В преддверии матча за Суперкубок корреспондент "СЭ" побеседовал с главным тренером ЦСКА.
Фото Алексея БЕЛИКОВА, "Спортархив"
Наставнику красно-синих сегодня не позавидуешь. Мало того, что на команду обрушилась эпидемия травм, полностью выкосившая фланговых полузащитников, так еще и погода в Краснодаре, куда армейцы отправились готовиться к игре с "Зенитом", выкинула непредвиденный фортель.
ОТ РАЗГОВОРОВ ОБ ОТСУТСТВИИ ТИТУЛОВ УСПЕШНО АБСТРАГИРУЮСЬ
- Судя по сообщениям, Краснодар завалило снегом?
- Да. Еще во вторник, за день до нашего приезда, здесь было тепло и солнечно, да и синоптики ничего подобного не прогнозировали. Ехали сюда именно потому, что хотели потренироваться в тепле, но в итоге приехали из холодной Москвы в такой же холодный Краснодар. А снега выпало столько, что тренироваться на том поле, где пройдет игра, ни в среду, ни в четверг было невозможно. Пока и с пятницей не все ясно.
- Как же выходили из положения?
- Пришлось перенести занятия в крытый манеж ФК "Краснодар" - большое спасибо его руководству, любезно пошедшему навстречу.
- Насколько такой форс-мажор помешает подготовке?
- Не думаю, что на него стоит как-то ссылаться. Да, лучше готовиться в тепле и на естественном покрытии, но, останься мы в Москве, тоже тренировались бы на искусственном газоне. Так что надо не жаловаться, а приспосабливаться к тем условиям, в которые попали.
- В условиях подготовки к чемпионату России и решающим этапам Лиги Европы, насколько важен Суперкубок?
- Его точно не нужно рассматривать этапом какой-то подготовки. Игра за Суперкубок достаточно почетна и важна: в ней встречаются две лучшие команды страны. С другой стороны, подготовка к сезону в целом при этом тоже продолжается.
- Сам трофей сравним с победой в Кубке России, например, не говоря уже о триумфе в чемпионате?
- Думаю, нет: в одном-единственном матче может произойти все, что угодно. Но так или иначе мы играем с лучшей командой страны и, безусловно, хотим победить.
- А насколько велико ваше личное желание выиграть первый трофей на высшем уровне и распечатать заколдованный пока сундук с призами?
- Понимаю подобный лейтмотив для многих разговоров, но пытаюсь на этом не концентрироваться. Тем более от того, что я скажу или не скажу, отношение к теме в целом никак не поменяется.
- Но совсем абстрагироваться от этих разговоров вряд ли получается?
- Вы знаете, как раз получается.
- Вы говорите, что хотите Суперкубок выиграть, а прошлогоднее поражение в нем потом вспоминали часто?
- Нет. События после того матча развивались в таком темпе, что эмоции и впечатления обновлялись очень быстро. Другое дело, что любители коллекционировать наши ошибки постоянно старались о той игре напоминать. Но к этому нам точно не привыкать.
- В Краснодаре часто бывали?
- Достаточно часто.
- И как думаете, местные болельщики за кого больше будут болеть: за ЦСКА или за "Зенит"?
- Надеюсь, все-таки за нас: в общенациональном контексте ЦСКА, мне кажется, куда более популярный бренд.
- Вы обычно подробно изучаете соперника, а насколько глубоко ознакомились с нынешним "Зенитом"?
- Здесь все гораздо проще, чем обычно: "Зенит", который мы и без того отлично знаем, принципиально не поменялся - ни в плане тактики, ни в плане исполнителей. Понятно, что кто-то будет играть, кто-то нет, что есть потери, но не думаю, что это требует дополнительного изучения. В любом случае подобное знание никак не облегчает достижение нужного результата в матче с питерцами.
НА КАКУЮ СХЕМУ ПЕРЕЙДЕМ, РЕШИЛ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ "ШИННИКА"
- Потери обеих команд как-то скажутся на качестве футбола? И насколько они сравнимы?
- Любая потеря ослабляет команду, но ЦСКА и "Зенит" - клубы такого уровня, что не должны сдавать в игре даже при потере нескольких основных исполнителей: на поле так или иначе выйдут по 11 классных игроков с каждой стороны. Что касается сравнения тех, кто выбыл у нас и у питерцев, мне кажется, нам тяжелее, поскольку у нас выпали игроки одного и того же амплуа, а в "Зените" травмы затронули разные линии. Но Спаллетти, полагаю, со мной не согласится.
