В большом клубе всегда должен быть человек, которого не признают и гамма чувств по отношению к которому колеблется от ненависти до едкой иронии. Вот кем был на протяжении почти всей своей спартаковской карьеры Рафаэл Кариока? В отношении него никого и ни в чем нельзя было убедить, публика твердо знала, что он вообще не умеет играть в футбол. Сейчас напряженность спала. Что же, вдруг научился? Нет, просто появился Билялетдинов.
Леонид Слуцкий в смысле афористическом — тренер до мозга костей, поскольку ни к одному коллеге расхожее «выигрывает команда, проигрывает тренер» не относится столь неукоснительно. То есть когда команда терпит поражение, может быть, и найдется болельщик, который присовокупит в причинно-матерном комментарии к Слуцкому кого-то еще. Муссу там или Хонду. Но в случае удачи о нем никто не вспомнит.
Я поклонник Слуцкого. Я даже порадовался, когда прочитал в недавнем интервью «Спорт-Экспрессу», что он привык к этой роли и готов смиренно прожить в ней всю карьеру. Защищать его не стану, это глупо, а скажу, что, на мой взгляд, администрация ЦСКА допустила ошибку, не сменив его по окончании полуторного сезона. Слуцкий ведь и сам так считал, он же рассказывал, что подавал в отставку. Давайте ответим себе на вопрос: а почему его не отпустили?
Тут ключевая фигура, конечно, Гинер. Не отпустив Слуцкого, он ведь не сделал ничего, чтобы как-то укрепить фигуру тренера. Гинер не поддержал его публично, не говорил, что делает на него ставку, он лишь констатировал: Слуцкий остается.
У Слуцкого положение изгоя, у Гинера — героя. Но как раз в данном случае становится ясно, что Гинер не столько решил оставить — на самом деле он уклонился от решения. Он не знает, как искать тренера. Он, вообще говоря, просто не умеет этого делать.
Пример Газзаева годился бы в опровержение, если бы был хотя бы один подобный случай. В Газзаева Гинер просто попал. Причем не с первого раза. Он ведь менял его на Артура Жорже, а когда безусый португалец провалился, Газзаев просто был под рукой.
За Газзаева Гинер держался до последнего. Даже объявив, что он уйдет в конце сезона-2008, надеялся уговорить команду принять тренера. Зико искали в панике, за несколько недель. Отставив Зико, Гинер пригласил Рамоса, который не продержался и двух месяцев.
Сейчас готовых тренеров в России нет. Как искать и как работать с тренерами-иностранцами, в ЦСКА не знают. Гинер вцепился в Слуцкого, как цеплялся за Газзаева, но у того-то действительно был разлад с командой. Был бы разлад у Слуцкого, и он бы не выжил. Математика!
Сейчас ЦСКА заиграл. Вылет из Европы — это больно, но ноль голов при 30 ударах в матче с АИК — проблема, вряд ли связанная с личностью тренера. С тех пор как отставка Слуцкого не была принята, он модернизировал концепцию игры и сформулировал потребность в новых игроках. А вот купить игроков — вот это в ЦСКА умеют, и Гинер в частности!
В этой связи я в последнее время все чаще думаю, что главное в золотой эпохе ЦСКА, если считать не то, что счастливо совпало или удачно сложилось, а что стало следствием работы, — это покупка Вагнера. Это был период Вагнера (в расцвете сил и таланта, в отсутствие бразильской хандры) в куда большей степени, чем Гинера, Газзаева и даже их совпадения.
Василий Уткин