играть в «Зенит». Именно играть, а не доигрывать. Кто в этом сомневается, пусть вспомнит шикарный мяч в ворота «Янг Бойз», который Сергей забил в минувший четверг. Отличный получился подарок к собственному дню рождения!
- Как вам на таком скользком поле удалось разобраться с мячом двумя касаниями и отправить его в ворота? Что помогло - чутье, опыт? - первый вопрос Семаку.
- Думаю, ключевой в этом моменте стала грубая ошибка защитников, которые сместились ближе к центру и оставили меня одного на дальней штанге. В итоге мне оставалось лишь использовать отличную передачу Игоря Денисова.
- Насколько важно было сравнять счет еще до перерыва?
- Здесь превалировал принцип: чем быстрее - тем лучше. Поэтому второй тайм мы, образно говоря, начали с чистого листа.
- За счет чего второй тайм у «Зенита» получился лучше, чем первый?
- Несмотря на то, что мы играли на родном стадионе, швейцарцы быстрее нас приспособились к полю. Во втором тайме наша команда стала играть быстрее, меньше было брака в передачах, больше остроты у ворот соперника. Все вместе взятое позволило нам создать несколько моментов, из которых два оказались результативными. Для общей победы нам этого хватило.
- Складывалось впечатление, что в первом тайме «Зенит» искал какое-то замысловатое продолжение атаки. Во втором, напротив, стал чаще бить по воротам соперника…
- Я так не думаю. Просто в первом тайме у нас возникало не так много моментов. Скорее всего, швейцарцы подустали - до перерыва они выглядели свежо, превосходили нас в движении и в быстроте работы с мячом. Но во втором тайме у них мало что получалось, а у нас пошла игра.
- На пресс-конференции Лучано Спаллетти сказал: для того, чтобы пройти швейцарцев, ему хватит того состава, который есть в наличии перед игрой. Вам он говорил нечто подобное?
- Говорил. Несмотря на то, что у швейцарцев хорошая команда, «Зенит» сильнее по исполнителям и качеству игры. Другое дело, что в начале сезона мы находимся не в лучшей форме. Правда, это не служит оправданием. Мы в каждом матче стараемся играть так, как можем, и насколько нас хватает.
- Также главный тренер отметил, что его команда обязана проходить «Янг Бойз». Психологически эти слова не давили?
- Конечно, давил определенный груз ответственности, но ребята постарались, отдали все силы игре. Ну а победа затмевает любую физическую усталость.
- В этой игре многим футболистам пришлось играть не на своих позициях. Не создавало ли это дополнительные сложности?
- Я думаю, что нет. Мы ведь в целом прилично играли, да и хорошие комбинации получались. Теперь нужно быстрее набрать форму - как игровую, так и функциональную.
- Сергей, а вообще тяжело играть матчи плей-офф еврокубков всего лишь после месяца подготовки?
- Нет, в данном случае это значения не имеет. Все команды в Европе готовятся к сезону месяц - максимум полтора, что вполне достаточный срок для того, чтобы достичь нужных кондиций. Другое дело, что игровой практики все-таки не хватает. Поэтому команды, у которых чемпионат в самом разгаре, имеют небольшое преимущество. Слава богу, в противостоянии с «Янг Бойз» для нас все хорошо закончилось. В ближайшее время нас ожидает несколько матчей подряд. Так что уверен: взаимопонимание и комбинационную игру мы быстро наладим.
Кто сказал, что мы фавориты
в противостоянии с «Твенте»?
- Не только для «Зенита» игры в первом раунде плей-офф Лиги Европы сложились тяжело. ЦСКА и «Спартак», не говоря уже о «Рубине», испытывали проблемы со своими соперниками, которые изначально грозными не выглядели. В чем причина?
- Отчасти в том, что у всех соперников российских клубов сейчас середина сезона и они находятся в лучшей форме. Но главная причина, на мой взгляд, не в этом. Думаю, что разница в классе между нашими командами и их оппонентами из Греции, Швейцарии и Голландии не так велика, как некоторые пытаются представить. Скажу больше: полагаю, что она вообще минимальна. И ни в одной паре мне расклад сил не казался очевидным в пользу российских команд.
- Но говорят же, что российский чемпионат сильнее швейцарского, греческого, голландского...
- Насчет греческого и швейцарского я соглашусь, а вот что касается голландского, то здесь я не так оптимистичен. В любом случае некоторые команды из Страны тюльпанов могут похвастать такими европейскими трофеями, которые большинству наших клубов еще и близко не покорялись.
- И все-таки – «Зенит» можно назвать фаворитом в противостоянии с «Твенте»?