- Тем более оба его основных форварда, Кержаков и Бухаров, тоже вне игры.
- Но остался Лазович, игравший на этой позиции и в сборной Сербии, и в ПСВ, а у нас крайних хавбеков сейчас просто нет.
- Если мы заговорили о потерях, травмированных можно менять, просто отправляя кого-то на их место, а можно - трансформируя схему. Судя по всему, первый путь вам заказан?
- Да, так и есть - будем изменять схему.
- Но теоретически вполне можно представить, как сыграет на фланге полузащиты выдвинутый туда Щенников или перемещенный из центра Думбья.
- Дергать людей с наигранных позиций, чтобы и там потерять, и здесь вряд ли приобрести? Какой смысл?
- Уже знаете, по какой схеме сыграете?
- Знаю, но говорить по понятным причинам не хотел бы.
- Это, к слову, еще раз говорит о том, что считаете предстоящий матч важным. Сейчас в интернете каких только схем вам не предлагают: и применявшиеся в прошлом году "ромб", и 4-2-2, и 4-3-3 с выпуском на поле всех трех форвардов разом. А кое-кто вспомнил даже давно забытые 3-5-2.
- Это же отлично, когда есть возможность попрактиковать фантазию! А насколько она соотносится с действительностью можно будет сравнить в воскресенье.
- Вы пришли к уже известному решению после долгих раздумий?
- Нет, как только на следующий день после игры с "Шинником" стало понятно, что Тошич выбыл и Цауня тоже не вернется, определился почти сразу. Другое дело, что мы хотели попробовать новую расстановку на тренировках, но природа пока мешает сделать это полноценно.
- На сборах хоть как-то наигрывали "бескрыльные" схемы?
- Нет.
- И насколько возможно, даже при идеальных условиях для тренировок, наиграть что-то с листа за три дня?
- Наиграть не получится, но попытаться кое-что сделать можно. Пока же все приходится объяснять исключительно на пальцах.
СЕКУ ВЕРНЕТСЯ В ПЕРВОМ ТУРЕ
- Не самый, признаем, качественный матч с "Шинником" дал какую-ту пищу для выводов?
- Глобально - нет. Вывод там мог быть один, и очень банальный: на одной ноге никого сегодня не обыграешь. Даже команду, явно уступающую в классе и статусе. Что касается всего остального, было понятно: игроки в разном состоянии, так что пища для размышлений получена, скорее, в индивидуальном плане, нежели в командном.
- Насколько серьезно обилие травмированных отражается на подготовке к сезону в целом?
- Подготовка действительно скомкана. Когда выбывают один-два человека, которых можно заменить, целенаправленная работа продолжается, а когда выбывают все футболисты одного амплуа и приходится менять схему, командные взаимодействия наигрывать невозможно. Но акцентировать внимание на этом я бы ни в коем случае не хотел. Серьезный клуб должен быть готов к любым обстоятельствам, и все наши футболисты - настоящие профессионалы, способные перестроиться в любой ситуации.
- Как оставшиеся в строю относятся к эпидемии травм?
- Трудно сказать, что они думают, но внешне никаких эмоций не проявляют: продолжают трудиться в рабочем ритме.
- К необходимости заниматься в манеже они тоже относятся философски?
- Вот здесь как раз нет. Это же напрямую их касается, создавая определенные неудобства. Но что поделаешь: способов обуздать природу мы пока не имеем.
- В связи с тем, что в Краснодар прилетело всего 17 человек, трое из которых вратари, не было мысли привлечь кого-то из молодежной команды?
- Не было. Нам хорошо известны возможности дублеров, многих мы привлекали к сборам, и понимаем: пока они не готовы к работе с основным составом.
- Но сейчас вы даже двусторонку провести не можете.
- Двусторонки нам сейчас не нужны - и так играем на третий-четвертый день. А тренировки можно эффективно проводить и при 14 полевых игроках.
- Но третьего голкипера Исупова вы с собой взяли. Это говорит о том, что проблемы у Акинфеева пока остаются?
