Игра была равна - оказывается, это не всегда плохо. Увлекательные события происходили как в матче претендентов на золото, так и вокруг него.
Один мужик из Питера в ожидании послематчевых автографов чем-то обидел другого мужика, в красно-синем шарфе.
- Да ты в курсе, так тебя растак, кто такой Шестернев? - гремел красно-синий.
- Я-то в куг`се, я-то в куг`се, - тараторил из последних зубов тот, что питерский. - Я-то побольше твоего видал. Мне шестьдесят семь, а тебе пятьдесят тгри!
- Что? - взревел красно-синий. - Это с чего ты взял, что мне 53?!
В этот момент кто-то из администраторов "Зенита" углядел в толпе 67-летнего (собственный возраст он наверняка назвал точно), и они нарочито картинно пожали друг другу руки. Обиженный вдвойне москвич стал краснее красной части своего шарфа, что грозило глазу гостя из Северной столицы стать синее синей. Быть беде, если бы не вышел раздавать автографы Семак.
- Сергей! Серега! Богданыч! - толпа хлынула к нему, лезли старики, мужчины, дети и даже милиционер. Полез и с криком: "Серега, пишешь всем, пиши и мне!" - и 67-летний питерец. А один болельщик ЦСКА произнес сакраментальное:
- Сергей, ты навсегда наш.
* * *
Московские полицейские меняют маски так же лихо, как актеры театров, Жозе Моуринью или ЦСКА в игре с "Зенитом" - то на ровном месте пропускающий, то неистово несущийся вперед.
Только что один ругался на болельщика:
- Ты че тут разорался? Да ты пьяный! Сейчас вообще пойдешь отсюда!
Досталось и коллеге (речь облагорожена):
- Ты че так позволяешь им себя вести? Сразу гони! И бутылки отбирай. С пластиком тоже не проход!
Но как только на вход устремилась девушка, на лице грозного стража появилась обезоруживающая улыбка любвеобильного пройдохи:
- Откройте вашу сумочку, мадам!
Мадам была так поражена, что, кажется, согласилась бы вместо футбола провести ближайшие 90 (и не только) минут рядом с таким джентльменом. Все испортил некстати нагрянувший начальник:
- Ты чего, мать-перемать, так оброс?
- За-а-автра постригусь…
* * *
Стражей порядка на территории и вокруг Лужников работало несколько тысяч (включая и полицию, и военных), но самым важным был тот, что без погон.
В поддержку 16-летнего Сергея Ревякина болельщики ЦСКА вывесили баннер "Страж 1995. Враг не пройдет". И ждали от него игры на ноль. Не дождались - Ревякин пропустил на первой же минуте. Но не расклеился. Евгений Гинер его выступление оценил философски:
- Я волновался за нашего вратаря, - сказал президент ЦСКА. - Такие матчи часто становятся в судьбе футболиста определяющими. Вытащишь все от "Зенита" - и вознесешься к звездам. Пустишь "бабочку" - и рухнешь на самое дно. А я крайности не люблю. Так что все получилось нормально. Важно, чтобы все сложилось у молодого перспективного вратаря.
Ревякин и впрямь обошелся без крайностей, хотя сразу после первого гола Кержакова его статистика выглядела дико: две сыгранные в чемпионате России минуты - два пропущенных мяча. А как все повернулось бы, защищай ворота Чепчугов? Вспомнились слова Леонида Слуцкого: "Если первое действие в матче Чепчугову удается, он ловит кураж. Но если нет…"
* * *
Прошлой осенью в ЦСКА состоялось большое заседание, на котором обсуждалась тема травм. Такого количества повреждений за год, как у армейцев, не бывало, кажется, ни у ЦСКА за столетнюю историю существования, включая членов клуба лыжников, ни у кого из соперников по чемпионату. Однако вынесли вердикт: тенденции нет, налицо то ли стечение обстоятельств, то ли наложенное кем-то проклятие.
В субботу гендиректор ЦСКА Роман Бабаев как руководитель, заинтересованный в здоровье своих сотрудников, сам себе подкинул пищу для новых размышлений и, возможно, заседаний.
- В матче молодежных составов вратарь Вячеслав Исупов получил разрыв передней крестообразной связки, - напомнил он причину появления в запасе 15-летнего школьника Ильи Помазуна. - Это уже пятое подобное повреждение в нашей команде за календарный год.
Один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность. А пять - это что тогда?
Впрочем, есть другая версия. Один раз - случайность. Два - тенденция. Три - судьба.
* * *
Заодно Бабаев рассказал, как дела у Игоря Акинфеева.
- Все по плану, пока он занимается по индивидуальной программе, и форсировать процесс мы не намерены. Думаю, к началу апреля будет в строю.
