Один из лидеров нынешней российской сборной не выходил на поле достаточно давно. Но силы сыграть с Арменией он в себе чувствует.
Борис ЛЕВИН
из Москвы
- Ваша нынешняя игровая форма - секрет для всех. Для вас тоже?
- Не играл уже действительно давно - в последних матчах английского чемпионата меня не выпускали даже на замену. При этом физически чувствую себя неплохо. Сыграю ли - решать Адвокату, а основанием для того или иного его решения станут, естественно, мои действия на тренировках. Поэтому главная моя задача на сегодня - убедить главного тренера.
- И как, получается?
- Первая тренировка была втягивающей, игровые упражнения там не предусматривались. Сегодня (наш разговор шел перед вчерашним занятием сборной. - Прим. Б.Л.) посмотрим. Сил мне точно хватит, а повлиял ли простой на чувство игрового ритма, сказать трудно. Мне кажется, что не должен был, однако абсолютно точный ответ на этот вопрос можно получить даже не на занятиях, а только непосредственно в игре.
- Что за болячка помешала вам выходить на поле на финише премьер-лиги?
- Да не было никакой особой болячки - просто на тренировке Оби Микел попал мне в больной ахилл и разодрал при этом ногу. Пришлось пропустить три дня, пока все зажило, но доктора почему-то решили, что до конца я так и не выздоровел. Иногда наших врачей просто не поймешь - тренируюсь по полной программе, а они утверждают, что Жирков хромает и к матчу не готов. Но где здесь логика: если хромаю, отстраняйте от занятий, а если занятия выдерживаю, то почему не должен выдержать игру? Честно говоря, это больная для меня тема, которую даже не хочу обсуждать.
- Тренировки в Казани с "Рубином" вам что-то дали?
- Конечно. Если бы пропустил всю неделю, пришлось бы сейчас какое-то время приводить себя в порядок. А так провел три нормальные тренировки и чувствую себя вполне нормально.
- Курбан Бердыев говорил в интервью "СЭ", что он поражен, как быстро вы схватывали задания и как без проблем влились в командную работу.
- А я со своей стороны благодарен Курбану Бекиевичу за то, что мне дали возможность полноценно поработать, причем даже на предыгровой тренировке, которую, надеюсь, казанцам не испортил - все-таки они потом победили "Томь" со счетом 4:1.
ИВАНОВИЧ И ПОРТУГАЛЬЦЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ, ЧТО СБОРНАЯ В АРМЕНИИ ХОРОШАЯ
- Адвокат что-то сказал вам при встрече? Не тревожит ли его ваш простой в клубе?
- Ничего особенного не говорил: спросил о моем состоянии и настроении, я ответил, что все нормально.
- Как нашли сборную после двухмесячного перерыва?
- Как обычно - в нормальном настроении. Все хотят сыграть в субботу как можно лучше.
- А вот Роман Павлюченко произвел настоящий фурор своим высказыванием о том, что атмосфера в национальной команде ухудшилась.
- Каждый имеет право на свое мнение и может его высказать. Прекрасно понимаю состояние Ромы, связанное с тем, что он остается на лавке, - сам подобное постоянно переживаю в последнее время. Но я всегда ехал в сборную с радостью, и в этом плане ничего не изменилось.
- Сейчас вы уже в отпуске, но приходится продолжать работу ради предстоящей игры. Это не вызывает какого-то внутреннего напряжения?
- Когда речь идет об официальном матче, не то что не напрягаешься - даже не задумываешься о том, что у тебя отпуск. А вот что касается товарищеской игры, то здесь все гораздо сложнее... Тем более что у меня есть печальный опыт подобной товарищеской игры - после матча с Бельгией в Воронеже выбыл из строя надолго.
- Хорошо, товарищеский матч пока вспоминать не будем, поговорим об официальном. Что скажете о сборной Армении после очного знакомства с соперником в Ереване?
- Хорошая команда - техничная, быстрая, достаточно организованная.
- Отправляясь в Ереван, такую и ждали увидеть или во время матча испытали определенное удивление?
- Удивления точно не было. Мне и Иванович рассказывал, и наши португальцы, которые не так давно встречались с армянской сборной, что легкой прогулки в Ереване ни у кого не будет, и сопротивление мы там ощутим очень серьезное.
- Ничья - закономерный итог той встречи?
- Несмотря на все сказанное выше, мы могли и, наверное, должны были выигрывать тот матч. Хотя нельзя не признать, что в концовке были шансы даже проиграть.
