Я уже давно понял: опросы на звание лучшего футболиста со стороны игроков, тренеров или журналистов не обязаны по определению давать одинаковых результатов. То есть, конечно, могут давать – одинаковые-то. Но не обязательно. Потому что и смотрят не поровну, и угол зрения разный.
Ну вот, к примеру, разве Слуцкий или Карпин (или вообще любой из тренеров) могут позволить себе смотреть футбол в таком объеме, как условный клерк, имеющий субботу и воскресенье выходными днями? Да у тренеров – всю неделю подготовка, потом матч. Свой. Дома или того хлеще – на выезде, порой и не самом близком. Откуда, на минуточку, обратная дорога длиннее, чем от холодильника до дивана. Когда им «нонстопить»? Некогда. Понятно, есть записи, есть ночи. Но это не «лайв». А потом – подготовка к новому сопернику. Который, понятно, «отсматривается», но опять же – под углом немедленной, тактической, здесь и сейчас, надобности…
Да, конечно, «на длинную» представление выстраивается как бы само собой. Все равно «разброс» невелик. Все равно прибивается к «похожему знаменателю». Но не факт, что к одному.
Понятно, что в футболе наставники понимают (еще бы не хватало, чтобы было иначе) побольше, чем комментаторы или журналисты. Или болельщики. Но это не значит, что «вот одно мнение правильное», а другое – нет. И расходиться они могут, да еще как. В этом нет ничего страшного.
Помню, как в начале 90-х «Спорт-Экспресс» «замутил» опрос среди самих футболистов. Как бы в противовес от века существующему журналистскому опросу еженедельника «Футбол». Собрать «тройки» от всех футболистов всех команд, да без интернета и мобилок – труд был, конечно. Так вот. Один из первых опросов таких выиграл Игорь Корнеев (то была чемпионская пора садыринского ЦСКА). Выиграл Игорь, на мой взгляд, абсолютно заслуженно. Притом (внимание!), что в опросе самих футболистов ЦСКА Игорь вовсе не был бесспорным лидером. Вся яркость, вся вкусность его игры не превзошла, как мне кажется, по значимости того факта, что он «не отбирал». И капитан той армейской команды Дима Кузнецов, бывший и опорником, и ассистентом, и пенальтистом – короче, харизматическим лидером, – собрал в своей команде больше голосов.
Понимаете? Тут нет ни конфликта (который сейчас искать бы начали немедленно, даже не почесав в раздумьях затылок: «А как они вообще тогда выиграть чемпионат могли бы?»), ни разноречий. Просто те, кто играл против, раз за разом решали проблему «как удержать Корнеева». И не решали. А внутри – задача другая: как сделать так, чтобы он забивал и отдавал – и ничем больше не занимался?
И так всегда. Я такое длинное вступительное слово позволил себе, чтобы заранее была ясна система координат. Для одних главное – то. А для других – это. При этом совершенно не исключено, что, глядя футбол в одной компании, журналист и тренер сойдутся вообще во всем.
И я прекрасно понимаю коллегу Казакова, как-то назвавшего лучшим игроком сезона Игоря Денисова. «Зенит» покрепчал характером за этот год. А характер команды олицетворяет – кто? Главное ли это? Для Ильи – да. Для кого-то – нет.
Не сомневаюсь ни секунды, что многие тренеры и игроки будут голосовать за Воронина. Он лидер. Он поднимает в атаку, как политрук с наганом. Или по принципу «делай как я». И каждый тренер, понятно, хотел бы иметь такого же «тренера на поле». Хоть стратега, хоть мотиватора. Понятно, что среди тренеров полно таких, кто назовет его фамилию первой. Даже не задумываясь. На рефлекторном уровне. И это не будет ни недоработкой, ни неправдой. Но и правдой – всей – тоже не будет. Потому что система координат у каждого своя. И каждый на эту «свою» имеет право.
Я тоже, смею надеяться, имею. И я почти не сомневаюсь, что и длительные раздумья, и рефлекторность, тренерское и игроцкое, комментаторское и журналистское – имеют в этом году неплохие шансы «свестись воедино». В одной фамилии. Не потому, что этот игрок выше всех остальных на четыре головы во всем. И не потому, что он больше всех раскручен. Я даже не исключаю, что он может набрать первых мест меньше половины. Не исключаю и «клубный вектор»: называть только своих, заранее признать это обязательным условием – и дальше уже «включать справедливость». Это всегда было, есть и – в обозримом будущем – никуда не денется. Разве что станет еще сильнее.
Ну и пусть. Для меня непреложно: лучший игрок года – Сейду Думбия.
Хотя бы то, что даже многие армейские болельщики все хорошее, чего команда добилась, связывают только с ним. Я не считаю, что это правда, но застревать в этом споре не хочу. Пусть даже так. Разве это не работает именно на него в подобных «голосовалках»?
Его забитые двадцать с хорошим хвостом (да еще почти без пенальти) за тридцать матчей – показатель для России выдающийся. Притом, кажется, не было способа, которым он бы не забивал. Играя на фланге и в центре, на острие и в оттяжке – забивает. Всегда. Убегая и обыгрывая. Просто принимая пас или играя в стенку – забивает. Этакий футбольный Овечкин. При этом он не говорит по-русски. Вы понимаете, насколько ему сложнее «переваривать» тренерские задания? У нас сноску на это, понятно, не делают. И правильно. В быту – зачем? Но выбор лучшего, на мой взгляд, – что-то вроде тоста. Почему бы и за это «не поднять»?
Ему наплевать, кто в партнерах. Надо – он сделает один. Кто из нападающих столько отрабатывает в обороне? Он очень правильный. Совершенно непонтовитый. Хотя мог бы, наверное, правда? Со своими «за двадцать»?
Право слово, такого нападающего у нас нет сейчас. При всем уважении и к Кержакову, и к Кураньи, и ко всем остальным.
И еще один случай крепко сидит в памяти. Ярчайший, от ножа, кубковый полуфинал армейцев со «Спартаком». Помните, Думбия в нем забил, а потом получил травму? А шел овертайм, и замены все были сделаны. А он ходил-то с трудом. И, бесполезный уже в атаке, он, прихрамывая, бился, как мог, на фланге – все эти тридцать минут. Нет, будь это кто-то из наших, доморощенных, – я бы, глядишь, и не придавал этому такого значения. Но он-то – легионер издалека… Вспомните-ка подобную историю с кем-нибудь еще издалека. Я вот что-то не могу…
И все это человек выдает во второй год своих выступлений в России. Он, справедливости ради, и в первом выдавал, но тогда сезон для него не был полным, тогда к нему присматривались только. Он обречен был в качестве признания что-то недополучить. Помню, в прошлом сезоне я не включил его в тройку лучших игроков сезона. По этой же самой причине не включил. Поглядим, мол…
Ну, вот и поглядели. И у меня нет сомнений.
Еще раз: в этом сезоне достаточно достойных представителей. И Воронин, и Кержаков. Сильную заявку на почти такое же, как и Думбия годом раньше, «посмотрим» сделал нагоняющий нынче на всех жуть спартаковец Эменике. Отличный сезон провел зенитовец Роман Широков…
Но это только усиливает (для меня лично) значение бесспорности моего выбора. Который я никому, между прочим, не навязываю. Я отчего-то почти уверен, что Думбия в этом сезоне и безо всяких навязываний выиграет все опросы. И игроцкие, и тренерские, и журналистские.
Юрий Розанов