Сегодня исполняется 100 лет со дня основания футбольного ЦСКА .
Скажу вам честно: по-настоящему я ЦСКА не знаю.
И вы его тоже, ну признайтесь, не знаете. Сверстников клуба в России еще, наверное, реально отыскать. А вот люди, которые помнят столетней давности первую игру прародителя ЦСКА - команды футбольной секции Общества любителей лыжного спорта (ОЛЛС), могли бы обитать разве что где-нибудь в Тибете. Но вряд ли в 1911 году они видали отечественный футбол и в курсе, что ОЛЛС тогда победило коллектив под названием "Вега" с внушительным счетом 6:2.
Не знать - не означает не помнить. Поколения начиная с 1950-х не застали - к огромному своему счастью - великую и страшную войну, но уже почти 70 лет успевшая сменить название и с десяток вождей страна свято чтит память своих сынов, успевших стать прапрадедушками.
Футбольных героев былых времен мы тоже не забываем. Да только положа руку на сердце они для большинства из нас - персонажи мифов и легенд, преданий старины глубокой. Григорий и Владимир Федотовы, Всеволод Бобров, Борис Аркадьев, Альберт Шестернев, другие имена с фамилиями, в книгу армейских успехов золотыми буквами вписанные, - много ли осталось тех, кто видел их вживую? Кинохроники, строчки из летописей, старые фотокадры... Даже с их помощью нам никогда не познать той магии, той энергетики, той силы, которая исходила от них - полубогов из красно-синего пантеона. Мы видим их лица, но никогда не прикоснемся рукой.
А для совсем юных болельщиков - даже и не верится - в разряд гостей из старой-старой сказки уже будут попадать Газзаев, Семак, Карвалью, Олич, Красич...
Зато у каждого из вас есть свой ЦСКА. Ему ровно столько лет, сколько человек его любит и за него болеет. Так что в принципе каждый год определенное количество болельщиков может отмечать юбилей. Знают его и те, кто, болея за другие команды, люто ненавидит. Ведь от любви до ненависти - всего один шаг.
Мы все знаем нынешний ЦСКА. Он лидер чемпионата России, он участник Лиги чемпионов, он сплавлен из опыта и молодости, из белого и черного, из ледяного хладнокровия и огненной страсти. Порой он разъяренный и царственный лев, а иногда - ленивый медведь, храпящий в своей берлоге. Он заводной, немного нервный, отважный и... молодой, совсем молодой! "Эй, это кому там сто лет? Ты че, совсем страх потерял? Да я - еще пацан!"
ЦСКА - с человеком-символом в воротам. С ходячими музеями наград в обороне. С талантливыми мальчиками, чьи души терзаемы большими деньгами и большой славой, но по-прежнему полны желания не зарабатывать - играть! С тремя нападающими, в каждом из которых слияние великого и смешного дало удивительный эффект. Со стеклянным убийцей на одном фланге и добродушным с виду олененком с острыми зубами на другом. С вечными Рахимичем и Шемберасом. Босниец с красно-синими провел одну десятую жизни клуба, литовец - третий по количеству матчей за всю историю ЦСКА.
С молодым тренером, который растет (не в физическом, в профессиональном смысле), не боится ошибаться и учиться на своих ошибках, ходит в театр, на КВН и почти все матчи конкурентов. Тренером совсем не военного склада - отзывчивым, интеллигентным, открытым к диалогу. Он без мундира и погон, он до мозга костей гражданский, и его игроки не копают от забора до обеда, как было принято у прежних армейских тренеров. Зато он в духе времени. Это - важнее.
С президентом, про которого все сказано одной фразой. В футбольном мире его уважают все. Говорите, Гинер все купил? Нет, не все. Уважение купить нельзя. Его можно только заработать.
По-игровому лучше этот ЦСКА или хуже каждого из тех прежних девяноста девяти? Не суть. Главное - он своих предшественников достоин. Юбилей, не юбилей - без разницы. Ты канонам соответствуй для начала. Уже потом - празднуй, поднимай бокал. В этом и только в этом - секрет вечной молодости.
Пройдут годы. Десятилетия. А может, целый век.
Если на замену футболу к тому времени что-нибудь новое не выдумают, ЦСКА будет биться в каком-нибудь Кубке Галактики или Лиге Межпланетарных Конфедераций. Сразу попав в групповой этап. С полностью землянской линией обороны. Клубная стратегия, ничего не поделаешь. С двумя легионерами в атаке. Один с Альфы Центавры, тот, что с хвостом. Второй из созвездия Большой Медведицы. С третьим глазом на затылке. Помогает, когда спиной к воротам играешь. Впрочем, до сих пор ведутся споры, где у него все-таки затылок.
Мы никогда не узнаем этот ЦСКА, а они, люди из 2111 года, вряд ли вспомнят наш.
Они не будут знать, что Вагнер раз в год стабильно просился в Бразилию - и его иногда отпускали. Что Игнашевич не любил общаться с прессой, зато любил с могучей силой бить штрафные и пенальти. Что за Хондой японские журналисты мотались даже в Томск и Пермь. Что Слуцкий раскачивался на скамейке, а потом перестал.
А некоторые и вовсе станут пребывать в полном убеждении, что братьев Березуцких на самом деле было трое.
Один и тот же клуб. Всегда разный. Вечно молодой.
Дмитрий СИМОНОВ