- Кто-то из соперников запомнился больше других?
- Наверное, Мхитарян из "Шахтера" - через него шла вся игра хозяев в атаке. Еще весьма активен был нападающий Мовсисян.
- Принято считать, что по индивидуальным качествам практически любой игрок российской сборной сильнее своего армянского оппонента. На поле это было видно?
- В принципе большую часть матча мы игру контролировали и постоянно атаковали. Не хватало какого-то завершающего действия.
- То есть в потере очков можно винить только самих себя?
- Так оно и есть.
- Ничья сильно осложнила вашу турнирную жизнь?
- Не улучшила - точно. Но пока все остается в наших руках.
- Как думаете, что станет самым трудным в предстоящей субботней игре? Что нужно сделать, чтобы избежать новых очковых потерь?
- Не нужно рассуждать, что будет трудным, - необходимо просто выходить на поле и выигрывать.
- Но в чем-то необходимо будет добавить, дабы трансформировать ничью в победу?
- Добавка лежит на поверхности - свои зрители, полный, надеюсь, "Петровский", активно поддерживающий команду. Это очень весомый аргумент.
- Проведение игры в Питере имеет больше плюсов или минусы, связанные с переездами, сводят их на нет?
- Не думаю, что в Москве собрался бы полный стадион, но и лишний перелет тоже фактор, тут вы правы. Знаете, по большому счету разницы, наверное, нет.
- У вас есть какие-то личные отношения с "Петровским"?
- Нет, пожалуй, стадион как стадион. Болеть за своих там умеют, что, верю, в субботу лишний раз и докажут.
- Нет ли после серии неудачных игр ощущения, что сборной надо реабилитироваться перед своими болельщиками?
- Какие игры вы имеете ввиду? Товарищеские? Да, мы провели их плохо, сами это понимаем, но придавать подобным матчам какое-то особое значение не стоит. А за игру в Ереване, несмотря даже на неудачный результат, мне лично не стыдно. Мы на самом деле хотим побед не меньше, чем наши болельщики, и они должны это понимать.
С ЧЕМ НЕ СПРАВИЛСЯ АНЧЕЛОТТИ?
- Перейдем к вашим личным обстоятельствам. Предстоящий отпуск ожидается спокойным или голова будет полностью занята неясным ближайшим будущим?
- Предстоящий отпуск будет совсем небольшим. "Челси" собирается 4 июля, а мне ввиду того, что пропустил концовку сезона, предписано явиться еще раньше - 27 июня.
- Зачем? Чтобы набрать форму и показать новому главному тренеру все, на что способны?
- Зачем - мне, честно говоря, не совсем понятно.
- В таком случае матч с Камеруном вам действительно "не в жилу"...
- Мы же вроде бы договорились о нем не вспоминать?
- Простите, соль на раны сыпать не хотел… Свое будущее после 4 июля вы представляете четко?
- На сегодня у меня одна задача - подойти к первому сбору "Челси" в хорошем состоянии. А что будет дальше - посмотрим.
- Как бы вы сами охарактеризовали свое нынешнее положение в лондонском клубе?
- Как может охарактеризовать свое положение футболист, не выходящий даже на замену? Думаю, на моем месте кто угодно начал бы уже искать какие-то другие варианты.
- Вы не ищете?
- Пока нет, тем более что агентов не имею и заниматься этим некому, но мысли о будущем голову, конечно, не оставляют - играть-то хочется. Ничего не имею против "Челси", это по-настоящему большой клуб, однако полировать скамейку даже здесь - удовольствие малоприятное.
- С Анчелотти вы по поводу своего просиживания на лавке беседовали?
- Нет, хотя Иванович и советовал подойти к тренеру, чтобы спросить, почему так происходит. Но мне казалось, да и сейчас кажется, что пользы от такой попытки не было бы.
- А сам Анчелотти разговоров не заводил?
- У нас была встреча во время моего лечения - он сказал: мы на тебя рассчитываем, восстанавливайся быстрее, будем тебе в этом помогать.
- И вот вы восстановились...
- После чего прочно сел на лавку.
- Может быть, в этот момент итальянцу было уже не до вас - второй сезон в "Челси" дался ему гораздо труднее первого. Как думаете, в чем была причина?
- Может быть, в том, что пришло несколько новых сильных игроков, конкуренция в команде резко возросла и тренер с этим не до конца справился. Тем более что он поменял схему под этих новых игроков - с 4-3-3 на 4-4-2. Каждый ведь хочет играть, и, когда на лавке остается, допустим, Дрогба, это потенциальный источник напряжения, который надо еще уметь погасить.
