Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий в эксклюзивном интервью Sportbox.ru рассказал о подготовке армейцев к новому сезону, вспомнил ошибки прошлого года и поделился мыслями относительно происходящих в российском футболе событий.
— Что еще не успели сделать в процессе подготовки к сезону? Какие последние штрихи наносите сейчас?
- Тренеру всегда кажется, что он что-то не успел, что-то не доделал. В данном случае задача у нас действительно была очень сложной. Все футболисты прибыли из сборных в разном состоянии и в разное время. Сейчас помимо того, что нужно наигрывать какие-то связи, приходится заниматься еще и функциональным состоянием игроков. Этот сбор у нас последний перед началом чемпионата, однако все эти проблемы остаются. Кроме того, практически ни один из клубов еще не имеет новичков. Это связано с тем, что европейский трансферный рынок активизируется позже, чем стартует наш сезон. Уверен, многие команды, как и мы, сейчас ведут футболистов. Но если новички и появятся, то придут они прямо с корабля на бал. Однако главное, чтобы они все же появились, а уже потом будет стоять вопрос о введении их в основной состав.
— С этим связано приглашение на сбор футболистов молодежной команды Петра Тена и Равиля Нетфуллина?
- Нет. Во-первых, с нами молодежь ездит на все сборы — это общепринятая практика. А во-вторых, тот же Нетфуллин сейчас имеет все возможности проявить себя на уровне первой команды, стать игроком основной обоймы. Во всех товарищеских матчах он играл в стартовом составе. Это попытка привлечь его к основному составу команды.
— «Бурсаспор», «Крылья Советов» и ПСЖ — три спарринга с командами совершенно разного уровня. Такова была задумка?
- Мы подбирали спарринги с соперниками максимально высокого уровня. С клубами первого дивизиона мы спокойно могли бы сыграть в Москве. Собственно, в Австрию мы и прилетели ради этих матчей. Если бы не возможность проверить силы в поединках с соперниками такого уровня, мы спокойно бы остались на базе, где и обстановка привычнее, и поля качественнее, и погода та же.
— Насколько рознится подготовка команды к новому сезону летом и зимой?
- Здесь вопрос наличия футболистов и их формы. Конечно, зимой у нас порой тоже отсутствуют Хонда или Думбия, которые ездят на Кубок Азии и Африки. Но сейчас мы получили три группы игроков, находившихся в разном функциональном состоянии. Первая — игроки, которые никуда не ездили и провели обычный отпуск, вторая — игроки, выступавшие за свои сборные в товарищеских матчах, третья — игроки, выступавшие на чемпионате Европы. Кто-то вернулся с Евро в одном состоянии, кто-то в другом, а кто-то — как Нецид — вообще не вернулся.
— Коль уж речь зашла о Нециде. Операция Томаша надолго оставила его вне игры. Означает ли это, что ЦСКА летом непременно сделает приобретение в линию атаки?
- Хотелось бы. Мы остались с одним нападающим, а вступать в сезон с единственным форвардом очень сложно. У нас и до этого-то было их двое, что также не перебор, и мы искали игрока группы атаки. Травма Нецида усугубляет эту ситуацию.
— Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о скором переходе Евгения Алдонина в «Мордовию».
- Пока не готов говорить что-то по этому поводу. Без комментариев.
— Каково состояние Гонсалеса? Накануне он заявил, что вот-вот присоединится к команде.
- Марк перенес две сложнейшие операции на тазобедренном суставе, что вообще является очень большой редкостью для футболистов. С восстановлением после таких травм наши доктора вообще не сталкивались, и даже оперировавший его американский доктор не дает однозначного рецепта. Сейчас он какое-то время занимается в общей группе, потом у него начинаются проблемы, мы отправляем его к физиотерапевту. Нашей задачей на данный момент является увеличение периодов его тренировок с командой. Говорить о нем как о боевой единице я пока не готов. Сам Гонсалес боец, и меня радует его позитивный настрой, но в его случае сложно предположить динамику восстановления и что-то однозначно утверждать.
— Блестящая игра Дзагоева на Евро лишает Хонду возможности сыграть на позиции атакующего полузащитника. Так ли это?
- Нет. Хонда будет играть на своей позиции — там, где он наиболее полезен команде.
— Касательно Дзагоева после Евро было много слухов о его скором отъезде то в один клуб, то в другой. Вы морально готовы к тому, что сезон можете начать без него?
