В горле стоял комок, слезы наворачивались на глаза. На экране УСК ЦСКА мелькали кадры, иллюстрировавшие все, за что мы любим Холдена и Лэнгдона, прекрасных людей и великих чемпионов. А потом на площадку вышли ОНИ, чтобы услышать овацию невероятной по меркам предсезонки аудитории.
Все было правильно – ровно настолько, насколько позволял регламент пресыщенного дня. Больше остальных повезло журналистам, получившим эксклюзивное право почти часового общения с всеобщими кумирами на пресс-конференции. Болельщикам для начала досталась сравнительно немного: к Джею и Трэю на короткой автограф-сессии выстроилась такая очередь, которую в Москве, наверное, не видали с середины 80-х – времен тотального дефицита. Соскучившиеся зрители жаждали общения, к большому сожалению, не получили должного для выражения теплых чувств времени, и были переадресованы на день финалов Кубка Гомельского – в воскресенье в холле Холден и Лэнгдон пробудут не меньше часа.
Суббота же ушла на обмен благодарностями и воспоминаниями. Джей Ар появился на пресс-конференции впервые в карьере – жизненный принцип защитника «Если я говорю, то хочу быть услышанным», прежде не позволял ему разбрасываться словами. Сейчас беречь себя смысла не было. Блеснул оригинальностью и Траджан, почти весь вечер старательно говоривший на приличном русском.
Необычным вечер показался и Андрею Ватутину. «Испытываю странные ощущения, - признался армейский президент. – Команде скоро выходить на площадку, а эти двое парней не в спортивной форме, а в нехарактерных элегантных костюмах. Они не игроки, я для них – не президент, Этторе – не главный тренер. Вы знаете, что мы в клубе всегда стремились создать семейную атмосферу. И расставаться с членами семьи очень непросто. В то же время, важно уметь расставаться. Могу сказать, что мне очень жаль, что с нами по объективным причинам нет Матьяжа Смодиша. В этом году мы говорим прощай целой эпохе. Не только Джею, Трею и Матьяжу, но и Тео Папалукасу, Дэвиду Андерсену, Захару Пашутину, Алексею Саврасенко, другим. Трагедии не случилось, жизнь продолжается, и нам хочется, чтобы новый ЦСКА стал таким же эпохальным, вызывал такое же уважение, как Джей и Трэй».
Этторе Мессина приехал на церемонию с семьей в качестве почетного гостя. И, очевидно, не собирался оказаться в центре событий. Но Андрей Ватутин вытащил великого тренера в президиум пресс-конференции. «Хочу поблагодарить ЦСКА и Андрея за приглашение, - начал знаменитый итальянский специалист. – Чувствую себя счастливым, но и грустным одновременно. Джей и Трэй были большой частью моей жизни, причем не только в баскетболе. Знаю, временами они ненавидели меня (смех в зале), но и я их тоже временами ненавидел. Уверен, они способны добиться успехов в любой области, за которую возьмутся».
«Этторе, действительно, был худшим тренером в моей карьере, - шутил Джей Ар Холден. – Но и лучшим тоже. Именно он сделал меня тем игроком, которым я стал, и могу только выразить ему глубочайшие уважение и восхищение. Хочу поблагодарить всех в ЦСКА, который стал для меня второй семьей. Трудно говорить «до свидания», но мне повезло вместе с клубом сделать много особенного, у меня были потрясающие партнеры, тренеры, я провел отличное время».
«Шесть лет назад даже представить не мог, чего ожидать, - признался Траджан Лэнгдон, произнеся слова благодарности. – В то же время знал, что с Этторе Мессиной мы будем хорошей командой. Но даже при этом не мог предполагать, что мы четыре года подряд выйдем в финал Евролиги, причем выиграем дважды, что каждый сезон будем становиться чемпионами России. Здесь я провел лучшие годы жизни».
Затем местом для произнесения торжественных речей стала арена УСК ЦСКА, на которую первым вышел российский вице-премьер Сергей Иванов: «Перед нами прошла эпоха. Столько, сколько для ЦСКА сделали Холден и Лэнгдон, не сделал никто из самых великих игроков 90-х. Они вписали золотые страницы в летопись нашего спорта».
Сергей Кущенко, подписавший первые контракты обоих ветеранов с ЦСКА, выглядел растерянным: «Еще недавно казалось, что этот миг никогда не наступит. Тяжело провожать этих ребят, так много сделавших для клуба. И раньше, и сейчас для ЦСКА главным было выбирать хороших людей. И эти парни были ключевыми личностями в построении команды, в создании атмосферы в раздевалке».
А расчувствовавшийся Холден признался, что в этот момент впервые занервничал на паркете. Неудивительно, многотысячная аудитория стоя внимала каждому его слову, сопровождая аплодисментами любую фразу. А очередь за автографами и фотографиями в холле арены превзошла все ожидания. В воскресенье сердцам Джея и Трэя предстоит еще одно испытание – с семи вечера они вновь окажутся в холле перед глазами любящих болельщиков.