Все мы привыкли читать интервью про игроков, тренеров, специалистов и других людей в футболе, но ни как от других людей которые находятся в штате клуба, и вот ЦСКА представляет интервью от повара команды ЦСКА
Пальчики оближешь!
Ни для кого не секрет, что правильное питание является неотъемлемой частью подготовки любого спортсмена. Но угодить таким клиентам, как профессиональные футболисты, крайне нелегко: будучи людьми обеспеченными, повидавшими немало элитных ресторанов, в еде они особенно прихотливы. И тем не менее работникам ватутинской столовой, которые вот уже долгие годы отвечают за каждодневное питание игроков ПФК ЦСКА, всякий раз удается сделать так, чтобы наши ребята выходили с обеда сытыми и довольными. О том, как удовлетворить требования столь разборчивых посетителей, нам рассказал представитель сколь необычной, столь и необходимой профессии — повар-технолог ПФК ЦСКА Николай Косарев. Роман ЛЯХОВЕНКО
- В детстве люди обычно мечтают стать космонавтами, футболистами, машинистами в конце концов... Как у тебя появилась мысль связать свою жизнь с такой необычной профессией, как повар?
Конечно же, это случилось не сразу. По словам родителей, я был ребенком с очень богатой фантазией, поэтому, когда меня спрашивали, кем хочу стать, выдавал по тысяче вариантов на дню. По-моему, лет в тринадцать я впервые заявил им, что когда вырасту - буду поваром. Сказалось общение с дядей, который выбрал для себя это ремесло. Мне нравилось наблюдать, как он готовит еду, помогать ему. С другой стороны, на будущую профессию невольным образом повлиял мой отец. В те годы он работал автослесарем и частенько приходил домой весь чумазый, с руками, выпачканными в машинном масле и ржавчине. У меня это хорошо отложилось в памяти. Наверное, на подсознательном уровне я сделал свой выбор именно тогда, сказав себе: «Хочу, чтобы мои руки всегда пахли ванилином и сливочным маслом, а не машинным».
- Каким быть твой путь в ПФК ЦСКА?
- После 9 класса я поступил в кулинарный техникум. На тот момент существовала альтернатива — учиться на повара или на кондитера. Но все-таки для второго ремесла нужны женские руки, моторика пальцев, умение выдерживать многочасовой монотонный труд. Я рассудил, что это не мое. Экстерном окончив техникум с золотой медалью, выбрал для дальнейшего обучения Технологическую пищевую академию на Таганке. Потом, после того, как я получил диплом о высшем образовании, начал работать в ресторане на «БСА Лужники». Ну а затем поступило предложение продолжить профессиональную карьеру в ПФК ЦСКА, которое я с радостью принял. Застал, кстати, еще старую базу в Архангельском, где отработал год, после чего мы всем поварским коллективом перебрались в Ватутинки.
- Реально ли кормить футболистов ПФК ЦСКА и при этом не болеть за команду?
- Нереально! Совру, если скажу, что я всегда переживал за красно-синих, но с того момента, как в клуб пришел Евгений Леннорович Гинер, пообещавший сделать ПФК ЦСКА лучшей командой страны, я невольно стал присматриваться к армейцам. А уж когда сам перебрался в новый коллектив, выбора не осталось (улыбается). Сейчас я не только повар ПФК ЦСКА, но и преданный болельщик.
- Как осуществляется питание футболистов основного состава после тренировок на базе?
- Обычно занятия назначаются на 12.00, соответственно, где-то к 12.30 у нас все должно быть готово. Наш рабочий день на базе начинается в 7 утра. Сначала нужно разогреть котлы и закупить все необходимые продукты. Здесь мелочей не бывает: мы используем только проверенные торговые точки и лично контролируем качество товара. Затем начинается процесс приготовления пищи. У нас поочередно работают две поварские бригады: одной руководит заведующий производством Виктор Власенко, другой — шеф-повар Андрей Бабаренко. Оба - профессионалы высочайшего уровня. Сам я участвую в готовке, осуществляю общий технологический контроль, составляю меню и стою на раздаче.
- Пару лет назад руководством ПФК ЦСКА было принято решение отправлять повара и на выездные игры команды. Каковы нюансы в организации питания, так скажем, в боевых условиях?
