Выиграв в среду у "Зенита", ЦСКА вслед за серией противостояний с питерцами обеспечил себе новую - против "Спартака".
ЦСКА напоминает современных российских актеров, которые кочуют из одного сериала в другой и порой не сходят с телеэкрана, даже если ты переключил пять каналов подряд. Но если артисты сами насыщают себе рабочий график с целью заработка, то армейцы - люди подневольные. Жребий вкупе с амбициями (не отказываться же, согласитесь, от участия в матче за Суперкубок или гонки за Кубком страны) сначала обеспечили ЦСКА три за полтора месяца и четыре менее чем за полгода встречи с "Зенитом". Теперь же в период с 30 апреля по 11 мая красно-синих ждут сразу две дуэли со "Спартаком".
Рискую ошибиться, но все же: с красно-белыми ЦСКА придется куда тяжелее, чем с сине-бело-голубыми. "Мы с "Зенитом" очень хорошо изучили друг друга", - на этой фразе Леонида Слуцкого на послематчевой пресс-конференции стоит заострить внимание. Что клуб из Питера, что армейская команда из Москвы стабильны, а значит, во многом предсказуемы. Причем эта предсказуемость - скорее сила, нежели слабость. Нет в мире команды предсказуемее "Барселоны": все давно выучили и тактику каталонцев, и кто на какой позиции у них играет. Вот только одолеть сине-гранатовых мало у кого выходит.
"Спартак" же непредсказуем совершенно. И раньше-то Валерий Карпин терялся в догадках, чем обусловлено у его подопечных столь резкое чередование отличных матчей и игровых отрезков с провальными. Теперь же, при полнейшей неопределенности с фигурой главного тренера (уйдет ли Карпин, останется ли, если уйдет, то когда, если останется, то надолго ли), "Спартак" превратился в сгусток нервов, команду-эмоцию, ждать от которой каких-то тактических изысков или ходов бессмысленно, потому что произвести их на свет она может исключительно по наитию, случайным образом.
Получается, Слуцкий будет частично лишен главного из своих козырей - возможности изучить соперника, предсказать, прочитать его действия, как это ему порой удается с "Зенитом". Не то что Слуцкий - сам "Спартак" не будет знать, какой фокус он выкинет в следующую минуту!
Между тем прошедший четвертьфинал ознаменовал, похоже, окончание небольшого кризиса - скорее психологического, нежели игрового, - в который на старте сезона угодили армейцы. Такое чувство, что яркая концовка чемпионата-2010 и успехи в Лиге Европы в какой-то момент породили излишнюю самоуверенность. А это никого не доводит до добра.
Но судя по всему, ЦСКА переболел. В игре вице-чемпионов-2010 вновь появились обстоятельность, спокойствие, умение выжать максимум из минимума, бережливость к голевым моментам, желание порой удержать в руках синицу, а не гнаться за журавлем. Все эти качества присущи тренерскому стилю Слуцкого, и теперь ЦСКА вернулся к принципам, которые прежде приносили успех.
На глазах мужают Щенников и Думбья. Первый уже не напоминает божьего одуванчика, которого сдувало любым дуновением ветерка от пробегавшего мимо соперника. Физически окрепнув, Щенников стал крепок и духом - он уже не грешит ошибками на ровном месте, допущенными в суете, на юношеском кураже. Из мальчика в мужа превращается и Думбья. Выглядит-то ивуариец очень взрослым (его даже проверяли на соответствие указанному в паспорте возрасту), но в душе - юнец юнцом. Однако постепенно на смену хохотливой молодости приходят серьезность и анализ собственных поступков, свойственные взрослым. Достаточно посмотреть, как Думбья теперь покидает поле в случае замены, как ведет себя потом на лавке, даже в случаях, когда забивает мячи. Никаких улыбочек-смешочков - форвард серьезен и молчалив. Видно, что переживает - и одновременно обдумывает, что сделал не так и почему ему не дали добегать 90 минут до конца.
Но главное впечатление от последних матчей ЦСКА - как ни странно, метаморфозы Дзагоева. Похоже, Алан сейчас делает как раз то, чего от него в клубе ждут все. "Ему надо начать с простых вещей, вроде паса ближнему на два метра", - говорил автору этих строк один работник армейского клуба. Сейчас Дзагоев, когда-то настоящая прима ЦСКА, свыкается с ролью "одного из". В его репертуаре появились простые движения, которых он раньше, такое впечатление, стеснялся и считал недостойными себя. С каждым матчем Дзагоев становится все более важным винтиком в командном механизме. В какой-то момент без него уже трудно станет представить основной состав, и уже тогда со второстепенной роли можно будет вновь, как в старые добрые газзаевские времена, выдвигаться на главную.
По сумме трех встреч 2011 года ЦСКА переиграл "Зенит". Две победы против одной у питерцев, разница мячей 5-1, при том что москвичи ни разу не играли дома. И даже если абстрагироваться от решения КДК РФС и во второй встрече оставить игровой результат - 1:1, минимальное преимущество все равно будет у ЦСКА. Теперь на очереди "Спартак". Серия здесь получится короче, но менее значимой она от этого не станет. Даже наоборот.
Будет ли по ее итогам выявлен победитель или команды просто обменяются уколами?
Дмитрий СИМОНОВ