Фото: еженедельник «Футбол», 2007.
Валерий Масалитин…
В среде болельщиков просто Валера. Видимо, лишь благодаря своему чисто человеческому обаянию ему удалось в свое время «получить индульгенцию» у наших болельщиков. Он всю футбольную жизнь хотел и уходил из ЦСКА, но в массовом представлении болельщиков так и остался армейцем – бомбардиром садыринского ЦСКА. Удивительный парадокс: человек, всю свою сознательную футбольную жизнь мечтавший о московском «Спартаке», остался «своим» для болельщиков красно-синих. Хотя некоторые здесь мне могут возразить…
При характеристике этого самобытного нападающего у меня возникает лишь одна ассоциация – неприкаянность. Именно неприкаянным он и оставался всю свою карьеру. Про карьеру Валерия так и хочется сказать словами К. Пруткова: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Задатки бомбардира-убийцы, для которого не существовало секретов в футболе, отсутствие откровенно слабых мест в игре нападающего могли позволить ему стать игроком высочайшего международного уровня, но… Вся его карьера – это одно сплошное «но». В то же время нельзя сказать, что карьера Масалитина не сложилась.
Во многом всю его карьеру определили три главных составляющих: немалый и легко заметный талант, удивительный и противоречивый характер и время, когда его карьера принимала причудливые обороты.
С середины 80-х гг. ХХ в. в государстве под названием Советский Союз начались необратимые преобразования, которые закончились развалом государства. Спортсмены, как и творческая интеллигенция, также четко отреагировали на изменения внутри страны. Идеалы советского человека и гражданина стремительно уходили в прошлое, жить становилось все тяжелее. А спортсмены в массовом порядке стали искать «лучшей жизни» - футболисты начали постоянно менять клубы, и в их сознании это было абсолютно нормальным явлением. Ярким представителем футболистов «нового типа» стал Масалитин. Вот как он отозвался о своей первой попытке перехода в «Спартак» в 1986 г.:
«… ко мне со всех команд приезжают, деньги показывают, а Бесков все о другом: "Какой футбол тебе нравится? Кто кумир? Я тебя научу играть в хороший футбол...". Когда, думаю, до денег разговор дойдет? Но Бесков никогда о деньгах не говорил. А я-то знал, что в других командах мои ровесники и квартиры получают, и машины, и подъемные».
А потом он перейдет в ЦСКА (за ним приезжал работавший в ЦСКА легендарный форвард хоккейного ЦСКА Владимир Петров). И если его моральные качества полностью отвечали веяниям времени, то человеческие качества, видимо, позволяли ему легко входить в любой коллектив.
После неудачного для ЦСКА сезона 1988 г. Масалитин думает об уходе из нашего клуба:
«Я тогда решал – в "Спартак" или в "Торпедо"? "Спартак" хорошему футболу обещает научить, в "Торпедо" квартиру дают на Автозаводской».
Но в итоге он остался в ЦСКА и провел лучший свой сезон в карьере – 32 гола в 39 играх в первой союзной лиге! А потом с легкостью решается на «командировку» в голландский «Витесс» вместе с молодым партнером по ЦСКА Сергеем Крутовым. Они стали первыми футболистами нашего клуба в истории, которые официально перешли в зарубежный клуб (многочисленные игры бывших армейцев за клубы низших дивизионов чемпионата ГДР в 1970-1980-е гг. были неофициальными).
А потом, после возвращения в ЦСКА, у Масалитина наступила самая яркая часть его карьеры: в 1990-1991 гг. переживал истинный расцвет садыринский ЦСКА. А в 1992 г. наряду со всеми игроками «золотого» состава Масалитин пытается уехать из страны, оказавшейся на экономическом дне вследствие развала СССР и «шоковой терапии» Е. Гайдара. Вначале были попытки уехать в Германию и Бельгию, а в итоге Валерий оказался в Чехословакии.
