Закончился очень длинный и странный для ЦСКА сезон. Начался он с поражения от «Зенита» в матче за Суперкубок, продолжился вылетом им розыгрыша Лиги Европы от монструозного на тот момент «Порто». Затем была победа в финале Кубка России, по пути к которой были повержены все тот же «Зенит», а также московский «Спартак». Было первое место в чемпионате с отрывом от ближайшего преследователя в 7 очков. После летнего перерыва последовал провал по всем фронтам: вылет из нового розыгрыша Кубка России в первом же матче с более чем скромным «Волгарем-Газпром» из Астрахани, в пух и прах проигранные ближайшим преследователям («Зениту» и «Динамо») игры, неубедительный старт в Лиге Чемпионов. Если в чемпионате к зиме ЦСКА уступил первое место, то в главном еврокубке сумел протиснуться в плей-офф со второго места в группе. Скорее вопреки, чем благодаря.
Первые два матча нового 2012 года (в Москве, с мадридским «Реалом» и петербургским «Зенитом») вселили определенные надежды в сердца болельщиков. Но вслед за ними последовал еще более «впечатляющий» нырок в пропасть. Светлым пятном остался лишь первый в году матч со «Спартаком», который обязан был закончиться разгромом принципиального соперника. Но одного хорошего матча не хватило, чтобы удержать и вторую строчку в турнирной таблице чемпионата. ЦСКА достались лишь бронзовые медали первенства и «честь» попытать силы в розыгрыше Лиги Европы 2012/2013.
О том, как же так получилось и кто в этом виноват, сказано, наверно, уже все, что только можно. В спорах по поводу роли Слуцкого, Гинера и игроков в неудачных выступлениях команды сломано уже столько копий, что их хватило бы, пожалуй, чтобы вооружить многотысячное средневековое войско.
В данном материале я хотел бы поговорить не об этих уже набивших изрядную оскомину темах, а о посещаемости домашних матчей ЦСКА в прошедшем уникальном по своей продолжительности сезоне.
В перерыве между первым и вторым кругами первенства я уже сравнивал текущую посещаемость сезона-2011/2012 с посещаемостью сезона-2010. Теперь я постараюсь подвести итоги сезона в целом.
Итак, в чемпионате России 2011/2012 ЦСКА сыграл 22 домашних матча – 10 в «Лужниках» и 12 на «Арене-Химки». Эти матчи посетили 301 230 зрителей, что в среднем составило 13 692 болельщика на одном матче. Данный показатель значительно превысил результат 2010 года (8 280 зрителей в среднем на матче), немного обошел результат 2007 года (12 860 зрителей) и уступил результатам 2008 и 2009 годов (14 776 и 14 126 зрителей соответственно). Надо сказать, что средняя посещаемость домашних матчей армейской команды немного обошла средний показатель по чемпионату в целом (12 905 зрителей), при этом заняв среди аналогичных показателей других команд-участниц чемпионата девятое место, пропустив вперед себя даже двух представителей второй восьмерки первенства: «Терек» и «Крылья Советов». Причем из команд первой восьмерки худший, чем у ЦСКА, показатель лишь у московского «Динамо».
Многие считают, что неверно учитывать при подсчете средней посещаемости домашних матчей московских команд их домашние игры с земляками, особенно со «Спартаком». Отчасти вынужден с этим согласиться. Если количество болельщиков команды-соперника в домашних играх с «Локомотивом» и «Динамо» относительно невелико, то фанатов «Спартака» на матчах с ЦСКА традиционно много, они составляют как минимум половину аудитории главного российского дерби.
В порядке эксперимента и для более объективного среднего количества болельщиков именно армейской команды на домашних играх ЦСКА посчитаем общую и среднюю цифру по всем нашим домашним матчам за исключением двух домашних дерби со «Спартаком». Вот что получилось: 200 230 зрителей посетило 22 матча чемпионата, что составило 10 012 в среднем на матче. Если сравнить с аналогичными показателями прошлых сезонов ЦСКА, то пропорции окажутся примерно теми же (2007 год – 10 371 зритель в среднем на матче без учета домашнего дерби, 2008 год – 11 546, 2009 год – 10 585, показатель за 2010 год остался тем же (8 280), поскольку домашний матч со «Спартаком» проводился в Химках и болельщиков красно-белых из-за билетной программы на матч на трибунах было очень мало). Что интересно, не смотря на то, что цифра домашней посещаемости без учета дерби со «Спартаком» сократилась более, чем на три с половиной тысячи зрителей, среди других команд ЦСКА по-прежнему занимает 9-ое место. Армейцы могли бы пропустить вперед своих земляков динамовцев, но, поскольку и «Динамо» лишилось «спартаковской надбавки», то между ЦСКА и «Динамо» сохранился статус-кво.
