Кандидат исторических наук Н. Дорохов, помимо сенсационного документа о футболе за подписью И. Сталина, предоставил редакции не менее любопытный исторический материал о том, как в свое время решался вопрос о названии армейского спортивного общества.
Заинтересованный читатель удивленно заметит: “Какое отношение может иметь армия к популярному спортивному обществу?”. И он, видимо, будет прав. Разве что только на футбольно-хоккейных баталиях и других спортивных зрелищах сталкиваются армейские и спартаковские интересы. Однако не будем спешить, читатель, давать категорический ответ. Неизвестные ранее архивные документы позволяют по-новому взглянуть на поставленный вопрос.
8 декабря 1931 года. Идет расширенное заседание Реввоенсовета Союза ССР. На повестке дня вопрос — “О физической подготовке РККА”. В числе выступающих — М. Н. Тухачевский, С. С. Каменев, Й. П. Уборевич, А. И. Егоров, ряд командующих военными округами, специалисты и организаторы физической подготовки в Красной Армии. Все единодушны во мнении — необходимо создать в армии и на флоте добровольное физкультурное общество. По итогам обсуждения РВС СССР принимает решение “в декадный срок изучить вопрос о создании Всеармейского добровольного физкультурного общества, разработать проект устава общества и его наименование, представить предложения о материальной базе общества”. Для проработки этих вопросов, по решению Реввоенсовета, создается комиссия в составе зам. наркома по военным и морским делам и зам. председателя РВС СССР С. С. Каменева, начальника управления Штаба РККА и управления боевой подготовки Сухопутных войск Л. Л. Лапина, начальника Главного управления РККА Б. М. Фельдмана, пом. начальника Управления ВВС РККА П. И. Родионова и начальника инспекции физической подготовки Красной Армии Б. И. Кальпуса.
При рассмотрении названия общества комиссия исходила из того, что оно должно быть лаконичным, выразительным и отражать суть физкультурного движения в армии. Вариантов предлагалось множество. “Красная Звезда”, “Сила”, “Ударник”, “Красный Армейский спорт”, “Физкультурное общество Красной Армии” (или сокращенно “Физкультарм”, или “Фокарм”, или “Физокарм”), “Общество физической культуры Красной Армии” (или сокращенно “О. Ф. К. А.”) “Физкультармеец” (или “Спортармеец”), “Армспорт”, “Всеармфизо”, “Сокар”, или “Сокарм”, что означало “Спортивное общество Красной Армии”, и другие. Но все они отвергались. Казалось, что название общества не скоро будет найдено. Но тут с предложением выступил С. С. Каменев — назвать” всеармейское физкультурное общество — “Спартак”. В честь вождя римских гладиаторов, как символ мужества, стойкости, отваги и победы. Предложение членами комиссии было единогласно принято. (Обратим внимание — за несколько лет до создания всесоюзного добровольного спортивного общества — “Спартак”, рождение которого — 19 апреля 1935 года — справедливо связывают с именами братьев Старостиных, первого секретаря ЦК ВЛКСМ А. В. Косарева).
К 21 декабря подготовка проекта устава физкультурного общества РККА “Спартак” была завершена. На заключительном этапе его разработки с проектом устава ознакомился С. С. Каменев. В архивных документах сохранились дополнения, уточнения, внесенные его рукой в текст устава. Содержится запись: “Можно печатать для РВС СССР 21.12.1931 г. С. Каменев”.
Проект определял цели, задачи, права, средства, состав, структуру общества “Спартак” и многие другие вопросы. В частности, отмечалось, что общество “Спартак” имеет целью “содействие боевой подготовке РККА путем всемерного и всестороннего распространения среди военнослужащих, в единстве со всей боевой учебой, политике - воспитательной и культурно - просветительной работой, физической культуры и спорта”.
В числе основных задач определялись всемерная помощь командованию в работе по физической подготовке бойцов и начальствующего состава, всесторонняя пропаганда и организация физической культуры как воспитательного и оздоровительного фактора, развитие различных видов спорта, особенно прикладных, и, в частности, стрелкового, мото-, авто- и авиаспорта, развитие различных форм туризма и экскурсий, развитие охоты, пропаганда современной техники на базе механизированных видов спорта и другие.
Устав не был лишен определенных политических инъекций. В частности, определялось, что членами общества могут быть только граждане, не ограниченные в политических и гражданских правах, а именно — военнослужащие рядового и начальствующего состава, начсостав запаса, бывшие красногвардейцы и красные партизаны, сотрудники учреждения РККА, а также члены семейств перечисленных лиц, не ограниченные в гражданских правах. Отмечалось, что любое ограничение в правах членов общества автоматически ведет их к исключению из “Спартака”.
По поручению комиссии группа сотрудников центрального военно-финансового управления во главе с его начальником А. В. Хрулевым изучила и представила предложения о первоочередных мероприятиях по созданию материальной базы физкультурного общества. Предлагалось построить в Москве армейский стадион “Спартак” с гимнастическими залами и закрытым плавательным бассейном, водную и лыжную станции, другие сооружения.
Была определена территория под строительство спартаковского стадиона. Предлагалось два варианта. Первый — парк ЦДКА им. Фрунзе, второй — (Ленинские горы, район дома отдыха ЦДКА и лыжно-санной базы парка культуры и отдыха, что был напротив .Новодевичьего монастыря. Планировалось, что стадион должен быть рассчитан на 25—30 тыс. нумерованных мест. Ориентировочная стоимость со всеми учебными и вспомогательными сооружениями определялась в 7—8 млн. руб.
Спортивные объекты предлагалось ввести поэтапно. К 15-й годовщине Красной Армии (февраль 1933 г.) планировалось ввести в строй зимние помещения (бассейн, залы и др.). Летние же объекты предлагалось сдать к августу 1933 г., к открытию Всемирной спартакиады рабочих спортивных организаций и движений.
28 декабря 1931 г. Пакет документов и предложений, по созданию Всеармейского физкультурного общества “Спартак” был представлен на утверждение в Реввоенсовет СССР. Заседание РВС Союза ССР по данному вопросу состоялось 20 февраля 1932 г.
В постановлении Реввоенсовета отмечалось:
1. Представленный устав Добровольного Всеармейского физкультурного общества “Спартак” утвердить.
2. Членами общества могут быть только начсостав кадра и резерва, его семьи и красноармейцы.
3. Устав представить на утверждение Правительства…
P. S. Судя по дальнейшему развитию событий, решение о создании армейского общества “Спартак” так и осталось на бумаге. Архивные документы не дают ответа — было ли решение Реввоенсовета рассмотрено правительством страны, и на каком этапе оно было свернуто. В 1935 году в стране создается все-таки - новое добровольное спортивное общество “Спартак”. Но это уже был совсем другой “Спартак”, не имевший к армии никакого отношения.
H. ДOPOXOB, кандидат исторических наук, доцент.
Еженедельник “Футбол” № 11, 20 марта 1994