Немолодые уже граждане, наверное, помнят анекдот о чванстве советской пропаганды, из которого следовало, что в год Слона, якобы объявленный ООН, в стране вышло три брошюры: "СССР - родина слонов", "Классики марксизма-ленинизма о слонах" и "Советский слон - самый сознательный (большой, лучший - имели хождение разные интерпретации) в мире".
И ведь дожили: есть у нас теперь отличные футбольные "Слоны", как прозвали сборную Кот-дИвуара. Они пока не самые признанные - корифеи все-таки водятся в Англии, Испании да Франции, - но, право, тоже достойные представители своего племени.
В воскресенье в Химках они пойдут брат на брата: Сейду Думбья должен возглавлять атаку армейцев, Ласина Траоре - лидер нападения "Кубани". Кроме того, в составе краснодарской команды есть полузащитник Марко Нэ, тоже футболист из государства в Западной Африке, название которого у нас переводили: "Берег Слоновой Кости" - пока в середине 80-х годов руководство страны не попросило больше это нигде в мире не делать. Иначе почему в самом деле Сьерра-Леоне, а не Страна львиных гор, Буркина-Фасо, а не Страна честных людей? Да и за пределами Африки найдутся причудливые происхождения названий.
23-летний Думбья старше и известнее 21-летнего соотечественника. К тому же участник ЧМ-2010, во время которого пресса всего мира предполагала, что именно новичок российского чемпионата заменит в составе "Слонов" травмированного Дидье Дрогба. Увы, шведский тренер Свен-Еран Эрикссон настоящего шанса армейцу так и не дал.
Еще в 2005 году 17-летний форвард умудрился стать с 15 голами главным снайпером ивуарийского чемпионата, хотя выступал за скромный клуб "Денгеле" (Одьенне), занявший лишь 9-е место при 14 участниках турнира. Позже поиграл без особого успеха в Японии. Зато в Швейцарии, выступая за "Янг Бойз", "Слон" разбушевался: два раза подряд выигрывал спор бомбардиров, наколотив за два чемпионата полсотни голов. При этом его 30 мячей в прошлом европейском сезоне - самый высокий с 1988 года показатель для швейцарской лиги. Другими словами, столь результативного форварда, как Думбья, в Альпийской республике не было больше двадцати лет.
И в нашей премьер-лиге он стал одним из самых ярких приобретений последнего времени. Если не самым. Сейчас, когда Вагнер Лав посматривает в сторону Бразилии, страны - хозяйки чемпионата мира, и играет неровно, именно Думбья стал главной ударной силой ЦСКА, команды, которую резонно причисляют к фаворитам российского первенства. Резвиться так, как в Швейцарии, ему у нас, конечно, не позволяют, но все же с начала сезона африканец забил три гола в чемпионате и четыре ценнейших в Кубке - "Зениту", "Спартаку" и два в финале "Алании". Такими темпами можно и на "тридцатку" за сезон замахнуться - тем более что он у нас удлиненный.
Ласина Траоре, в свою очередь, избрал зимой 2008 года нестандартный маршрут - поехал из клуба "Стад дАбиджан" не во Францию и не в Бельгию, через которую проследовали многие ивуарийские футболисты, включая Нэ, а в Румынию. Нападающего за 50 тысяч евро приобрел румынский ЧФР ("Кубани" игрок обошелся в 4 миллиона евро). В составе клуба из Клужа он стал чемпионом Румынии (2010) и обладателем Кубка страны (2009), поиграл в Лиге Европы, а в завершающемся еврокубковом сезоне выходил в стартовом составе во всех шести матчах в Лиге чемпионов и отметился мячами в ворота "Базеля" и "Ромы".
Эрикссон включил Л.Траоре в предварительную заявку сборной Кот-дИвуара на ЧМ-2010, насчитывавшую 30 игроков, но впоследствии отсеял. Так ведь какие люди были и есть в ивуарийской атаке: Дрогба, С.Калу, Жервинью (один из лидеров "Лилля", сделавшего во Франции "золотой дубль"), Думбья, наконец.
