Бывший защитник ЦСКА играл в основном на правом краю. В составе армейцев в 1991 году он стал последним чемпионом и обладателем Кубка Советского Союза.
- Скажите, какова специфика игры крайнего защитника?
- Первое - он должен быть физически очень хорошо подготовлен. Второе - обладать солидной стартовой скоростью. Третье - владеть умением отбирать мяч, сыграть на перехвате, на опережение. А также быть способным вести силовые единоборства.
Плюс, само собой, нужно уметь читать игру. Но прежде всего защитник - человек, который постоянно ведет контактный футбол. К слову, Роберто Карлос как раз обладал силовыми качествами, был очень быстрым, агрессивным. Это как раз то, что нужно. Надеюсь, он ничего не растерял.
- Отличаются ли функции крайних защитников ваших времен от нынешних? Мне, например, кажется, что теперь они гораздо чаще подключаются вперед, согласны?
- На самом деле в любое время тренер требует от игроков не то, что они хотят, а то - что умеют. Если у футболиста есть возможность совершать объем работы, включающий подключения в атаку, он его выполняет. Тот же Роберто Карлос выполнял. Без ущерба для команды. Будем верить, выполняет и до сих пор. Поэтому ни один тренер не запретит помимо прямых обязанностей ходить вперед. А если еще при этом удается забивать, как это регулярно делал нынешний махачкалинский бразилец, то никаких вопросов быть не может. Если же такого потенциала нет, приходится концентрироваться на исполнении хотя бы прямых обязанностей.
- Как в вашем случае было?
- Мне повезло: я попал в очень хорошую команду - имею в виду ЦСКА, с прекрасной средней линией. Игорь Корнеев, Володя Татарчук, Дима Кузнецов, Валера Брошин - футболисты, которые давали возможность подключаться. Они создавали такие игровые ситуации, при которых по-другому и быть не могло: появлялись свободные зоны, просто-напросто необходимо было атаковать. И это еще один из необходимых атрибутов для подключений защитников вперед. Одних физических данных недостаточно, важно, чтобы командные взаимодействия позволяли это делать. Только мастерства и индивидуальности может не хватить.
- Слышал от Владимира Пономарева, который в 1966 году в составе сборной СССР занял четвертое место на чемпионате мира в Англии, что ему однажды тренер в силу каких-то причин предложил перейти с одного фланга обороны на другой. Пономарев отказался: дескать, навыки у меня заточены для игры на одном краю, а если переберусь на противоположный, не смогу быть настолько полезен команде. Это действительно имеет место?
- На самом деле это непросто. Но одно из требований современного футбола - универсализация. Защитник должен уметь играть в обороне на любой позиции. Если не умеет, значит, он не столь высокого класса, ему следует переходить рангом ниже. Это исключительно мое мнение. Скажем, Видич в "Манчестере" может сыграть везде.
- Но навыки все-таки отличаются?
- Навыки нарабатываются ежедневными тренировками, умение играть правой или левой ногой можно совершенствовать. Плюс тренеры должны развивать в футболистах способность мыслить тактически, они должны в той или иной ситуации соображать, как им действовать. Но технические навыки важны: при двух "рабочих" ногах не возникнет никакой проблемы перейти на другой фланг.
- Кого вы считаете лучшим крайним защитником в России?
- Отмечу юного Щенникова. Очень интересный игрок, который ярко себя проявляет. Мне очень хочется, чтобы он стал звездой. У него все для этого есть, надо только себя реализовать.
- Никогда не жалели, что играли в защите? Ведь наверняка в детстве мечтали забивать…
- Я хотел играть в футбол. Мне бог дал определенные данные, а потому грешить не стоит. Ни о чем не жалею. Играл всегда честно, в тот футбол, в который умею. Насколько получалось, судить не мне. Но, на мой взгляд, он был довольно качественным.