Как видим, и без того невеселый результат по посещаемости без учета игр со «Спартаком» становится совсем печальным.
Продолжим наши эксперименты. ЦСКА провел примерно равное количество матчей чемпионата на двух разных (действительно, очень разных) стадионах. В «Лужниках» армейцы сыграли 10 матчей, которые посетили 191 880 зрителей, в среднем 19 188 болельщиков на матче. На «Арену-Химки» (12 матчей) пришло 109 350 болельщиков, в среднем 9 113 человек на матче. Здесь нельзя не отметить, с одной стороны, высокую цифру по Лужникам, которую не смогли сильно испортить даже такие малопопулярные матчи, как с «Кубанью» (9 869), «Краснодаром» (9 607), «Анжи» (9 560), «Амкаром» (7 848) и особенно с «Рубином» (5 774 – антирекорд армейцев для игр в «Лужниках» в этом сезоне), так и низкий показатель «Арены-Химки», который, хоть и выше аналогичной цифры за 2010 год почти на тысячу зрителей, но все равно не дотягивает даже до десяти тысяч зрителей в среднем на матче. Здесь, правда, сильно подпортили статистику последние три матча на химкинском стадионе: с «Волгой» (5 000), «Тереком» (3 200) и нальчикским «Спартаком» (4 500). При этом аудитория в матчах с «Динамо» (15 000 – цифра, равная рекорду сезона-2010), «Локомотивом» (16 000) была весьма достойная. А в игре с «Зенитом» впервые на моей памяти в Химках состоялся полный аншлаг – матч посетили 18 000 зрителей.
Сезон-2011/2012 был для российского чемпионата переходным. По его формуле по окончании двух кругов команды были поделены на две восьмерки: первая боролась за медали и места в еврокубках, вторая – за сохранение места в Премьер-лиге. По сути, команды были четко разделены на фаворитов и аутсайдеров. Давайте взглянем, как ходили армейские болельщики на топ-команды, и как на заведомо уступающие ЦСКА в классе коллективы. С командами из первой восьмерки ЦСКА провел 14 домашних матчей, на которых побывало 251 575 зрителей, в среднем 17 970 на игре. С клубами из второй восьмерки армейцы встречались на своем поле 8 раз – всего на этих играх побывало 49 655 болельщиков, в среднем 6 207 на матче. Разница настолько огромна, что видна невооруженным глазом. Откровенно провальным в плане посещаемости был лишь один матч с командой из первой восьмерки: игра с «Рубином» в Лужниках 18 ноября 2011 года, собравшая на трибунах всего 5 774 зрителя (сказались переезд в «Лужники», неудачная игра команды, холодная погода и невнятная билетная программа на матч – владельцы абонементов должны были дополнительно приобретать билеты на этот матч, пусть и со скидкой). В то же время, ни один матч с командами из второй восьмерки не добрался до показателя в 10 000 болельщиков на игре. Наиболее был близок к этому «Краснодар» (9 607) – здесь большую роль сыграл фактор начала сезона. Далее идут игры с «Амкаром» (7 848), «Томью» (7 000), «Крыльями Советов» (6 500), «Ростовом» (6 000), «Волгой» (5 000), «Спартаком» из Нальчика (4 500) и «Тереком» (3 200). Среди этих матчей хочется особо отметить два: с «Тереком» и «Волгой». С грозненской командой армейский клуб добился «лучшей» посещаемости за долгие года. При том, что игра проходила в субботу днем, 15 октября, когда дачный сезон по сути закончился. Конечно, необходимо сделать скидку на так называемый фанатский бойкот матчей с кавказскими командами. Но, даже не смотря на бойкот, люди на фанатских трибунах были, и в количестве не сильно уступающим среднестатистическому. Количество болельщиков на игре с «Волгой» поражает еще больше. Хотя зрителей было и больше, чем на матчах с Нальчиком и «Тереком», но, во-первых, бойкот не действовал, во-вторых, матч проходил субботним ранним вечером, а в-третьих и главных, именно на эту игру было назначено празднование 100-летия футбольного ЦСКА. Клуб, конечно, предпринял некие действия, направленные на то, чтобы получился настоящий праздник: ретро-форма, полотнище с гербом клуба вместо согазовского, всевозможные конкурсы перед матчем, розыгрыш автомобиля среди владельцев абонементов. Но без полного стадиона полноценного праздника просто не могло получиться. И в этом направлении клубом не было сделано практически ничего. А можно было бы сделать всего одну и очень простую вещь: объявить вход на стадион бесплатным (или, по крайней мере, установить символическую цену за билет рублей в десять). Показателен пример другого московского клуба, который не может похвастаться высокой посещаемостью и играет на том же стадионе, что и ЦСКА. Руководство «Динамо» сделало вход на игру с «Волгой» бесплатным для своих болельщиков. Матч проходил 31 июля 2011 года вечером и собрал 14 935 болельщиков. Да, пускай какая-то часть зрителей попала на стадион не из-за симпатий к «Динамо», а из-за желания сходить на футбол «на халяву», но почти полные трибуны создали по-настоящему футбольную атмосферу, которой не хватало на «праздничном» матче ЦСКА с нижегородцами.
