Да-а-а, друзья, когда раздался финальный свисток, я ощущал себя ну почти как персонаж Ника Морана, проигравший полмиллиона фунтов в завязке сюжета дебютной полнометражки Гая Ричи. Не подумайте, деньги на футбол я сроду не ставил, но ощущение, что разыгралась фантастическая в своей нелепости драма, неодолимо туманило сознание. Но я-то еще ладно – после финального свистка в Варшаве 16 июня меня уже ничем не проймешь. Быстро отхожу. Другое дело – фанаты: они, конечно, такого юмора не поняли.
На армейской стороне подали угловой, про который Леонид Слуцкий позже скажет, что его и в помине не было. Стадион тревожно притих, а через несколько минут стал стремительно пустеть: над скамейкой АИКа парили одеяла и бутылки с водой, с верхних ярусов трибун на нижний приземлялась красная кепка с надписью CSKA, а футболисты ЦСКА (за вычетом спешно ретировавшегося Хонды) устраивали пеший обход фанатских секторов с благодарственными жестами. В ответ им било досадливое: «Это, суки, что за срам?» – и так раз пять подряд.
Срам в жизни ЦСКА случился не сейчас, а в двух заключительных турах прошлого чемпионата
Сверкать трезвостью мысли после таких матчей, конечно, непросто, но давайте по порядку. Срам в жизни ЦСКА случился не сейчас, а в двух заключительных турах прошлого чемпионата, когда в матчах с демотивированными командами армейцы набрали одно очко и добровольно сиганули со второй ступеньки в местечковый уют лигоевропейской квалификации. Само участие в этом увядающем турнире – расплата за весенние грехи, какой-то выстрел из прошлого: туманного, надо сказать, прошлого – с Алдониным и Шемберасом в центре поля, Чепчуговым в воротах. Так вот.
ЦСКА с тех пор зажил другой жизнью и, судя по четырем предыдущим матчам, вполне перспективно обустраивал новый быт: защита стала реже ошибаться, а атака выдавала порой какие-то симфонические комбинации. О бездарном весеннем отрезке напоминала только необходимость участия в Лиге Европы – турнире, куда грезящие Лигой чемпионов клубы если по глупости и попадают, то стараются как-нибудь поделикатнее свинтить. У армейцев, конечно, получилось куда менее деликатно, чем у манчестерских грандов весной, но суть одна: болельщикам важно отдавать себе отчет, что вылет из Лиги Европы для сегодняшнего ЦСКА с его прописанным выше бэкграундом и разгорающимся обновлением – это отшелушивание, болезненное удаление омертвевших клеток, а не срам, из-за которого снова стоит ударяться в оскорбления собственных игроков.
Нет, ну серьезно, вечером четверга проще было сосчитать травинки на химкинским газоне, чем голевые моменты, которые создавал ЦСКА. Простите, но это неслыханный труд, перечислять их все, – достаточно сказать, что Кирилл Набабкин мог забивать дважды. Да-да, тот самый Набабкин, который вторую игру подряд исполнял нетривиальную роль правого защитника на левой бровке. Это было удивительно: ЦСКА и до и после первого пропущенного мяча атаковал так, словно игра в Стокгольме обернулась нулевой ничьей, и армейцам во что бы то ни стало требовалось забить до конца основного времени – шведы натурально защищались десятью полевыми игроками. До перерыва у ЦСКА еще проскакивал брак в передачах – сказывалась травма Цауни, ключевого элемента этого причудливого модуля 4-2-4-0 или 4-6-0, однако во втором тайме проблемы в опорной зоне утратили значимость – в центре игра особо и не велась, она по сути перетекла на ту треть поля, где располагались ворота АИКа. «Не помню матчей, когда у нас было хоть вполовину моментов от того, что было сегодня», – грустно резюмировал Слуцкий.
Вылет из Лиги Европы для сегодняшнего ЦСКА с его бэкграундом и разгорающимся обновлением – это отшелушивание, болезненное удаление омертвевших клеток, а не срам
ЦСКА, конечно, увлекся, потерял голову: Тошич, Хонда, Дзагоев, Муса, Фернандес оказались настолько опьянены романтическими атакующими комбинациями, которые в последних матчах плелись все краше, что позабыли и о счете, и о здравом смысле. Если ты создаешь два десятка голевых моментов, но пропускаешь два гола, значит ты слишком горяч и неосмотрителен, а соперник – мудр и коварен. И все – я не вижу другой морали в проигрыше АИКу.
По мне, то, что ЦСКА создал в четверг в атаке, превосходит по красоте Манчестер-09 и Севилью-2010 вместе взятые. Предсезонные тщания Леонида Слуцкого начали плодоносить, но проблема в том, что без аналогично усовершенствованной обороны такая ажурная атака – словно свежие взбитые сливки на просроченном шоколадном торте. Выставить Алдонина и Шембераса из центра поля Слуцкий смог, а вот что ему делать с суперавторитетным, но при этом исправно ошибающимся дуэтом Игнашевич – Березуцкий – интрига на весь предстоящий сезон.
И кстати – хватит уже про его отставку. Все, как выяснилось, только начинается.
ЦСКА Россия – АИК Швеция 0:2 (0:1, 0:1)
Дата проведения
30 августа, 21.00, «Арена Химки»