Новый вратарь «Волги» Артур Нигматуллин рассказал, как часто его путают с Русланом, почему немецкие вратари нравятся ему больше остальных, как он чуть не уехал к Атлантическому океану, возможно ли вытеснить Акинфеева из состава и какой вред нанес бабушкин пирог.
Немецкая школа нравится больше остальных
- Артур, начнем с того с чего начинать, в принципе, не стоит - с банального вопроса. Как часто тебя путают с известным вратарем Русланом Нигматуллиным?
- Постоянно! С самого детства, как только я начал заниматься футболом, причем во всех командах, за которые играл. В большинстве из них вообще Русланом называли. Конечно, мы - не родственники, но я с Русланом знаком лично. Он даже мне помогал в некоторых футбольных делах.
- Футбольные дела - это агентская деятельность?
- Скорее, советами.
- И какие же советы тебе давал некогда первый голкипер страны?
- Куда лучше переходить в аренду, как контракт подписывать и тому подобное.
- Чтобы не путали, не было желания написать имя на спине, а не фамилию?
- Зачем? Нигматуллин обычно один в команде. К ошибкам отношусь спокойно.
- Как оценишь вратарские способности однофамильца?
- Тот факт, что он, наверное, единственный вратарь, который стал лучшим игроком страны. Это произошло в 2001 году. Я всегда за него болел, за какие бы команды он ни играл. Мне очень интересно было с ним встретиться и пообщаться по завершении его карьеры.
- А кто является твоим кумиром?
- Оливер Кан, а из играющих голкиперов - Мануэль Нойер.
- Оба они немцы…
- Да, немецкая школа мне нравится больше остальных. Я не могу сказать, чем немецкие вратари выделяются с точки зрения техники, но мне импонирует тот факт, что вратари в Бундеслиге - авторитеты в команде и на поле.
- Немецкие голкиперы отличаются еще и тем, что многие из них заканчивают карьеру в возрасте за 40 лет. В России эта тенденция найдет отражение?
- Конечно. Если ты за собой следишь - правильно питаешься, высыпаешься, готовишься к матчам. В Германии голкиперы - настоящие профессионалы, да и, в целом, футбольная система отлажена как единый механизм.
- Закрывая тему Германии, остается лишь спросить, наблюдал ли ты за соперничеством «Штутгарта» и «Динамо»?
- Естественно, я болею за наши клубы в Европе. Безусловно, ЦСКА и «Зенит» готовы выступать на самом высоком уровне. Надеюсь, что с приходом нового тренера к ним подтянется «Спартак». «Динамо» по составу меня не особо впечатляет, я болею персонально за Кокорина. Он мой друг со времен юношеской сборной.
Пробиться с Дальнего Востока гораздо тяжелее
- Вернемся к твоей карьере. Ты, как и Златан Ибрагимович, сначала начал заниматься карате, а затем уже пошел в футбол…
- Кстати, Златан мне очень нравится как игрок.
- У шведа все отмечают уникальную пластику, координацию и растяжку. Это действительно помощь карате?
- Конечно. Растяжка, движения, координация, прыжки - карате заложило отличную базу.
- Но, перейдя в футбол, ты, тем не менее, выступал на двух позициях, чередуя игру в воротах и в центре поля. Что помогло тебе определиться с позицией?
- Прежде всего, рост. Я был гораздо выше всех остальных. У нас в школе не хватало народа, поэтому приходилось выступать на двух позициях. Но я чувствовал, что у меня лучше получается в воротах.
- Будучи воспитанником владивостокского футбола, не играл ли по юношам против Тараса Бурлака?
- Конечно, мы знакомы, выходили друг против друга на поле. Семен Фомин, который в прошлом году выступал за Нальчик, также родом из нашего города.
- Возможно ли в таком возрасте, на твой взгляд, рассмотреть в молодом футболисте будущего игрока высокого класса?
- В принципе, тот же Бурлак уже тогда выглядел прилично. Кто в юности смотрелся сильнее всех - тот и играет на высоком уровне.
- Но, наверняка, пробиться с Дальнего Востока тяжелее, чем из других регионов страны?
- Да, это сделать очень тяжело. Я думаю, что гораздо сложнее, чем из других мест. Там достаточно хороших игроков, но абсолютно не развита селекционная служба, нет никаких агентов, которые помогали бы ребятам.
