Может, и не больше всего, но довольно сильно радует меня то обстоятельство, что в чемпионате России состоялось пока всего две отставки. И даже полторы, поскольку без работы-то остался лишь один из принимавших старт тренеров. Это тихо закончилась эпопея Сергея Силкина, которая начиналась как сказка – если есть, конечно, сказки, описывающие чудесные превращения в жизни холеных мужчин в год их пятидесятилетия. А в остальном у нас, говоря языком сценических произведений, «те же и Красножан». Кстати – очаровательно, на свое место пришел человек. Не знаю, как вы, а я смотрю – не нарадуюсь.
Сравнивать сразу всех тренеров друг с другом – занятие странное, тренер работает сам по себе и решает строго конкретные проблемы в самых что ни на есть конкретных условиях. Добавлю – под прихотливым и часто неповторимым по форме давлением. Зашел я с этой бесперспективной стороны лишь потому, что, как мне кажется, меняется отношение к тренерской профессии, и именно со стороны работодателя. Это ведь важнее – публика-то может думать что угодно. Мнение публики никогда не будет значимо, пока она не понесет в футбол свои денежки в достаточном количестве.
Нет ничего более рискованного, ибо смена тренера затронет все стороны клубной жизни
А вот в реальной плоскости, между теми, кто платит деньги, и тем редким классом работников, коими явлются тренеры, многое поменялось. Думаю, это связано с тем, что развитие клубов путем финансовой экспансии хоть и пульсирует, временами поражая воображение наивных западников, но в целом подошло к своему пределу. В стране семь клубов, которые могут позволить себе игрока дороже 10 миллионов долларов, и не одного. И всегда найдется еще парочка, которые в данном сезоне способны конкурировать на этом уровне в силу чисто спортивных причин. Это означает, что конкуренция и высокие амбиции уже просто вынуждены опираться на услуги настоящих профессионалов. Мало того, тот факт, что среди семи богатеев есть еще и супербогатеи, которые то по сорокету за игрока отвалят, то двадцаточку кому-то в оклад определят (цифры берутся из хорошо проверенных сплетен), опять же лишь подчеркивают важность профессиональной работы. Ведь на этом уровне цен игроки уже товар абсолютно штучный, и работа по возведению команды вокруг них штучна в пропорции.
Опыт опять же. Опыт поиска или замены тренера всегда мучителен. Все уже бились об эту ребристую стену, ну, разве кроме «Рубина». Опыт подсказывает, да что там – опыт гласит, что нет на свете команды, которая не может найти себе еще лучшего тренера; но вместе с тем нет ничего более рискованного, ибо смена тренера затронет все стороны клубной жизни. Истина простая, но теперь на кону безмерные деньги, команд теперь богатых больше чем нужно, ты понимаешь, что потерять гораздо проще, чем добиться улучшения. Вот такого сынулю взрастили ошибки трудные и назвали отпрыска без фантазии, но поучительно: Опыт. А парадоксами питается жадная до разносолов публика, и их не менее известный друг – Гений, который приходит и сразу все становится хорошо, перемещается в фольклор, где ему самое и место.
Напротив, мы видим массу случаев, когда доверие тренеру приносит плоды. Все они разные. Мы видели, как рос вместе с «Рубином» Бердыев, мы знаем, что причин уволить Слуцкого у ЦСКА был миллион, и главное даже не это, а что причин оставить вроде бы не оставалось. Ан Слуцкий, смотри-ка, выиграл первый круг. И, не вдаваясь в подробности, у этого были ровно две предпосылки: факт, что он умелый тренер, способный к саморазвитию, и полная информация об игроках команды, которую он скопил за время работы. Это не очень много, но это реальные величины. Они нажиты, они проверены; любой новый этого был бы лишен. Уже был случай – менял Евгений Гинер тренера. Так умаялся, троих за год сменив, что, рассказывают, главным качеством Слуцкого до сих пор считает фарт.
