Вчера главному тренеру ЦСКА пришлось поработать сразу в двух качествах: привычном и не очень.
ЛЕКТОР ГИНЕР
Два занятия за один рабочий день провел Леонид Слуцкий: первое - традиционное, восстановительное - с командой, второе - необычное, теоретическое - со слушателями специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления. Причем продолжались оба примерно одинаковое время - где-то по часу каждое. Впрочем, обо всем по порядку.
…Тренерский штаб армейцев в полном составе собрался на поле заблаговременно: в ожидании игроков Слуцкий и Ко что-то бурно обсуждали. Вряд ли речь шла о предстоящей тренировке - уж больно непринужденной казалась со стороны беседа. Ровно в полдень, проявив "вежливость королей", к полю подтянулись футболисты. Последним не спеша ковылял Вагнер Лав. Только собрались двинуться за ним и мы, как вдруг наши глаза невольно округлились: мать честная, что это? С той части базы, на которой расположены жилые корпуса, откуда ни возьмись вывалила группа человек в тридцать и проследовала за армейцами. Несколько мгновений спустя выяснилось: это и есть те самые слушатели ГУУ.
- У нас в учебных планах обязательно присутствует посещение футбольных баз, - поделился координатор специализации Кирилл Кулаков. - Показываем будущим менеджерам, как функционируют клубы. И непременно остаемся на тренировку, после которой главный тренер отвечает на вопросы студентов. Сотрудничаем не только с ЦСКА - ездим и в Тарасовку, и в Баковку, и в Кратово. Каждая группа за год обучения наносит визиты минимум на две базы. А к нам регулярно приезжают с лекциями Евгений Гинер, Роман Бабаев, Сергей Кущенко. К слову, наши выпускники работают во всех столичных клубах премьер-лиги. В том же ЦСКА - двое: один в коммерческом отделе, другой - в билетном.
КЕМ СТАНЕТ ИГНАШЕВИЧ?
Тем временем тренировка уже стартовала. Сразу обратило на себя внимание отсутствие Думбья. Но волноваться поклонникам красно-синих не стоит: ничего страшного с ивуарийцем не случилось - он просто работал по индивидуальной программе в тренажерном зале. Так надо, решил Слуцкий.
Остальных Леонид Викторович разделил на две группы. В одной те, кто выходил в стартовом составе против "Анжи", за исключением отчего-то А.Березуцкого, угодившего в компанию к Рахимичу, Секу, Тошичу, Шемберасу и Цауне. Условно "основные" потрусили немного по кругу, поделали не тяжелые беговые упражнения и минут через двадцать газон покинули, отправившись в помещение на прочие восстановительные мероприятия.
Не спешил туда, правда, Игнашевич, притащивший на работу двоих сынишек. Гонял с ними мячик, оттачивал прострелы с фланга и замыкания, словом, по-отцовски заботливо возился с мальчуганами до той поры пока не завершили тренировку не менее условно "запасные" с примкнувшими к ним вратарями - Акинфеевым и Чепчуговым. В ее программе значились "квадраты", подачи в штрафную и своеобразный мини-футбол на площадке длиной 22 метра с большими воротами. В одни из которых, пока они были не заняты, упражнялся в необычных ударах тренер Сергей Шустиков: отходил как бы "за спину" ворот и пытался закрутить мяч в сетку. Чтобы добиться желаемого, хватило трех попыток. Мастер, одно слово.
Станут ли такими же мастерами дети Игнашевича, покажет время. У папы на этот счет своя точка зрения.
- Один будет нападающим, другой - вратарем? - поинтересовалась у него наш фотокор Татьяна Дорогутина.
- Нет. Первый - главным тренером, второй - генеральным директором, - почти без улыбки ответил Игнашевич-старший.
Интересно, в какой тогда роли видит себя спустя годы сам Сергей Николаевич?
"ИХ НРАВЫ"
Ну а затем началась уже упомянутая встреча Слуцкого со студентами. Очень любопытная, надо сказать, встреча. Час пролетел совсем незаметно - благодаря и занятным вопросам потенциальных менеджеров, и самому тренеру, который славится умением говорить содержательно и по существу, подкрепляя ответы примерами.
Один из них, после вопроса о том, часто ли игроки ЦСКА собираются всей командой поужинать в ресторане, оказался весьма интересным.
- Знаете, в "Москве" и "Крыльях" мы отмечали едва ли не каждый день рождения, собираясь вместе семьями, но в ЦСКА иначе, - начал Слуцкий. - Сюда люди приходят для того, чтобы расти профессионально, все этому подчинено. И так обстоит во всех топ-клубах. Вот, скажем, Красич, когда приехал в "Ювентус", не знал итальянского и на первых порах общался в основном с боснийцем Салихамиджичем, известным также по выступлениям в "Баварии". Тот ему и с переводом помогал, и с укладом жизни в туринском клубе знакомил. Но как-то Милош оказался один в ресторане, где не нашлось меню на английском - только на итальянском. Красич тут же набрал номер Салихамиджича, чтобы тот помог ему сделать заказ. "Стоп, - тут же осадил серба босниец. - С какой это стати ты мне звонишь? Да, на базе могу тебе помочь, что-то подсказать, но на данный момент мой рабочий день закончен. Так что извини. И больше так не делай". Хотите - верьте, хотите - нет.
Прямо из серии "их нравы". Нам, пожалуй, поверить трудно. Но если это и есть высший уровень, то нашим до него ой как далеко: они-то всегда помогут, уж тем более в таком пустяковом деле.
На прощанье спросил у Слуцкого о плотности графика игр:
- Футболисты всегда говорят: лучше играть, чем тренироваться. А у тренеров как?
- По-другому. За всех коллег не отвечу, но для меня недельный цикл лучше. Слишком много эмоций отнимает каждый матч, мне требуется время, чтобы восстановиться. Увы, в ЦСКА постоянный недельный цикл невозможен. И я к этому привык.
Не знаю, как на деле, но со стороны показалось, что душевная встреча со студентами более продуктивному восстановлению тех самых эмоций поспособствовала.