Желая того или нет, "Спартак" и ЦСКА вчера задали такую планку зрелищности российского футбола, что теперь серость будней нашего чемпионата будет казаться ещё более невыносимой.
Наверное, о таких матчах лучше писать на эмоциях. Потому что эмоции были сутью этой игры. Тем, кто её не видел, слова не помогут. Когда команда дома безвольно капитулирует перед "Амкаром", а потом заставляет ЦСКА отыгрываться на "невозмоге", это дерби. Когда игрок, получивший болезненную травму, не в состоянии нормально ходить, но при этом ради команды умудряется бегать по полю ещё два дополнительных тайма, это дерби. Когда его партнёр, про которого все говорят, что он на поле не нужен, спасает команду от поражения, и это дерби.
Вспомните, к слову, фразу Андрея Тихонова после матча чемпионата: "Хорошо, что ЦСКА выпустил Вагнера – это сыграло нам в плюс". Вряд ли бразильцу её перевели. Но мне вспоминается, что предыдущий тренер ЦСКА, Валерий Газзаев, на установках часто оперировал цитатами из СМИ, чтобы заводить своих игроков. Он, Газзаев, кстати, проиграл "Спартаку" вместе с армейцами всего один матч из 16.
Эти "когда" можно перечислять долго и упорно. Когда ещё один игрок, уже из другой команды, которого освистывают болельщики и ссылает в запас главный тренер, забивает важнейший мяч, пусть и не принесший победу, это тоже дерби.
Ради таких матчей мы и любим футбол. Жаль одного – что это был не финал. Он был бы лучшим в постсоветской истории. А там хватало ярких развязок, в том числе с дополнительным временем и серией пенальти. Но вчерашний матч оставил мощнейшее впечатление прежде всего тем, что был насыщен красками целиком, а не фрагментарно. Он не давал возможности смотреть куда-то ещё, кроме зелёного прямоугольника.
Два тренера, от которых ждут большего, чем они пока дают, – это тоже часть мощнейшей интриги вчерашнего полуфинала. Если Валерия Газзаева называли приговорённым к победе, то про Леонида Слуцкого всё чаще начинают говорить другое – мол, приговорён к тому, чтобы оставаться без титулов. Представляете, как обидно слышать такое про себя. Прав Слуцкий – такие матчи опустошают полностью. Мне кажется, для него это тоже был матч жизни. И мостик в будущее.
Этим мостиком игра стала и для Валерия Карпина. У меня почему-то есть уверенность: появится у "Спартака" новый тренер или нет, целиком и полностью зависит от него самого, а вовсе не от Леонида Федуна. Владелец клуба поставил на этого тренера и, вспоминая предыдущие отставки, полагаю, категорически не хочет новых шараханий в сторону.
Понятно, что эмоции не меняют сути: Карпин – тренер с минимальным опытом. Опытом, который он, собственно, и получил в "Спартаке". Наверное, он сам не может понять, на что способен. И поэтому и не держится за кресло, боясь навредить родному клубу.
Два матча с ЦСКА показали: его команда может играть так, что за неё не стыдно. Она может, когда надо, чётко играть об обороны. Может забивать три мяча лучшей обороне России. Потенциал – есть. Почему он не раскрывается, вот это вопрос вопросов. И способен ли его раскрыть новый тренер?
Уникальная ситуация, которая сложилась с полуотставкой Карпина, превратилась в сериал именно благодаря дерби. В этом тоже смысл таких матчей. Они задают вектор, показывают ориентиры.
Пир, который подарили вчера "Спартак" и ЦСКА, не просто показал, как могут играть в футбол наши команды. Не просто дал понять, как они могут выкладываться. Он задал планку. И не только футболистам, но и болельщикам, и нам, журналистам. Серость будней российского чемпионата, на которую прежде закрывали глаза, теперь будет казаться ещё более невыносимой.
Будет хотеться такого футбола ещё и ещё. Как говорится, попробовав раз… Признаюсь, я не был раздосадован тем, как сыграли "Спартак" и ЦСКА в матче чемпионата страны. Команды цеплялись за очки, и внутри себя их можно было оправдать за не слишком зрелищный, засушенный футбол. Тем более что свой нерв в том дерби тоже был.
Но о тех своих оправданиях сразу же забываешь, когда смотришь такие матчи, как нынешний полуфинал. Если футбол действительно любят, если он не работа, а игра – ему не может быть лучшей рекламы.
Нет, всё-таки чертовски жаль, что это был не финал…