Звонок корреспондента «Спорта» застал Леонида Слуцкого в офисе клуба: даже в официальном отпуске наставник армейцев не может позволить себе полностью расслабиться и отдохнуть.
Неоднозначный сезон
— Был в Волгограде, сейчас в Москве, на Новый год поеду во Францию, — говорит Слуцкий. — Но я все равно вовлечен в дела клуба, периодически смотрю каких-то игроков, общаюсь с руководителями, с селекционерами. Потому что ведь жизнь клуба на время отпуска не замирает, в ней надо активно принимать участие. Думаю, это у любого тренера так.
— Усталость от этого года серьезная накопилась?
— Наверное, да. Причем не только за год. Эта усталость имеет такой накопительный эффект — все-таки я уже семь лет работаю в премьер-лиге без пауз и ни разу не отдыхал. Но это и хорошо. К утомлению привыкаешь, и в отпуске оно не сильно сбрасывается. К сожалению, полностью отключиться от футбола невозможно.
— Как вы охарактеризуете этот сезон для себя и своей команды? Был ли он самым сложным за всю вашу карьеру?
— Скажем так: последний сезон всегда самый сложный, ты о нем хорошо и много помнишь, знаешь. А другие воспоминания несколько притупляются. Нынешний сезон неоднозначный, но, наверное, все же успешный. Лично я выиграл первый трофей — Кубок России, мы вышли в плей-офф Лиги чемпионов во второй раз подряд и во второй раз в своей истории. С другой стороны, второй круг мы прошли не так, как нам хотелось бы. Потому что у нас было очень много травмированных игроков и мы растеряли то преимущество, которое у нас было в первом круге. Так что в плане результата сезон достаточно хороший, но мог бы быть и лучше.
— Потерю очков после летнего перерыва вы связываете только с травмами большой группы игроков?
— Да, а с чем еще? Когда у нас была полная обойма, мы шли с семиочковым отрывом. Потом у нас ничего не поменялось, никто не ушел, никто не пришел. Любой команде было бы тяжело играть с таким большим лазаретом, особенно если учесть, что Игорь Акинфеев или Хонда — это просто системообразующие футболисты для команды. Так что было очень сложно.
— А вы никогда не допускали мысли, что такой существенный очковый гандикап мог несколько расслабить команду?
— Да нет. Он мог расслабить в одной игре, но не на такой долгий промежуток времени. Большая часть футболистов играла на пределе своих возможностей. Просто не все получалось, были объективные сложности
Бывало, руки опускались
— Были ли какие-то моменты, когда реально руки опускались?
— Вся тренерская жизнь сложная. Бывает, и руки опускаются. Но это буквально до следующей тренировки. То есть ты проиграл матч, но уже следующим утром надо идти в команду, и все равно закатываешь рукава и идешь работать. Такие моменты были, и не один раз. В начале года мы проиграли Суперкубок, вылетели из Лиги Европы, тут же были тяжелейшие матчи кубковые, которые надо было выигрывать. Ну и концовка сезона, конечно, была непростая, потому что весь второй круг нас прилично лихорадило, каждый раз добавлялись все новые травмированные, обойма становилась все короче.
— Вы думали о том, что все может сложиться в итоге так — немного чудесно для вашей команды?
— Нет, я не думал, что такое возможно. Я думал, что можно выиграть у «Интера», потому что если ты не думаешь о победе, то нет смысла выходить играть. Но то, что так удачно для нас сложится результат матча «Лилль» — «Трабзон», — это стало большой приятной неожиданностью.
— Вы помните еще какие-то моменты из вашей тренерской карьеры, когда получали такой бонус от фортуны?
— Наверное, при похожих обстоятельствах мы выходили и в первый раз в плей-офф Лиги чемпионов, когда мы обыграли на выезде «Бешикташ». В Турции всегда было очень сложно играть, а им надо было побеждать, чтобы попасть в Лигу Европы. А «Манчестер» параллельно выиграл у «Вольфсбурга» в Германии. Это, конечно, не такой фантастический расклад, как в этом году, но все же…
— Определенное время активно муссировались слухи о якобы вашей отставке. Как вам работалось под таким прессом, обращали ли на это внимание, слушали, читали?
— Я читаю и слушаю почти все, потому что невозможно на что-то обращать внимание, а что-то пропускать. Может, так и хотелось бы, но не получается. Я к этим разговорам относился абсолютно спокойно, потому что на всех этапах работы, которая идет в ЦСКА, я общался с руководителями клубов, чувствовал поддержку, и в сложных ситуациях она только возрастала. И я прекрасно понимал, что если бы действительно было что-то такое, то я узнал бы об этом первым и не из СМИ. А кроме того, всем почему-то кажется, что потеря работы, пусть даже такой престижной, является жизненной трагедией и тренер уволенный пойдет и повесится. Это абсолютно не так. Безусловно, ты хочешь свою работу выполнять максимально качественно, но если вдруг в жизни произойдут какие-то изменения, то для меня это будет неприятно, тяжело, но жизнь не перевернется. Так что оценка была не совсем правильная — никто тут руками и ногами за место не держится. Для меня главное — получать удовольствие от рабочего процесса.
Готов к уходу Вагнера
— Думбия — лучший бомбардир нашего чемпионата. Достиг ли он своего потолка в российском первенстве?
— Любому футболисту, даже такому, как Это`О, всегда есть куда расти. Даже у нас. Понятие «потолок» в футболе вообще, наверное, отсутствует, потому что нет пределов совершенствования мастерства. Но ваш вопрос понятен — Думбия готов играть на более высоком уровне, вне всяких сомнений. Но если он продолжит выступление в российской премьер-лиге, то проявит себя еще ярче.
— Вы готовы отпустить Вагнера?
— Я готов к тому, что Вагнер может покинуть ЦСКА. Но при этом я вполне допускаю ситуацию, при которой он может остаться и приносить пользу команде. Все просто ждут, чем закончится ситуация. Любой вариант возможен.
— Незадолго до жеребьевки Лиги чемпионов Евгений Алдонин в интервью «Спорту» сказал: не хотелось бы попадать на «Барселону» или «Реал»… Но вам «повезло». «Реал» — самый сложный соперник за всю вашу карьеру?
— Да, пока я могу похвастаться матчами с «Манчестер Юнайтед» и «Интером». Понятно, что по своему имени «Реал» — самый титулованный клуб в Европе, но все же, я думаю, «Интер» под руководством Моуринью, тот «Манчестер» сопоставимы с уровнем «Реала». Да и футболисты в своей карьере имели уже достаточно такого рода матчей, с такими соперниками. Будем готовиться. Понятно, что «Реал» — фаворит. Никто не собирается утверждать обратное. Но никто и заранее не собирается проигрывать этот матч.
Цифра
13 игроков ЦСКА получили серьезные повреждения до и по ходу текущего сезона, надолго прописавшись в клубном лазарете. Армейцы потеряли немало очков из-за длительного отсутствия Кейсуке Хонды, Марка Гонсалеса, Кирилла Набабкина, Чиди Одиа, Павла Мамаева, Александра Цауни, Зорана Тошича, Евгения Алдонина, Секу Олисе, Игоря Акинфеева, Георгия Щенникова и Томаша Нецида. Защитник сборной России Виктор Васин, перешедший в ЦСКА по окончании сезона-2010 из нальчикского «Спартака», разорвал крестообразные связки по ходу первого зимнего тренировочного сбора и в 2011 году на поле не выходил.