В России на счету Траоре пока три гола. И если первый - в ворота "Спартака" - был забит с пенальти, то последующие отличались изысканностью. Мяч, отправленный ударом в одно касание в дальний угол ворот "Ростова", был признан журналистами "СЭ" самым красивым в 5-м туре. Гол "Локомотиву" через тур африканец исполнил потрясающим ударом без раздумий с 25 метров. При голосовании Траоре остался на втором месте только потому, что на следующий день в "девятку" ворот "Рубина" по невероятной дуге залетел мяч самарца Самсонова. Но в общем личном зачете форвард "Кубани" на сегодняшний день в нашем конкурсе лидирует. С другой стороны, в прошлом сезоне гол Думбья "Спартаку" с обводкой двоих соперников на "носовом платке" вошел в "великолепную пятерку" на второй позиции.
Как и нападающий армейцев, Траоре, несмотря на двухметровый рост, умеет обыграть соперника "один в один", хотя больше все-таки на длинном шаге. Форвард краснодарцев готов и в пас сыграть с партнерами. Достаточно вспомнить его двухходовку с Куликом и второй мяч в ворота красно-белых в 3-м туре или блестящую передачу через головы защитников "Анжи" тому же Кулику, который, однако, выходом один на один с вратарем не воспользовался. Но, делая со "второго этажа" скидки партнерам, головой он пока мячей не забивал - такой мощи, как у Думбья, у него нет.
Армейца вроде бы и можно сравнить с пробивным носорогом, да только препятствия он не всегда проламывает, а часто хитро и даже изящно огибает. Траоре же похож на элегантного жирафа, однако отнюдь не флегматичного, а включающего, если требуется, скорость.
В преддверии ЧМ-2010, на котором сборная Франции поразила южноафриканских зрителей обилием в составе темнокожих футболистов, газета Le Monde опубликовала любопытный материал. В нем, к слову, цитируется историк, специалист по колониальным проблемам Паскаль Бланшар, утверждавший, что впервые с "негрофобией" французская команда столкнулась… в Советском Союзе. В товарищеском матче 23 мая 1980 года Мишель Идальго выпустил в стартовом составе сразу четверых темнокожих футболистов (Жанвьон, Трезор, Тигана, Зимако), а после перерыва на замену вышел еще и Куриоль. Из-за этого, мол, публика в Лужниках принялась освистывать гостей.
Во Франции, как известно, к расовому вопросу вообще относятся очень щепетильно. Так, антирасистский фонд, созданный чемпионом мира 1998 года Лилианом Тюрамом, провел опрос общественного мнения на тему: "Каковы, на ваш взгляд, специфические качества людей с черной кожей?" 22 процента французов ответили: "Физические качества и атлетизм".
"Ну и что?" - зададитесь вопросом вы. Тюрам же видит в этом "самый распространенный и очень опасный расистский предрассудок, потому что мы живем в обществе, в котором противопоставляются физическая сила и ум. Для многих наличие первого подразумевает недостаток второго". Хотя, на мой взгляд, это комплекс: если бог наградил силой и удалью, это еще не значит, что он недодал мозгов.
Как утверждала Le Monde, научные исследования не подтверждают особой предрасположенности черных к спорту, хотя в сознании людей прочно утвердилось противоположное мнение. Не знаю, не знаю… Но не поспоришь и со словами главного тренера французской молодежной сборной Эрика Момбартса о том, что футбол служит "социальным лифтом" для многих, кто мечтает выбраться из бедности и потому развивает в себе повышенные физические возможности. Думбья, приехав в ЦСКА, в беседе со мной подтвердил рассказ о том, что в юности ставил перед собой задачу - за неделю тысячу раз попасть в штангу. Не в большие ворота, заметьте, а в стойку. При этом удары наносил с разных позиций обеими ногами. "Это упражнение помогает мне обрести уверенность в себе, но теперь практикую его только иногда", - сказал ивуариец. Недаром говорится, упорство и труд все перетрут.
Французский социолог Клод Боли, научный сотрудник Национального музея спорта, считает, что мнение о генетических преимуществах чернокожих спортсменов навязывает пресса, описывая их действия "зоологическими" эпитетами типа "тигриный прыжок". Вместе с тем в Африке люди чувствуют себя ближе к дикой природе, некоторые народы считают представителей фауны "братьями по крови", поклоняются питонам, крокодилам и прочей живности. И футбольные сборные именуют себя и львами, и леопардами, и пантерами, и орлами, и даже безобидными белками. Так что если во Франции кому-то не нравятся сравнения из области зоологии, ивуарийские "Слоны" это имя носят с гордостью. Так пусть и в России процветают и радуют публику.