Но в Чехословакии у Масалитина не «пошло». Валерий возвратился в ЦСКА, который строил новую команду после массового исхода чемпионов 1991 г. У него сложились не самые лучшие отношения с тренировавшим тогда ЦСКА Г. Костылевым. Это сказывалось и на качестве его игры. Смена тренера в ЦСКА не меняет его положения в команде. И далее происходит очередной крутой поворот в карьере Валерия Масалитина.
1 августа 1993 г. Масалитин проводит 90 минут в составе ЦСКА в матче 1/8 финала Кубка России 1993/1994 гг. против столичного «Асмарала», а уже 22 мая 1994 г. в финале того же розыгрыша трофея он вышел на замену в составе «Спартака», игравшего против… ЦСКА! Поделюсь своими детскими воспоминаниями об этом факте. В 9-летнем тогда возрасте (без широкого проникновения интернета в нашу жизнь, и без специализированного ТВ) следить за всеми новостями мне тогда было тяжело. И вот я вижу Масалитина в майке «Спартака»! И это при свежих воспоминаниях о 1991 г. Я не мог поверить своим глазам!
Когда же и как произошла «измена»? Это событие произошло после окончания сезона 1993 г. Как потом говорил сам Валерий, он не видел себя в ЦСКА у Копейкина, у которого он все больше оставался на скамейке запасных. А потом был звонок Масалитина Тарханову, с которым они еще вместе играли в ростовском СКА в 1986 г. А тогда Александр Федорович трудился у «заклятых» помощником Романцева. Вообще же, по сути, переход Масалитина из ЦСКА в «Спартак» на данный момент является последним прямым таким «переходом» значимого футболиста. Потом будут тоже прямые переходы (в частности, Мовсесьяна и Гайсумова, но ни первый, ни второй не оставили глубокого следа ни в истории хотя одного клуба, ни в памяти болельщиков обеих команд), но такого резонанса они не вызвали.
Фото: Буклет «ПФК ЦСКА 2005». Редактор С. Аксенов. Москва: ПФК ЦСКА, 2005.
Сказать, что болельщики ЦСКА восприняли этот переход спокойно – нельзя. Но и широчайшего резонанса действия Масалитина не вызвали. Конечно, те болельщики, которые любили Масалитина в садыринском ЦСКА, ругали Валерия, на чем свет стоит. Но основная масса болельщиков, поначалу повозмущавшись, позже успокоилась. На то были причины. Ни для кого не было на тот момент секретом, что Масалитин в игровом плане был на момент перехода в «Спартак» «бледной тенью» самого себя. А, значит, он и не был ключевой фигурой в нападении ЦСКА (главными «затейниками» впереди тогда были у ЦСКА Ильшат Файзулин и Олег Сергеев). То есть большой потерей в игровом плане уход Масалитина не был. Куда сильнее была обида болельщиков, что Валерий перешел именно в стан «врага».
Для Масалитина же переход к красно-белым был, по сути (и жизнь это покажет), последней попыткой заиграть на высшем уровне. Не надо забывать и о «бонусах» в виде участия в Лиге Чемпионов УЕФА и приличной по российским меркам зарплаты. И ведь поначалу у него в «Спартаке» хорошо пошло (в чемпионате России 1994 г. – 5 голов в 6 играх), но потом сразу же пошли травмы, и «Спартак» для Масалитина закончился…
Валерий еще «попылит» 6 лет, но после относительно успешного сезона в составе новороссийского «Черноморца» (1996 г.), в его карьере случится только чемпионат Туркмении (его туда занесет на пару с другом и тезкой по ЦСКА Брошиным) да второй дивизион чемпионата России. Все же стоит признать, что Валерию полностью реализоваться помешали постоянные травмы.
Сергей Дементьев (СД), специально для сайта болельщиков ЦСКА
КОПИРОВАНИЕ И ВЫКЛАДКА НА СТОРОННИХ РЕСУРСАХ ЗАПРЕЩЕНЫ ©