- Для вас-то изменение схемы было очень выгодно.
- Для меня - да, поскольку появлялась моя родная позиция - крайнего полузащитника. Но команда стала спотыкаться и в конце концов вернулась к старой расстановке.
Я - ЗА ХИДДИНКА
- Анчелотти при победах и Анчелотти при неудачах - это два разных человека?
- Нет, один и тот же. Это вообще большой тренер, работать с которым очень интересно. При этом он всегда спокоен, чем весьма напоминает Гуса. Вообще, у Хиддинка и Анчелотти очень много общего.
- Но к вам он отнесся достаточно странно?
- Что не повлияло на мое восприятие его как сильного тренера. Даже то, что он написал в своей книге, а это действительно были весьма странные вещи, не перечеркивает главного.
- Может быть, вы просто не поняли специфического итальянского юмора?
- Вы называете юмором фразы типа "Когда я смотрю на Жиркова, то вижу сочный стейк"? Такой юмор я никогда не пойму. Но, повторюсь, на работу это никак не влияло.
- После неудачного сезона команда ждала отставки главного тренера?
- Нет - если вы прочтете весенние интервью наших игроков, то все в один голос поддерживали Карло.
- А когда о его отставке было уже объявлено, игроки перед уходом в отпуск не обсуждали, кто может стать новым главным?
- Обсуждать можно что угодно, тем более что пресса просто соревнуется в том, кто придумает новый вариант - вот даже Слуцкого уже назвали. Но все это обычно очень далеко от реальности, да и решение принимаем не мы. Так что проще дождаться назначения, а не гадать, каким оно будет.
- Тем не менее признанным лидером среди претендентов в общественном мнении является Хиддинк.
- Я бы такой вариант, естественно, только приветствовал.
- Ваше личное будущее сильно зависит от того, кто в итоге придет?
- Сейчас это трудно предсказать. Понятно, что вкалывать на тренировках, чтобы показать себя, придется при любом тренере - тот же Гус никого по старой дружбе в состав ставить не будет.
- Но он хотя бы хорошо представляет ваши истинные возможности.
- Поэтому я только "за". Но конкуренцию никто не отменит, и уже на сборах многое станет понятно.
- И если ваше положение глухого запасного не изменится...
- Давайте не притягивать неприятности заранее.
- И тем не менее, где та черта, после которой вы скажете: стоп, надоело, куда угодно, только не здесь?
- Здесь не о черте надо вести речь, а о реальных предложениях, о вариантах, которые стоит рассмотреть. А их пока нет.
- Между тем в интернете проскакивали сведения об интересе к вам из Германии и России.
- Ничего конкретного за ними не стояло. Только слухи или в лучшем случае туманные разговоры. На сегодня я игрок "Челси", и мои чаяния и надежды - в этом клубе.
- А если судьбу все-таки предстоит изменить, куда предпочли бы перебраться?
- Домой. Здесь все ближе и роднее.
- Но в России приоритетные права на вас, как я понимаю, у ЦСКА?
- Мы слишком далеко уже забрались в виртуальном развитии ситуации. Каждый реальный вариант конкретен, и случается или не случается он только в результате переговоров. Появится стоящее предложение - состоятся соответствующие переговоры, и все станет понятно. Проблемы надо решать по мере их поступления.
- Читали, что Сергей Игнашевич написал по поводу вашего возможного перехода в "Спартак" в своем блоге?
- Читал. Но, опять-таки, я же не перехожу в "Спартак".
- А какие клубы в России вы можете рассмотреть в качестве реального варианта?
- Любой из тех, кто постоянно находится наверху.
- То есть и "Спартак" тоже? Или у вас есть какие-то табу, как, к примеру, у Павлюченко заявившего, что в "Зенит" он не перейдет никогда.
- Вы меня постоянно пытаетесь подвести к какому-то конкретному варианту. Но его сегодня не существует. А гипотетически могу рассмотреть что угодно - каких-то табу у меня на самом деле нет. Любой контракт - это результат переговоров, которые должны устроить три стороны: клубы и игрока.
- "Челси" вас отпустит, если что?
- Опять же - смотря что ему предложат. Но мне уже, если честно, надоело вести эту абстрактную беседу. Здесь все как в "Двенадцати стульях": утром - предложение, днем - переговоры, вечером - решение. А мы пытаемся сейчас анализировать вечернюю часть без утренней и дневной.