- Когда ты работаешь в таком клубе как ЦСКА, нужно быть готовым ко всему. Даже за время моей работы от нас уходили и Вагнер Лав, и Милош Красич. Это люди, которые были ключевыми игроками команды. Риск такого рода для тренера существует всегда.
— По окончании прошлого сезона было много разговоров о вашей скорой отставке, тем не менее вы продолжили работу с командой. Чувствуете ли вы доверие и поддержку со стороны руководства клуба?
- Руководители ЦСКА занимают четкую и, на мой взгляд, очень правильную позицию: пока у тебя работает человек, ты должен ему всецело доверять. То же самое касается и меня: пока у меня есть определенные игроки, я должен оказывать им максимальное доверие, поддержку, защиту… Это очень правильная позиция. Иначе, думаю, и быть не может. Как работать с человеком, которому ты не доверяешь?
— После уход Адвоката начались говорить, что сборную нужно доверить российскому тренеру. Вы один из немногих отечественных специалистов, работающих с топ-клубом. К тому же, вы достаточно молодой тренер и вполне сможете подвести команду к домашнему чемпионату мира 2018 года.
- Из российских тренеров есть еще Курбан Бердыев, Сергей Силкин… Я не рассматриваю себя как кандидата на пост главного тренера сборной России. Во-первых, это должна быть вершина карьеры тренера — работа со своей национальной командой. Я не чувствую себя на вершине, даже не чувствую, что близок к ней. Во-вторых, это должен быть специалист, имеющий опыт работы на уровне сборных, поскольку работа очень специфическая. Тренер клуба и тренер сборной — это, быть может, не две разные профессии, но специфика очень и очень отличается, и к этому нужно быть готовым. Сейчас не время для экспериментов, учитывая то, какие турниры предстоят сборной. Поэтому, повторюсь, возглавить сборную должен человек, имеющий опыт работы с национальной командой.
— А как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в РФС? Мы не имеем не президента, ни главного тренера сборной, а уже через два месяца команде начинать отбор на чемпионат мира.
- Мне сложно оценивать эту ситуацию. То, что мы остались без тренера, было известно достаточно давно. То ли не смогли подобрать кандидата, чтобы сразу после Евро подписать контракт, то ли у Сергея Фурсенко не было полномочий, то ли ждали окончания Евро, чтобы определиться с дальнейшей философией развитие сборной и начать подбирать тренера… Сложно что-то говорить. Понятно, что в любом виде деятельности должны быть руководители, которые принимают решения. Это безвременье ничего хорошего не сулит. С другой стороны, все зависит от того, кто в итоге возглавит команду. Если это будет российский специалист, то он без долгого знакомства будет знать всех футболистов, поскольку они на виду. Если же команду доверят иностранцу, тут времени в обрез, потому что уже 15 августа сборной предстоит провести товарищеский матч с ивуарийцами, который будет первым и единственным перед поединками отбора ЧМ-2014.
— Перед решающими матчами Евро вы говорили, что желаете победы на турнире сборной Германии. Но выиграли опять испанцы. Считаете, это плохо для футбола?
- Считаю, это хорошо. Кто-то сказал, что мы должны радоваться, что можем лицезреть воочию две лучшие команды мирового футбола: «Барселону» и сборную Испании. Однако с точки зрения развития футбола это не очень хорошо. Тот стиль, который исповедуют «Барселона» и сборная Испании, невозможно копировать. Многие пытаются, но ничего не выходит. Думаю, когда сойдет нынешнее поколение испанской сборной, та же «Барса» и та же национальная команда будут пытаться играть в тот же футбол, но с другими исполнителями, но не добьются таких успехов. Игра немцев более вариативна и куда более хороша как пример для команд, которые все равно не смогут скопировать стиль испанцев.
— Что нового открыл для вас чемпионат Европы?
- Все команды, даже итальянцы, стремились играть в атакующий футбол. Чисто оборонительной командой предстала лишь сборная Англии. Они прошли по турниру достаточно далеко, но все же не могут считать его для себя успешным. Команды, отошедшие от оборонительной модели, в итоге добились успеха, а те, кто старался играть от обороны, потерпели поражение.
— ЦСКА должен играть как сборная Испании, или как немецкая команда?
- Как сборная Испании мы сыграть все равно не сможем. Для этого нужно иметь на поле 10 игроков, которые гарантированно отдадут точную передачу и ни в коем случае не потеряют мяч. Мы пытаемся исповедовать тот стиль, который подходит имеющимся в нашем распоряжении футболистам.
Артем Калинин