Вытеснить Акинфеева - нереально
- Ты переехал в интернат ЦСКА в 12 лет. В таком возрасте многие родители обращают внимание своих детей на тот факт, что футбол - это увлечение, а ставку надо сделать на учебу, которая поможет получить стабильную профессию в дальнейшем. Какая ситуация была у тебя в семье? Отпустить ребенка в 12 лет с одного конца континента на другой - это не шутки…
- В интернате так получилось, что ребята, с которыми я жил, стали мне как братья. Наша дружба продолжается и по сей день. Они также до сих пор играют: Антон Заболотный вернулся в ЦСКА, а двое других выступают во второй лиге. Что же касается родителей, то они, наверное, видели, как у меня горели глаза, что я рано начал взрослеть, и понимали, что я буду сильно разочарован, если придется остаться во Владивостоке. Хотя поначалу, конечно, сопротивлялись.
- Но, чтобы стать успешным профессионалом, надо не только обладать талантом, не только попасть в нужное место - как интернат ЦСКА в твоем случае, но и в нужные руки. Кто тебя тренировал в армейском клубе?
- Андрей Марьянович Плахетко. Он хорошо работает с молодыми игроками, особенно в возрасте 10-12 лет. Думаю у того поколения, что он сейчас тренирует - хорошее будущее. Кстати, его воспитанник - мой близкий друг Георгий Щенников. Этот тренер вывел нас на правильный путь.
- В ЦСКА часто появляются хорошие молодые вратари…
- Они и будут продолжать появляться, потому что школа работает, создана система. Но есть лучший вратарь страны. Ситуация с Акинфеевым она подобна случаю с Касильясом - в «Реале», с Буффоном - в «Ювентусе». Чтобы попасть в состав этих команд, надо ждать, когда эти вратари завершат карьеру. Талантливые вратари в ЦСКА будут появляться и уходить в аренду, чтобы набраться опыта, а затем, если все сложится удачно, начнут играть в элите, но уже в других клубах.
- То есть, Акинфеева вытеснить нереально?
- Нет. Во-первых, у него огромный кредит доверия. Во-вторых, он очень сильно одарен природой. В России я бы выделил Яшина, Дасаева и Акинфеева. Без сомнения, Игорь - лучший вратарь нашей страны на сегодняшний день. Думаю, что он входит в пятерку лучших и в Европе.
- Почему же он не уезжает в одно из топ-первенств?
- Я думаю, что в этом нет смысла. Во-первых, кто бы что ни говорил, но уровень нашего чемпионата повышается. Во-вторых, платят у нас больше, чем в Европе. В-третьих, он капитан команды, а для вратаря смена коллектива особенно тяжела.
- И что ты чувствовал, когда в 17 лет попал в состав ЦСКА за спину такому «монстру»?
- Чувствовал, что особо не готов, но в семнадцать я регулярно попадал в заявку, а в восемнадцать оказался на скамейке запасных в матчах Лиги Чемпионов. В ЦСКА и идут к тому, что дают молодым вратарям почувствовать особые эмоции, они раньше взрослеют и становятся готовыми к выступлениям на высоком уровне.
- Первую тренировку с «основой» армейцев помнишь?
- Мне было 16 лет. Я вышел на поле с «основой», и даже голова немного закружилась. Вокруг одни «звезды», которых раньше видел лишь по телевизору. Но потом привык постепенно.
- Лига Чемпионов - абсолютно неповторимые эмоции?
- Да, я часто вспоминаю об этом турнире. Очень хочу в него вернуться.
- Обязательно в составе российского клуба?
- Честно говоря, без разницы.
Сейчас бы подписал контракт с «Порту», не задумываясь
- Ведь мало кто знает, что в 2008 году ты мог оказаться в составе самого «Порту», причем быть приобретенным под заявку в Лиге Чемпионов! «Порту» - это великолепный старт для молодого игрока, ведь португальцы славятся на рынке своим трепетным отношением к молодым талантам. Как появился этот вариант, и почему не получилось перебраться в Португалию?
- Я выступал на чемпионате Европы до 17 лет, селекционеры заметили меня, вышли с рядом предложений. Я посовещался с родителями и решил поехать в Португалию.
- Какие варианты были?
- «Ливерпуль» и какой-то французский клуб. А на следующий этап приезжали селекционеры из «Валенсии».
- Ты уже тренировался с «Порту». Чего же не хватило, чтобы сделать последний шаг - подписать контракт?