- В 2009-м году генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Юрьевич Бабаев поставил задачу сделать питание игроков на выезде максимально приближенным к базовскому — как по качеству, так и по разнообразию. Поэтому вот уже три года, как я работаю практически на всех выездах. Исключение составляют только некоторые крупные города, где можно найти отели с безупречной репутацией во всем, в том числе и в организации питания для футболистов. Там мое присутствие, как правило, не требуется. А что касается провинциальных городов, то тут работы непочатый край.
Во-первых, многие продукты приходится везти с собой: на месте их купить либо нереально, либо они будут ненадлежащего качества. К примеру, пармезан, спагетти, крекеры, ветчину, оливковое масло, авокадо, спаржу и многое другое мы берем из Москвы.
А во-вторых, уровень профессиональной подготовки поварских коллективов в отелях сильно различается. Конечно, приходится много работать с людьми, учить их каким-то нюансам. Моя задача — сделать так, чтобы на выходе получался неизменно качественный продукт, соответствующий требованиям нашего медицинского штаба и вкусам игроков.
- Как удается этого добиться?
- Главное — заинтересовать своих коллег, дать им понять, что мы не рядовые посетители ресторана, в работе с которыми можно где-то схалтурить. Все должно быть на высшем уровне. Я часто говорю поварам, что нам надо приготовить не как обычно, а чуть лучше, чуть красивее, чуть вкуснее и чуть быстрее... Если этой идеей людей заразить — останется только вносить незначительные корректировки по ходу процесса, что достаточно легко.
- Многие думают, что футболисты придерживаются каких-то сумасшедших диет. Так ли это?
- Нет, им можно есть практически все те же продукты, что и обычным людям. Не рекомендуется разве что жирное, острое, кислое. Вопрос тут не столько в характере пищи, сколько в технологии ее приготовления. Мы отдаем предпочтение запеченным продуктам, или же приготовленным на пару. Самые ходовые ингредиенты - итальянская паста, хороший рис, говядина, птица, оливковое масло, вяленая ветчина, пармезан, свежие овощи, большое количество фруктов, свежевыжатые соки, сладости... Схема питания достаточно жесткая, но за счет разнообразия блюд и постоянного контакта с футболистами мы реализуем ее на все сто процентов.
- На новогодние праздники игрокам позволительны какие-то поблажки в рационе?
- Конечно, но только с позволения тренерского и медицинского штаба (улыбается). Когда наши ребята соберутся на базе в последний раз в этом году, мы приготовим им праздничный ужин. Парочкой рецептов наших коронных блюд я хочу поделиться с читателями RBT. Приятного аппетита!
Байки от Николая Косарева
Вместе с Хуанде Рамосом в наш клуб пришел испанский диетолог, у которого, мягко говоря, было нестандартное видение пищевого рациона. Он внес свои коррективы, и аккурат перед матчем Лиги чемпионов футболисты, войдя в столовую, увидели перед собой... пустые столы! Естественно, начали меня спрашивать: «Коль, это что, прикол такой?» - «Нет, - говорю, это Маркос так распорядился». Действительно, из еды в этот день были только отварные овощи, листовой салат, ветчина, тунец и, по-моему, курица. Но тут ребята увидели тележки с привычной пищей, которые принимающая команда по регламенту отвозит на стадион для гостей, и принялись их потрошить. Пришлось их прятать. Режим есть режим.
Для давних друзей Секу и Думбия нет большей радости, чем как-нибудь друг друга подколоть. Бывает это и в столовой. Поскольку оба мусульмане, хит номер один для них — подложить в тарелку товарищу свинину. Например, Секу приходит первым и говорит нам — вот этот кусок оставьте для Сейду. Потом появляется ивуариец, и Секу начинает его уламывать: «Думби, я ел вот это, очень вкусно!» Конечно, мы предупреждаем того, что тут дело нечисто. Тот ругается, потом смеется, а на следующий день уже сам приходит в столовую готовить сюрпризы для Секу
Прикалываются друг над другом и другие футболисты. Обычно они сидят в столовой по четверо за одним столом, в компании близких друзей, но дружба эта вовсе не препятствует тому, чтобы как следует пошутить над партнером, на секунду отлучившимся из-за стола. Стоит этому произойти — и сразу три руки наперебой тянутся к солонке или сахарнице, из которых обильно сдабривается чай или суп. Естественно, по принципу полной вкусовой несовместимости. А мы с поварами в этот момент уже наливаем парню вторую порцию — чтобы не сильно расстраивался.