Нынешнее лидерство ЦСКА в чемпионате России обусловлено, в первую очередь, не яркой, а стабильной игрой. Армейцы идут по дистанции чемпионата ровной поступью, без рывков и суеты. Стабильность – фирменная черта ЦСКА, и проявляется она не только на поле: в трансферной политике клуба метаний тоже не наблюдается.
Основы трансферной политики и качество футбола – вещи, конечно, очень тесно связанные, причем их влияние взаимно. Но чтобы выйти в этом вопросе на стабильно высокий уровень, времени и сил нужно положить уйму. Отдельную удачную сделку в состоянии провернуть любой участник рынка, потому что шанс вытянуть счастливый лотерейный билет есть у каждого. Случаев совершенно чудесных находок, когда человека взяли за рубль, а через год продали за миллион, в истории футбола хватает, но к ЦСКА они не имеют никакого отношения. ЦСКА совершает свои открытия в результате тщательного анализа и даже в плохие для себя годы держит солидную планку – откровенно провальных сезонов, которые характерны для подавляющего большинства его конкурентов, в клубном досье просто нет.
Трансферы, как и деньги, любят тишину, а президент ЦСКА Евгений Гинер – не только менеджер, но и бизнесмен. Об этом факте, оценивая уровень рыночной активности клуба, не стоит забывать ни на минуту. Гинер работает не с абстрактными, а с конкретными деньгами, в том числе и со своими собственными. Отсюда повышенный уровень ответственности и стремление сделать команду играющей, а клуб – прибыльным. ЦСКА, несложно заметить, никогда не ввязывается в трансферные войны: как только вокруг интересного клубу футболиста начинаются ценовая свистоспляска, красно-синие мгновенно сворачиваются и исчезают.
Неудачных сделок в истории современного ЦСКА – минимум, и это утверждение несложно подкрепить цифрами. Даже крупные инвестиции (относительно крупные, потому что, скажем, ценник Халка ЦСКА даже в шутку рассматривать не станет), как правило, обеспечивают клубу прибыль. Например, Сейду Думбия, купленный за 8000000 евро, на конец прошлого сезона оценивался втрое дороже. Зоран Тошич «подрос» с 7000000 до 9000000, Кейсуке Хонда – с 6000000 до 15000000, и даже хронически травмированный Томаш Нецид стоит теперь почти вдвое выше цены покупки – 6000000 против 3500000. Если же рассмотреть приобретения, скажем так, недорогие и неочевидные, бизнес-составляющая трансферной политики ЦСКА станет еще более явной: Секу Олисе, например, прибавил в шесть раз (с 550000 до 3800000). Единственной рыночной неудачей ЦСКА последнего времени можно считать покупку Марка Гонсалеса, игрока, безусловно, сильного, но склонного к повышенному травматизму. Однако на общую картину эта локальная неудача практически не влияет, тем более что карьера Гонсалеса в ЦСКА пока не окончена.
Сейчас трансферный рынок готовится к открытию зимнего окна, и ЦСКА на нем обязательно отметится. Точечно и, скорее всего, точно.
Мартин Петров