- Терпения. В 16 лет еще нет устойчивой психологии. Едва начались первые трудности, как я сразу закричал: «Хочу домой!». Тогда еще не понимал, что происходит. Если бы сейчас мне представилась такая возможность, то я бы, не раздумывая, подписал контракт в первый же день.
- Получается, погубило отсутствие жизненного опыта?
- Да, дал себе слабину.
- Красивая была бы история - родиться на Тихом океане, а выступать на Атлантическом…
- До сих пор все вспоминают об этой ситуации, спрашивают, но я говорю - не получилось, и забыли…
- Но перед самим собой ты можешь быть честным. В глубине души осадок остался?
- Иногда вспоминаю. Посмотрим, как будет в дальнейшем.
Зачем привозить средних иностранцев?
- В 2009 году один из наших известных спортивных сайтов делал обзор молодых вратарей. Топ-10 возглавил именно ты. Сейчас из той десятки отчасти на слуху лишь имена Помазана, Фильцова да Заболотного. Почему же молодые голкиперы, перспективные в своем возрасте, не вырастают в мастеров в дальнейшем?
- А таких вратарей, как Акинфеев - ранних да талантливых - сейчас не будет. Вот посмотрите на Лобанцева. Он стал открытием для меня. Когда я первый раз увидел его игру, то подумал, что парню 22 года, а оказалось, что ему всего 17! Он действительно хороший вратарь, зачем привозить каких-то легионеров? Я вообще не понял эту ситуацию в «Локомотиве». В Англии и Италии, наоборот, дают практику молодым игрокам. Того же Джо Харта отправляли в аренду в низшие дивизионы, где он везде был первым номером. Он рос шаг за шагом, прибавлял и добился права стать вратарем в премьер-лиге. У нас же как? Вратарь теряет практику, ему говорят - иди, ищи аренду! Ему мало кто помогает, лишь агенты. Многие ребята теряются в такой ситуации, ведь в своих возрастах они были первыми номерами, а тут оказываются на лавке. Пропадает уверенность в себе.
- То есть, средние иностранцы - одна из главных проблем отечественной вратарской школы?
- Да! Я абсолютно не понимаю, какой смысл привозить некоторых голкиперов. Я всегда ценил и уважал Плетикосу. Наверное, к нему можно добавить Гильерме. Но везти сюда Крешича, Арлаускиса или, к примеру, иранца Хагиги - это за пределами моего понимания. Ведь столько хороших наших вратарей, те же Заболотный и Фильцов. Не подошел он, к примеру, «Локомотиву», но это же не значит, что он в другой команде не заиграет. Да многие голкиперы из ФНЛ, уверен, смогли бы играть в элите.
- Ты сам задавался вопросом, почему тебе не удалось сделать шаг от второго номера претендента на чемпионство к первому, но команды уровнем ниже?
- В ФНЛ в прошлом году я получил хороший опыт, сыграв 20 матчей. Думаю, что это неплохой показатель. К тому же я был одним из самых молодых, и, к примеру, в «Химках» мне полностью доверяли. Перед этим сезоном у меня было несколько предложений из элиты, и примерно пять клубов ФНЛ звали в свои ряды. Но так получилось, что я оказался в «Волге».
- Почему ты решил отправиться именно в Нижний Новгород? Ведь практически все специалисты в прошлом сезоне отмечали, что, несмотря на проблемы, у «Волги» достаточно ровная и стабильная вратарская линия.
- И Абаев, и Кержаков выступали в прошлом сезоне, но Астахов также выходил на поле. Я считаю, что ничего страшного, что у тебя два конкурента. Практически в любой команде ФНЛ такая ситуация. Ничего страшного в том, что сегодня ты - номер один, а завтра только третий. Лишь в клубах-грандах чье-то место неприкасаемо.
- Как ты относишься к такой ситуации, что твое место в составе - всегда под вопросом?
- Меня это стимулирует. Каждое утро ты просыпаешься и понимаешь, что тебе надо доказывать, что ты - лучший. Мне всегда нравилась такая борьба, и я шел в команды, где конкуренция велика. Я прибыл в «Волгу» с мыслью хорошо делать свою работу и ждать шанса. Я спокоен, уравновешен, готов выйти на поле. Ну а остальное - за тренерами. Конечно, многое зависит от стечения обстоятельств, но надо работать на тренировках, чтобы эти обстоятельства сыграли в твою пользу.