- Это говорит о том, что вратарям как раз лучше заниматься втроем. А Игорь уже полностью готов играть.
- Форму тех, кто пропустил часть предсезонной подготовки из-за повреждений раньше - Хонды и Дзагоева - как оцениваете?
- У Дзагоева никаких функциональных проблем нет, осталось только вернуть оптимальный игровой тонус, что исключительно вопрос практики. Хонда пропустил гораздо больше, что, к сожалению, пока сказывается. Но в игре с "Шинником" он ниже определенной планки не опустился.
- Если возвращаться к новой схеме, до матча с "Порту" будет какая-то возможность ее опробовать?
- Как минимум, матч за Суперкубок у нас для этого будет.
- То есть его все-таки можно рассматривать генеральной репетицией Лиги Европы?
- Так просто автоматически получается: в Суперкубке мы попробуем новый вариант с листа и сможем уже сделать какие-то выводы. Если он удастся, с "Порту" можно будет чувствовать себя несколько увереннее.
- А если не удастся?
- Давайте решать проблемы по мере поступления.
- Мысль: "Бог с ним, с результатом, лишь бы новых травм не случилось" не мелькает в преддверии игры в воскресенье?
- С результатом такая мысль никак не связана, но она мелькает и перед каждой тренировкой. Но я стараюсь всячески гнать ее, зная, что мысли часто материализуются.
- Какая-то конкретная подготовка к матчу с "Порту" в команде уже идет?
- В команде нет, а у меня лично - да. Смотрю много дисков, обсуждаю варианты с помощниками Сергеем Шустиковым и Виктором Онопко, которые уже побывали на игре "Порту".
- Секу или кто-то иной из фланговых игроков может помочь команде хотя бы во втором матче с португальцами?
- Секу 8 марта приступит к работе в общей группе. Он мог бы это сделать на пару дней раньше, но 6-го мы играем за Суперкубок, а 7-го у команды выходной. За два дня игрок вряд ли наберет нужную форму, но ко второму матчу с "Порту" мы на него рассчитываем. Думаю, он вернется на поле уже в первом туре чемпионата, 13 марта. Из остальных какие-то шансы восстановиться к ответной игре есть у Тошича: мышцы голеностопа все-таки лечатся быстрее, чем задней поверхности бедра, с которыми проблема у Цауни. О Гонсалесе же сказать что-то определенное пока по-прежнему трудно.
НУЖНО НЕ ЖАЛОВАТЬСЯ, А СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
- Пару дней назад вы мне говорили, что при таком развитии событий невольно можно поверить в мистику. Вас часто навещают мысли об иррациональном?
- Иногда, когда например Гонсалесу три недели не могут поставить диагноз, они, действительно, вдруг мелькают, но бывает это редко. Я все-таки человек сугубо рациональный.
- И как тогда объясняете происходящее?
- Объяснений здесь может быть два: либо это испытание, либо наказание. Поскольку о втором варианте мы ничего до конца знать не можем, остается верить в первый. И подходить к происходящему, именно как к испытанию.
- Знать о наказании свыше, если оно существует, мы, действительно, не можем, но многих это не останавливает в самокопании: "что я такого сделал в недавнем прошлом, чтобы испытывать подобное".
- Я к такому самокопанию не склонен: оно абсолютно непродуктивно. В любом случае обстоятельствам нужно сопротивляться и лучше сосредоточить мысли на том, как это делать.
- Как я заметил, вы очень не любите жаловаться. Но любому человеку иногда хочется, что называется, поплакаться в жилетку. У вас есть люди, с которыми можете это сделать?
- Вызовы судьбы, подобные нынешнему, склонен считать издержками профессии, которую выбрал сознательно, так что плакаться в жилетку точно не привык.
- И в депрессию никогда не впадаете?
- Бывает, но мои депрессии всегда краткосрочны: несколько часов, не более.
- Что помогает выходить из стрессов так быстро?
- Обычно - следующая тренировка или игра. В команду ведь ни в коем случае нельзя являться разобранным. Иногда помогает театр, КВН или какая-то интересная встреча: источников позитива в этом мире хватает.
- Как коротко можно охарактеризовать ваше настроение - в преддверии не только Суперкубка, но и матчей с "Порту"?
- Сказал бы так: жду их с большим интересом.
Борис ЛЕВИН