- Думаю, нет. Скорее всего, шансы примерно равны. Кстати, ни «Спартак», ни ЦСКА я не могу назвать фаворитами в их парах. Причем думаю, что «Порту» даже имеет небольшое преимущество перед армейцами.
- А как же оптимистические разговоры специалистов о том, что именно российские клубы являются фаворитами Лиги Европы?
- Я не могу назвать наши клубы однозначными фаворитами. Таковыми, на мой взгляд, являются «Манчестер Сити» и «Ливерпуль». Мерсисайдцам будет сложнее, но если они сделают ставку на этот турнир, то вполне могут победить.
День рождения отмечаю скромно
- Давайте о приятном. Вам исполняется 35 лет. Что для вас значит эта дата?
- (Смеется.) Только то, что мне уже исполнилось столько. А значит, играть в футбол, видимо, меньше лет осталось, чем прежде. Но к цифрам я по большому счету равнодушен.
- Неужели масштабно не отмечали ни 30-летие, ни 25 лет?
- Представьте, нет. Я вообще не любитель масштабных празднований своего дня рождения - больше нравится самому кого-то поздравлять, дарить подарки, чем их получать и быть в центре внимания.
- Так уж прямо никогда не жалели о том, что ваш день рождения приходится на конец зимы, когда или уже стартовал сезон, или полным ходом идет подготовка, а значит, толком отметить не получается?
- Я не люблю отмечать день рождения еще с детства, так что повода для таких переживаний не было. Но в любом случае каждая профессия имеет свою специфику - многие люди в такой день находятся вдали от дома.
- Какой самый необычный подарок получали в этот день?
- (После паузы.) Пожалуй, не было чего-то особенного. Даже из детства ничего не могу вспомнить.
- В этот раз отмечать все же будете?
- Посидим скромно в семейном кругу. А после игры на Кубок России с «Анжи» также, думаю, скромно отметим с ребятами из команды.
Выработал свой режим лишь в 30 лет
- Играть на высоком уровне до 35 лет удается единицам. Есть чувство гордости по поводу того, что являетесь таким исключением?
- Любой футболист, да и вообще спортсмен хочет оставаться востребованным как можно дольше. И не буду скрывать - мне приятно, что я не просто востребован до сих пор как футболист, но еще и выступаю за столь сильную команду.
- Откройте секрет, что необходимо для футбольного долголетия?
- Главное - правильно относиться к своему режиму, серьезно готовиться не только к играм, но и к тренировкам, следить за питанием, отдыхать именно столько, сколько требуется. Еще, конечно, важна удача, например, избегать серьезных травм.
- Что сегодня вы в своей подготовке делаете совершенно иначе по сравнению с собой двадцатилетним?
- Начнем с того, что за это время сильно изменился и сам футбол: тренировочный процесс, требования к игрокам, средства и методы восстановления - все стало другим. Что же касается меня, то я только к 30 годам более-менее выработал для себя собственный режим и план подготовки. Да и то не знаю до сих пор, насколько он правильный (смеется).
- С другими «аксакалами» российского футбола, например, с бывшим партнером по ЦСКА Рахимичем, обсуждаете это?
- Конечно, и это тоже обсуждаем. Но отмечу, что у нас помимо футбола всегда находится много тем.
- Из всех бывших партнеров кто больше всего поражал своим профессионализмом?
- Назову португальца Паулету, с которым играл во Франции. Это был эталон профессионала - настолько четко он знал, что ему необходимо делать для качественной подготовки. Причем речь не о том, что он работал много - Паулета точно знал, что и зачем ему надо делать, что именно для него полезно, какие употреблять продукты и напитки, на какие процедуры ходить, сколько спать.
- А из российских одноклубников?
- Да много кого можно назвать - на самом деле ведь это видно и так. Кто много лет выступает на одинаково высоком уровне - возьмите тех же армейцев Акинфеева, Игнашевича, Березуцких, того же Рахимича. Но здесь надо сказать, что кому-то это дано, а кому-то и нет. Ведь многое значит и генетика - хорошее здоровье, способность организма быстро восстанавливаться после травм.
- Признайтесь, возникало за последние годы такое чувство, что возраст дает о себе знать и вы в чем-то уже «не тот», что раньше?
- Такого ощущения не было точно. Хотя, что скрывать, ясно же, что скорость с годами падает. Да и травмы порой заживают не так быстро.
- Сколько лет себе еще наметили на футбольном поле?
- Я последние несколько лет вообще ничего не загадываю. Просто рад, что продолжаю заниматься любимым дело, а потому просто получаю удовольствие от каждого сезона, каждой игры и тренировки.