- Резюмируя: внутренне вы к переговорам готовы?
- В той степени, как и любой человек, которого не выпускали на поле большую часть сезона.
- Но может именно сейчас стоит немного потерпеть?
- Мое прямое дело в любом случае - работать и быть постоянно готовым выйти на поле. А все остальное зависит уже не только от меня.
О ТОМ, ЧТО УЕХАЛ В "ЧЕЛСИ", НЕ ЖАЛЕЮ ДАЖЕ СЕЙЧАС
- За два года в Англии вы как-то изменились?
- Мне кажется, нет.
- С языком проблемы остаются?
- Нельзя сказать, что я его полностью освоил, но с каждым днем что-то прибавляется, и в целом общаюсь уже вполне сносно. Во всяком случае, неразрешимых проблем или какого-то явного недопонимания на почве языка давно не случается.
- Между тем английская пресса считает, что для полной адаптации в Лондоне вам не хватает именно контактности, коммуникабельности.
- Она пытается найти простое объяснение, но ищет его не там.
- Круг вашего общения в английской столице как-то расширяется?
- Естественно.
- За счет русскоговорящих?
- В основном - да.
- А какие-то мероприятия посещаете?
- Переехав в центр города, стал делать это чаще. Недавно вот вместе с Аршавиными и Павлюченко были на восьмидесятилетии Михаила Горбачева.
- Понравилось?
- Если честно, пошел туда в основном из-за концерта. И он не разочаровал.
- Ваша супруга хочет уезжать из Лондона?
- Нет.
- Наверняка вы учитываете и это?
- Учитываю, естественно, но если обстоятельства сложатся так, что придется уехать, ничего не поделаешь.
- А где легче в бытовом плане - дома или в Англии?
- Дома. Здесь знаешь абсолютно все нюансы, которые часто оказываются решающими для нужного решения той или иной проблемы.
- Не жалеете ли в таком случае, что вообще уехали из России?
- Нет. Поиграть в таком клубе, как "Челси", - мечта любого футболиста. А тем более стать чемпионом и обладателем Кубка Англии. На самом деле, в первый год все у меня шло хорошо, а вот на второй разладилось. И самой большой проблемой неожиданно стало недопонимание с медицинским штабом, о котором я уже говорил. Сначала долго лечился не от того, что было на самом деле, потом съездил в Германию и вроде бы вылечился, но в моем физическом состоянии все равно постоянно сомневаются.
- Насколько большими являются ваши планы на футбольное будущее? Вам ведь уже 28 стукнет в этом году?
- План только один - играть. А главная ближайшая цель - попасть со сборной на чемпионат Европы и сыграть там не хуже, чем в Австрии и Швейцарии.
- Но не играя в клубе, можно и мимо сборной проехать?
- Вот и я о том же.
- В тех последних матчах, что вы провели в "Челси", вас уже не использовали в качестве левого защитника, а в сборной придется, скорее всего, вернуться на нелюбимую позицию. Это не смущает?
- Есть надежды, что мне найдут более полезное применение: у нас ведь есть те, для кого сыграть слева в обороне привычнее, - Янбаев, Леша Березуцкий. Но сейчас мы снова делим шкуру неубитого медведя - может, я еще и в состав не попаду.
- Не исключаете такой возможности?
- А как ее можно исключать при моей клубной "загруженности"? Естественно, играть очень хочу и надеюсь, что на тренировках докажу свою нужность, но быть уверенным в этом изначально при моих обстоятельствах нельзя.
- Ваше здоровье сегодня в полном порядке?
- В порядке, хотя нельзя сказать, что в стопроцентном: колено мучить практически перестало, травм нет, но мышечный дискомфорт или, я бы даже сказал, дисбаланс еще имеется. Но помешать играть он не может ни в коем случае. Тем более что постепенно все приходит в норму. В отпуске буду заниматься по специальной программе, разработанной немецкими медиками и утвержденной врачами "Челси".
- Такое долгое испытание скамейкой - впервые в вашей карьере?
- В принципе я уже ко всему привык - и в приличный клуб меня долго не брали, и в ЦСКА успел на лавке посидеть. Но от этого сегодня не легче.
- Когда футбольная жизнь попала в черную полосу, есть что-то, что может отвлечь от горьких мыслей?
- Конечно - вернешься домой, увидишь детей и сразу забываешь обо всех своих невзгодах.