Допинг - результат стечения ошибок
- Невозможно пройти мимо той темы, что ты оказался одним из игроков в нашей стране, которого дисквалифицировали за допинг. Если говорить конкретно, то за фуросемид, который выводит из организма все следы запрещенных препаратов, а также в бытовых ситуациях способствует уменьшению веса. Я читал историю, как он попал в твой организм, мол, бабушка тебе предложила пирог, ты отказался, сославшись на лишний вес, тогда она дала тебе таблетки, которые и содержали фуросемид. Для профессионала, конечно, история практически невероятная...
- Да, это было действительно так. Прошло уже достаточно времени, и мне нет никакого смысла врать. Если бы я принимал какой-то допинг, признался бы, то дисквалификацию все равно бы не отменили.
- С бабушкой потом разговаривал по этому поводу?
- Нет, но, конечно, все родные расстроились. Я должен был подписать новый контракт с ЦСКА на улучшенных условиях, на меня рассчитывали как на железного второго номера…
- Этот случай ты расценил как фатальное стечение обстоятельств?
- Значит, так было суждено.
- Почему? В тот момент твоя карьера была на взлете.
- Эта ситуация - результат стечения ошибок, которые я совершил. После я осознал, что делать нельзя. Лишний вес я набрал из-за своего непрофессионализма.
- Цепочка замкнулась логично, на твой взгляд?
- Да, поехал отдыхать, не следил за собой должным образом.
- Как отреагировала команда? Допинг-проба, насколько я помню, была взята перед матчем Лиги Чемпионов с «Севильей».
- Конечно, неприятная ситуация. Но большинство ребят меня поддержало. Клуб тоже подошел к моей проблеме с большим пониманием. Со мной даже продлили контракт. Я тренировался с «основой», но не мог принимать участия в официальных матчах.
- Но кто-то отвернулся от тебя?
- Поэтому я и говорю, что все в жизни неслучайно. Есть люди, с которыми я не общаюсь после той ситуации.
- В этом сезоне допинговый скандал разразился в Украине, где вратаря сборной и «Шахтера» Рыбку дисквалифицировали на два года. Возможно ли после таких пауз вернуться на прежний уровень?
- По себе знаю, насколько сильно сказывается пропуск официальных матчей. Я перестал играть за дубль, а потом, когда выступал в ФНЛ, то на первых порах сделал пару глупейших ошибок, потому что потерял вкус игры, адреналина. Это ощущение нельзя никак заменить, натренировать. Игра есть игра.
«Динамо» будет в пятерке
- Мы уже говорили, насколько тяжело вратарю менять команду. Ты же в прошлом сезоне сменил три клуба! Какие плюсы и минусы дали тебе эти переезды?
- Из «Мордовии» я уходил по спортивному принципу, так как они сделали выбор в пользу другого голкипера - Евгения Фролова, который сейчас перешел в «Динамо». Когда переходил в Екатеринбург, то думал, что там останусь, но из-за неприятной ситуации, которую я бы не хотел комментировать, пришлось вернуться в ЦСКА.
- Эта неприятная ситуация связана с трансфером Шатова в «Анжи»?
- Да, армейцы отозвали меня, и я перешел в «Химки». Но все, что ни делается, к лучшему. В «Химках» я стал первым вратарем, получил игровую практику, многие увидели меня в деле. В конце концов, отразил три пенальти из четырех.
- Насколько я знаю, Екатеринбург нравился тебе больше Саранска, но пришлось уехать из-за ситуации, в которой ты вдруг оказался крайним. Ты не пытался повлиять на решение руководства ЦСКА? История Шатова - это история одного игрока, причем здесь ты и Заболотный?
- ЦСКА не смог договориться с Шатовым, затем на горизонте появился «Анжи». Обыкновенная трансферная история, но почему мы стали крайними - для меня загадка. Права на нас принадлежали ЦСКА, и клуб отозвал нас из «Урала». Разочарование, конечно, осталось. Мне нравилось в Екатеринбурге.
- Ты анализировал ситуацию, почему упустил свой шанс в «Мордовии»?
- Я приехал туда в качестве первого номера. Но допустил несколько ошибок, а Фролов начал прибавлять. Мы начали играть через матч. Он принадлежал клубу, я был в аренде, к тому же я моложе. В итоге решили сделать ставку на местного воспитанника.