Итак, мы, можно сказать, выяснили «минимальную» среднюю посещаемость ЦСКА в чемпионате России за сезон – 6 207 зрителей на матчах с невысокими по своему уровню командами. «Максимальная» же средняя посещаемость составила 17 970 зрителей на играх с рейтинговыми соперниками. Последняя цифра не отличается 100%-ной объективностью, поскольку включает в себя и болельщиков соперника. Поэтому, для того, чтобы понять на какую аудиторию именно своих болельщиков на домашних матчах может рассчитывать ЦСКА, я подсчитал среднюю посещаемость армейской команды в домашних еврокубковых матчах в 2011/2012 годах. Всего ЦСКА провел 6 домашних матчей в плей-офф Лиги Европы 2010/2011 и в Лиге Чемпионов 2011/2012. Все игры прошли в «Лужниках» и собрали в общей сложности 177 232 зрителя, что в среднем составило 29 539 человек на одном матче. Особняком, разумеется, стоит игра с «Реалом», собравшая на трибунах 70 132 зрителя, из которых многие по-настоящему за ЦСКА не болели, а пришли на матч только из-за высокой статусности мероприятия. Объективности ради, исключим эту игру из общей картины. Получается 107 100 болельщиков на пяти матчах, или 21 420 зрителей в среднем на игре. В эти пять матчей входит игра с «Интером» (42 000), которую тоже можно было бы посчитать заманчивой для человека, в обычных условиях футболом не увлекающегося. Но, во-первых, на настоящий момент «Интер» уже далеко не тот, что был при Моуриньо, а во-вторых, эта игра во многом уравновешивается матчем с греческим ПАОК (8 500), аудитория которого составила столь небольшую цифру из-за сильного холода и малоизвестного для российского болельщика соперника армейцев.
Для российского чемпионата средняя посещаемость в 21 420 зрителей – показатель очень хороший. Такова, как правило, посещаемость лучшей по этому показателю команды чемпионата. Впрочем, РФПЛ, с ее убогой инфраструктурой, совершенно непоказательна. Интереснее взглянуть на нее применительно к вместимости нашего будущего стадиона. Как известно, заявлена вместимость в 30 000 зрителей. И нужно признать, что на основе данных по посещаемости самых статусных матчей ЦСКА последних лет, эта вместимость взята даже с небольшим запасом. Если взять за основу максимально возможную среднюю посещаемость ЦСКА в 21 420 зрителей (это в какой-то степени закономерно: посещаемость ЦСКА в еврокубках показывает реальное количество болельщиков, готовых прийти на стадион, в случае, если для этого либо будут созданы комфортные условия, либо ожидается матч с сильным соперником), получится, что на матчи с аутсайдерами чемпионата будут приходить 15-17 тысяч зрителей, а на игры с претендентами на высокие места 26-28 тысяч болельщиков.
Для нынешних показателей РФПЛ результат вполне приличный, но руководством ЦСКА, как мне кажется, должна решаться задача по 100%-ной заполняемости будущей арены, даже на матчах со слабыми соперниками. А для того, чтобы успешно решить эту задачу, нужно проводить работу по привлечению зрителей на стадион уже сейчас. Да, есть фанаты, которые хоть в каком-то количестве приходят на матчи всегда, есть болельщики с центральных трибун, которые также всегда будут на домашних матчах. Но общее количество и тех, и других смехотворно. При этом, армейский клуб обладает колоссальным ресурсом диванных болельщиков, потенциальных потребителей, которые могут не только купить билет на матч, но и потратить приличное количество денег на атрибутику и еду на стадионе.
Остается надеяться, что грядущие изменения в клубе не ограничатся игровым составом и тренерским штабом, а затронут также и тех людей, которые отвечают за работу с болельщиками, за маркетинговую политику клуба. И зритель, наконец, пойдет на домашние матчи ЦСКА.
В статье использованные данные с порталов http://rus.rfpl.org/ (по первенству РФПЛ) и http://football.sport-express.ru/ (по Лиге Чемпионов УЕФА).