В то время как Акинфеев поправляется, Ревякина болельщики признают через раз. К автобусу он шел вместе со Щенниковым. Георгия остановили расписаться на фотокарточке. Ревякин покрутился рядом, не поняв, ждут от него того же самого или не ждут. От него не ждали. Он пошел дальше.
Зато общепризнанные звезды были нарасхват. Посидев после выхода из раздевалки в автобусе, Роман Широков пошел в народ. Радости не было предела. Превозносившие Семака армейские фанаты не забыли и прошлое другого зенитовца.
- Рома, Широков, да ты же "конь"! - напоминали воспитаннику ЦСКА.
* * *
Широкова величают Твиттер-мэном. Василия Березуцкого - Мистером Надежность (без всякой иронии). Ахмед Муса, поверьте, скоро заработает звание Капитана Очевидность.
- Это был мой первый матч в Лужниках. Я провел на поле почти весь матч и забил гол. Очень рад. Спасибо.
Такое вот мнение об игре. С другой стороны, ведь не придерешься. Чистую правду человек сказал.
После "Реала" Гинер заявил, что Вернблум голом в ворота Касильяса отбил весь свой трехмиллионный трансфер. Какую часть денег вернул в клубную кассу Муса, Бабаев оценить не решился.
- У нас продолжается традиция: новички забивают в первом же матче, - добавил гендиректор. - Это здорово. Причем Муса не только стал автором гола, но и вообще смотрелся отлично - постоянно обострял, показал отличную скорость. С учетом его юного возраста это, думаю, только начало.
* * *
В смешанной зоне то и дело появлялись кружки по интересам. Гинер обнимался с Александром Дюковым. Бабаев - с коллегой из "Зенита" Максимом Митрофановым. Вместе держались тренеры вратарей Чанов и Бирюков. Семак долго о чем-то общался с директором пресс-службы своей бывшей команды Сергеем Аксеновым, чуть позже к ним присоединился и Бабаев.
Дюков и Гинер шутили:
- Ну вот, очередной договорняк сыграли!
А перед этим армейский президент, давая гневную отповедь одному своему нелюбимому изданию, повелел ему считать договорной и московскую битву с "Реалом".
Господи, если бы все настоящие договорные матчи были такими же захватывающими, как ЦСКА - "Реал" и ЦСКА - "Зенит"! За них следовало бы премировать, а не штрафовать!
* * *
Зрителей субботний футбол привел в восторг.
- Настоящий английский футбол! Почти! - восхищался какой-то пенсионер. Рядом сидел очередной японец, и каждый раз, когда мяча касался Хонда, по его телу пробегала дрожь. Если бы под занавес второго тайма Хонда попал не в перекладину, а ниже, русский пенсионер и японский парень непременно слились бы в экстазе.
А Гинер считает, что в каркас угодил не полузащитник его клуба, а судьба:
- Играли две сильнейшие команды российского чемпионата, и результат абсолютно закономерен: даже тот факт, что в первом тайме за одних сыграла штанга, а во втором за других - перекладина, говорит о равенстве. Выиграй кто-то, наверное, было бы несправедливо. Не считаю, что золото теперь у "Зенита". Будем биться до конца, хотя "Зенит" - дружественная для нас команда, и нам очень нравится все, что они делают.
* * *
Комплиментов не удостоился только арбитр Лаюшкин.
- Понравилась игра, но категорически не понравилось судейство, - заявил авторитетный болельщик ЦСКА Михаил Грушевский.
- Лаюшкин несколько решений принял откровенно против нас! - сообщил мне 67-летний поклонник "Зенита".
И тут, получается, равенство.
* * *
Пришедших оказалось меньше, чем ожидалось (а ожидалось 45 тысяч).
- После "Реала" любая посещаемость покажется низкой, - рассмеялся Бабаев. - Сегодня пришло 30 тысяч - неплохой показатель (согласно данным РФПЛ - 22 065. - Прим. "СЭ"). Могло быть побольше, но на улице прохладно. Кроме того, сегодня играли хоккейный и баскетбольный ЦСКА.
* * *
Когда завершились и матч, и послематчевая работа журналиста, на Лужники уже накатил вечер, и на фоне темного неба грохоча разливался салют. По какому поводу? Закрытие Кубка мира по фристайлу? Какие-то шишки отмечали свадьбу или юбилей? Взорвался склад китайских фейерверков? "Динамо" со "Спартаком" устроили сабантуй в честь очковых потерь конкурентов?
И вдруг мне подумалось: в калейдоскопе пронесшихся мимо меня персонажей - Гинер и Дюков, Бабаев и Митрофанов, Широков и Муса, Малафеев и Ревякин с Щенниковым, Семак и Хонда, милиционеры, фанаты, японцы, 67-летний болельщик, которого уважают зенитовские администраторы, - не хватило одного.
А Аршавина-то я и не заметил.