В последние годы в лидеры по популярности среди телеболельщиков вышло противостояние "Спартак" – "Зенит", но ТВ-рекорд всё же удерживает дерби "Спартак" – ЦСКА. А что будет в новом сезоне?
Впервые в XXI веке национальное первенство освещалось на отечественном ТВ по единому контракту в 2002 году. Но телевизионная аудитория тех трансляций была незначительной – в прямом эфире и полностью их можно было увидеть лишь в Москве и Подмосковье. Во всех остальных регионах европейской части РФ футбольные трансляции частично или полностью перекрывались местными телеканалами. А на Урале и восточнее они шли в записи после полуночи.
В последующие годы предыдущего десятилетия максимальную ТВ-аудиторию собирали следующие игры чемпионата.
Самые популярные матчи на ТВ в чемпионатах России 2003-2010 гг.
ЧР-2003. ЦСКА – "Спартак" – 8,75 млн чел.
ЧР-2004. "Локомотив" – ЦСКА – 8 млн чел.
ЧР-2005. ЦСКА – "Локомотив" – 8,75 млн чел.
ЧР-2006. "Спартак" – ЦСКА – 11,25 млн чел.
ЧР-2007. "Локомотив" – "Зенит" – 11 млн чел.
ЧР-2008. "Зенит" – "Спартак" – 10 млн чел.
ЧР-2009. "Зенит" – "Спартак" – 10,75 млн чел.
ЧР-2010. "Зенит" – "Спартак" – 8,25 млн чел.
ЦСКА – "Локомотив". Публику не обманешь
В 2002-2006 гг. чемпионами страны поочерёдно становились "Локомотив" (2 раза) и ЦСКА (3 раза). А поединки между этими клубами в начале-середине десятилетия были украшением и визитной карточкой российского чемпионата. Определенный лоск их отдельным встречам придавал и новый стадион от РЖД.
Вполне заслуженно два года подряд (сезоны 2004-2005) именно поединки железнодорожников и армейцев становились самыми популярными в нашем первенстве. Солидную аудиторию в 11 млн зрителей собрал их матч и в 2006 г., лишь немного уступив по этому показателю противостоянию "Спартака" и ЦСКА.
"Спартак" – ЦСКА. ТВ-рекорды века
В 2006 году второе дыхание получило главное столичное дерби. Точнее это была его лебединая песня – в последующих сезонах дерби потеряло статус самого популярного матча года.
В том сезоне противоборство ЦСКА и "Спартака" началось еще на Суперкубке, за которым наблюдали почти 14 млн наших сограждан. А это остается невиданным значением для внутреннего футбола за последние десять лет.
Правда, к третьему туру ЧР-2006 интерес к дерби несколько поостыл, но аудитория и в 11,25 млн телезрителей до сих пор является рекордной для чемпионатов страны нового столетия. И вряд ли этот показатель будет превышен в ближайшее время.
"Зенит" – "Спартак". География расширяется
В новом веке монополия столичных клубов на самый популярный матч первенства была прервана лишь в 2007 году (26-й тур, "Локомотив" – "Зенит", 11 млн телезрителей). А в 2008 году впервые самым популярным матчем РФПЛ стал поединок "Зенит" – "Спартак" (1-й тур, 10 млн телезрителей).
В 2009 году матчи "Зенита" и "Спартака" установили свой зрительский рекорд – за их встречей в заключительном туре чемпионата наблюдали 10,75 млн жителей страны. В ЧР-2010 поединок "Зенита" и "Спартака" (2-й тур) опять стал самым популярным на ТВ, хотя лучший показатель болельщицкого внимания и снизился до 8,25 млн человек.
А что ЦСКА – "Спартак"? Их последнее противостояние (29-й тур ЧР-2010) наблюдали всего 5,5 млн российских телезрителей.
"Зенит" – ЦСКА. Новый приоритет?
В прошлом сезоне реальный интерес российской публики к очным поединкам осенних лидеров Лиги Европы определить так и не удалось. В первом круге Первый канал показал матч ЦСКА – "Зенит" в центральных регионах в записи. А во втором – их игру освещал канал "Россия 2", хотя она и собрала самое большое число телезрителей для такого формата трансляций (4,25 млн чел.).
Какое же противостояние в новом сезоне станет самым востребованным у отечественной публики? Продолжится эра баталий "Спартак" – "Зенит" или в этой паре народную команду заменят армейцы? Или вновь напомнит о себе дерби "Спартак" – ЦСКА?
Чемпионат уже стартовал и любители футбола обязательно сами выберут кумиров, невзирая на амбиции руководителей клубов. И непременно ими станут команды, которые будут играть. Играть в футбол – красивый и зрелищный, страстный и бескомпромиссный, искренний и честный.
Количественные оценки Аналитического Агентства СК для телеаудитории РФ старше 10 лет (квалифицированный охват, вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет), 2002-2011 гг.