Матч ЦСКА с "Волгой" подтвердил: ни от одного компонента армейского механизма так не зависит его КПД, как от центра полузащиты.
Дмитрий ГИРИН
из Химок
"Покажите мне вашу полузащиту, и я скажу, что у вас за команда". Ставшая крылатой фраза, авторство которой приписывают легендарному советскому тренеру Виктору Маслову, с небольшими оговорками и коррективами остается актуальной и сейчас. В случае же с сегодняшним ЦСКА можно сказать, что состояние средней линии во многом может служить индикатором положения дел в команде в целом. Ведь прекрасная, вызывавшая восхищение игра армейцев в мае-июне была связана не только, например, с прекрасной формой Вагнера, выдававшего один за другим матчи-концерты, но и с отличной формой хавбеков, прежде всего центральных, которые составляют стержень команды.
Тот же Евгений Алдонин, которого уже многие постепенно начали списывать со счетов, показывал свой лучший футбол за последние несколько лет. Павел Мамаев раз за разом доказывал, что достоин получить еще один шанс в сборной России. И последовавший в игре ЦСКА спад, на мой взгляд, совпал не только с кризисом Вагнера, но и со спадом формы у того же Мамаева, много определявшего в действиях армейцев. Где здесь причина, где следствие, сказать не берусь. В конце концов, тот же Сейду Думбья, несмотря на все проблемы ЦСКА, демонстрирует хороший футбол и голами тащит команду вперед.
Матч с "Волгой" в этом смысле довольно показателен. И если Алдонин с самого начала игры сосредоточился на оборонительных функциях, то Мамаев действовал в привычной манере, то есть от своей штрафной до чужой. В голевом эпизоде на 6-й минуте именно он коршуном налетел на полузащитника волжан Марка Кросаса, заставив того потерять мяч, который подхватил Вагнер. Брал Мамаев на себя и диспетчерские функции: в течение первых двадцати минут дважды быстрыми продольными передачами пытался вывести Вагнера один на один с вратарем. Довольно активно участвовал в оборонительной работе, и здесь запомнились два эпизода. В первом Мамаев начал прессинговать соперника у чужого углового флажка, а затем, не выключившись из борьбы, все-таки сумел выиграть мяч, начав тем самым потенциально опасную атаку ЦСКА. А во втором случае на 25-й минуте хавбек, совершив рывок назад метров на 60, прервал острую контратаку "Волги".
Но вот продолжалось все это примерно полчаса, то есть, что характерно, как раз то время, когда игра у ЦСКА получалась и матч проходил под диктовку хозяев. Но когда ближе к перерыву "Волга", сравняв счет, заиграла совсем уж уверенно и спокойно, что-то разладилось и в действиях Мамаева. И мяч он стал получать реже, и игру вследствие этого уже почти не обострял.
Ну а после того, как гости остались в меньшинстве и на поле появился Зоран Тошич, Мамаев отодвинулся чуть назад, а на его место формально сместился Алан Дзагоев. Формально потому, что футболист он совершенно иного плана, да и ситуация на поле изменилась кардинально. И уже когда ЦСКА вновь вышел вперед, Мамаев дважды недоглядел за Андреем Ещенко, который без всякого сопротивления проходил от центра поля до штрафной армейцев, но, к счастью для хозяев, развить атаку должным образом оба раза не сумел. Так что можно констатировать, что, во-первых, та взаимосвязь, о которой было сказано выше, никуда не делась, а во-вторых, до июньских образцов и Мамаев, и ЦСКА еще не добрались.
Что касается Дзагоева, то стоит отметить забитый им мяч. Не столько из-за красоты, сколько из-за нетипичности для нашего чемпионата. По идее, если атака развивается позиционно, действующие ближе к линии нападения центральные полузащитники при подачах с фланга должны совершать рывки в штрафную и пытаться бороться там за мяч, помогая нападающим. Однако в российской премьер-лиге видеть подобное доводится не столь часто, и мяч Дзагоева, забитый им именно таким образом, в этом смысле приятное исключение.