Рассказывают, что главным качеством Слуцкого Гинер до сих пор считает фарт
Признаюсь вам честно – я вообще всегда за то, чтобы давать тренеру работать. Главным образом потому, что за те полтора десятка лет, что говорю публично на эти и другие причастные к футболу темы, обнаружил, что склонность требовать отставки и медленное иссякание этой склонности во мне оказалось вещью, скорее, возрастной. Юношеским максимализмом, который остался в юношестве самым естественным образом. Может быть, это всего лишь черта моей личности, но когда я слышу со стороны публики требования отставок, хоть кого, в первую очередь я думаю о том, как мало знают люди, это говорящие, о реальной ситуации в команде, и не потому, что сам знаю больше (хотя случается) – потому, что представляю, насколько мало я знаю об этом сам.
Для отставки тренера по ходу сезона бывает вообще, по-моему, только три причины. Две фактические: например, катастрофические результаты. Не плохие, не ниже ожидаемого, а – катастрофические. Тут уж ничего не поделаешь, потому что в футбольном деле для успеха нужна не только квалификация и поддержка, но и вера в тебя окружающих. Вторая причина – потеря контакта с командой. Это, кстати, может быть важно даже в случае, если команда хорошо играет и добивается неплохого результата. Ведь Газзаев ушел из ЦСКА именно так в последний раз – правда, не по ходу сезона, а с объявлением загодя... Потеря контакта с командой может быть поводом для экстренных перемен даже если результаты не катастрофичны, а просто неудовлетворительны – потому, что при любой квалификации тренер работает в диалоге с командой, и если она его не воспринимает – дело стоит. Важно понимать, что об этой потенциальной причине для отставки трудно, почти невозможно судить со стороны – опять подходит пример Слуцкого. Уж сколько анекдотов ни было рассказано о том, как его команда вроде как отвергает – ан изнутри оказалось, что все бразды правления в достаточно твердых руках.
Ну, и третья причина – если очевидно, что есть фигура, которая точно исправит положение. Когда ты знаешь, кто идет взамен, и настолько уверен, что он справится, что готов на это ставить. Это случай самый редкий из всех в смысле успеха и самый распространенный самообман. Это, кстати, случай прямо чисто локомотивский в последнее время. Так болельщики взывают к призраку Юрия Семина, снова, кстати, восставшему, так когда-то президент Филатов из самых лучших побуждений увольнял на финише сезона Муслина и звал Долматова...
Я не слишком уверен в том, что у Эмери есть реальное взаимопонимание с игроками
Есть и четвертый случай. Просто он не про топ-клубы. Называется «авось». Когда команда тонет, хватаются за все рычаги, мало ли – а вдруг. Старый тренер может унести с собой часть раздражения за задержки зарплат, обвинения, реальные или зряшные, в сдаче игр, обнадежить дающего деньги, но не вникающего в детали губернатора. Это аутсайдерская логика. Она забавна и трогательна, как детские обиды.
К сказанному могу добавить, что сочинял я этот текст вообще-то думая, что вырулю к ситуациям с тренерами в «Локомотиве» и «Спартаке». Объединяю их потому, что это два перспективных европейских тренера, решивших брать новую высоту в карьере в России. Да вот не получилось – пока рулил, заметка уже кончилась. Так что просто скажу, выложив свои аргументы на стол в обобщенном иде, что причин для отставки Билича я просто не вижу, а применительно к Эмери не слишком уверен в том, есть ли у него реальное взаимопонимание с игроками. Вот только как судить об этом с уверенностью? Я ж не в команде.
При этом публика – одна из немногих реально влиятельных, спартаковская – тоже не особенно верит в Эмери, но по причине по преимуществу третьей – видя фигуру Карпина на втором плане. Но как быть уверенным и в этом? Обманываться ведь так приятно! И сколько, кстати, раз уж бывало такое. Может, снова тот самый проклятый случай?..
Вот видите, ни в чем, ну, реально ни в чем нельзя быть уверенным, если не отключать силком естественные сомнения. А хочешь-то только добра. Прям вот хоть молись.
Автор - Василий Уткин