- На тот момент ощущалось, что «Мордовия» готова выйти в элиту?
- «Мордовия» была лучшим клубом ФНЛ в прошлом году. Без сомнения.
- Как команда выступит в этом году?
- Думаю, что «Мордовия» сможет закрепиться в элите, в десятку попадет.
- Обычно одна из новых команд вылетает. «Алания» вряд ли нацелена на понижение в классе…
- Сейчас пока сложно судить, прошло всего ничего от начала чемпионата. Думаю, что уровень команд достаточно ровный, выделяются лишь лидеры, такие как «Зенит».
- Сезон для «Динамо» провален?
- «Динамо» выберется, пришел хороший тренер. Думаю, что «бело-голубые» будут в пятерке. Петреску все наладит.
- Как оценишь старт «Волги» в чемпионате?
- Мог бы быть и лучше. Начали с яркой победы над «Динамо», неплохо выглядели против «Спартака». Думал, что дело пойдет по нарастающей, но оказалось - все гораздо сложнее.
- Почему худшей игрой стал матч против «Терека» - командой теоретически равной нам по классу?
- Стечение обстоятельств, которое лишний раз показывает, что в России каждый может обыграть каждого.
На компьютере ставлю себя в ворота
- Я знаю, что ты играешь в симуляторы FIFA. В новой версии ты уже в составе «Волги». Будешь ставить себя в основной состав?
- Обязательно. И в другие команды буду покупать. Всегда так делал. Так же интереснее.
- Помнишь, какой у тебя скиллз?
- Пару лет назад был около 57-60. К тому времени я себя не успел еще показать на высоком уровне.
- За свою команду играешь?
- Нет, постоянно за разные. Чаще всего за «Баварию». Она и «Реал» - мои любимые команды. У меня есть свитера и Нойера, и Касильяса. Специально просил ребят привезти, когда они играли против этих клубов. Жаль футболку Кана достать не получилось.
- Живешь одним днем или загадываешь о будущем?
- Конечно, думаю о том, что будет впереди. Сейчас сосредоточен на «Волге», но я - молодой вратарь. Хочу поиграть и в Лиге Чемпионов и в топ-клубе, не забываю и о чемпионате мира 2018 года. Все в моих руках, каждый человек - кузнец своего счастья!
Прямая речь
- Столкновение Веллитона и Акинфеева - это футбол. Да, я очень переживал и за Игоря, и за Габулова, которому бразилец нанес травму раньше. Но тот момент был игровым, травма получилась при приземлении. Да, Веллитон играет грубо, идет до конца. Мне довелось выйти против «Спартака» в матче за «Химки», и я видел, что он всегда двигается до последнего. Но в Англии так играет каждый форвард. В том моменте бразилец просто сыграл в корпус, он же не прыгал с двух ног в мениски, поэтому нет смысла говорить о преднамеренной грубости.
- Из форвардов могу выделить Вагнера. Он для меня был футболист номер один в ЦСКА, что касается игровых качеств, что человеческих…
- В армейском клубе я больше всего общался, конечно, с молодежью. Мои близкие друзья - Дзагоев, Щенников и Мамаев.
- Тройка сильнейших вратарей в стране: Малафеев, Габулов, Акинфеев. Гильерме мог бы претендовать на место в составе, но он иностранец.
- Если ты выходишь и делаешь свое дело отлично, то ты можешь играть в «основе» в любом возрасте: и в 17, и в 25. Я не знаю, почему Лобанцеву в «Локомотиве» не дали играть.
- Оказавшись в «Химках», не стал копаться в себе, я не склонен к депрессии, проанализировал - пошел дальше. Никаких самокопаний!
- Я люблю общаться с друзьями, ходить в кафе, могу часами болтать по телефону.
- Вопрос режима актуален для всех игроков, но в нашем чемпионате проблем, наверное, чуть больше. В основном это касается молодых игроков, которым не хватает жесткой руки.
- Юношеские и молодежные сборные в России не пробиваются на первенства континента из-за отсутствия системы. В Германии уже в семь лет знают, какой игрок талантлив, как его вести по футбольному пути. В России нет инфраструктуры. Проще купить легионера, чем выстроить школу подготовки. Не знаю, когда люди поймут, что это путь в никуда.
- Выступление России на Евро-2012 - это полный провал! Такая страна, с такими ресурсами, вложениями… Как оценить иначе?!
Беседовал Андрей СОРВАЧЕВ