Дейвидас Шемберас Российский футбол вообще за последние лет десять заметно вырос. Я помню первые годы пребывания в России. А еще раньше фактически единственная команда могла противостоять европейским клубам. И, конечно, несколько лет блистала «Алания», становившаяся чемпионом. После 2000 года с приходом Евгения Гинера ситуация кардинально изменилась. Футбол стал быстро развиваться, улучшилась инфраструктура, начали приезжать игроки высокого уровня. Когда сюда попадают хорошие футболисты, они думают, что можно играть в полноги, но быстро разубеждаются. Не ошибусь, если скажу, что российская премьер-лига входит в пятерку-шестерку лучших чемпионатов.
На тренировках в ЦСКА случались драки. Я всегда выступал в роли разнимающего. Эмоции иногда зашкаливают, и не все могут сдержаться. А я остаюсь с холодной головой. Такие вещи не красят коллектив. В любом случае конфликт должен быстро заканчиваться. Не должно быть группировок, каких-то затаенных обид. Не призываю всех обниматься-целоваться, но должна быть нормальная, дружная, рабочая атмосфера. Иначе ничего хорошего не выйдет. Только сильный духом коллектив может достичь большого, иначе максимум - локальные задачи.
У каждого тренера есть своя специфика работы, приятные и неприятные тренировки. Всегда хочется играть в футбол на занятиях. У знаменитого Зико, например, во главу угла ставилась техника. Но тренировочный процесс не ограничивается игрой – надо тяжело трудиться, много бегать, важна физическая и тактическая подготовка. Вообще, не очень люблю говорить о тренерах. Не совсем этично действующему футболисту рассуждать о тренере – бывшем, настоящем или будущем. Наше дело – выходить на поле и выполнять требования наставника.
На западе есть практика – новички проходят своеобразное посвящение. И не только в футболе, во многих других видах спорта новички, к примеру, должны спеть любимую песню на ужине в ресторане. В ЦСКА все проходило безболезненно для новобранцев. Да, мы могли посмеяться немножко, приколоться, но всегда чувствовали грань для подколов.
С некоторыми ребятами провел в одной команде больше 10 лет. Естественно, остались самые теплые отношения. Часто созваниваемся, делимся новостями. Я не активный пользователей социальных сетей. Пользуюсь только Facebook, но и то он - только для небольшого круга. Незнакомых в друзья не добавляю. Это исключительно мое личное пространство, возможность держать связь с близкими людьми.
Беспорядки на стадионах искоренить реально. Нужно просто строго наказывать. За примером далеко ходить не надо – возьмите Англию. До чего дошло на наших трибунах – летят петарды, наносятся травмы, засчитываются технические поражения. Принимающий клуб тратит большие штрафы. Да лучше на эти деньги устроить красочный салют после матча, по сравнению с которым пять фаеров просто смешны. Или не лучше ли пустить «штрафные» деньги на детский футбол? С негативными явлениями в футболе борьбу необходимо вести адекватную. Нужны законы с реальными наказаниями. Правильно выразился Медведев после эксцесса на матче «Динамо» - «Зенит»: «Такие люди должны сидеть в тюрьме».
У меня всегда складывались дружеские отношения с болельщиками. Я уважительно отношусь к поклонникам команды, даже если они не отвечают мне взаимностью. Никогда не перехожу грани, я просто так воспитан родителями. А если кто-то из фанатов не чувствует границ дозволенного, это уже проблемы воспитания. Иногда что-то задевает, но надо быстро забывать такие моменты и концентрироваться на игре.
Своей игрой мы заслужили критику владикавказских болельщиков. Но культура боления заключается в том, чтобы поддерживать СВОЮ команду. Без оскорблений. Кто-то может не соглашаться, но болельщики должны болеть исключительно за свою команду, за своих игроков.
Когда у сборной нет особых результатов, нет и особой поддержки. И литовский футбол не исключение. Вообще, в Литве спорт номер один – баскетбол. Много детских школ, сильно развита инфраструктура, достаточно серьезное финансирование. Я начинал заниматься баскетболом, правда, выдержал только две недели. Не легла душа. Оставил секцию и переключился на футбол. В ЦСКА при Валерии Георгиевиче часто играли в баскетбол на восстановительных тренировках. Но он больше напоминал регби.
Сын живет в Литве с первой супругой. Занимается теннисом. Не уверен, что он станет профессиональным теннисистом, но для собственного здоровья, для общего развития спорт - очень хорошая вещь. Кстати, футболом особо не интересуется.
Я люблю театр и в Москве довольно часто посещаю спектакли. Но в Национальном осетинском театре еще ни разу не был. Что ж, как-нибудь последую вашему совету и обязательно схожу.
В PlayStation не играю. Нет интереса, наверное, перерос. Юра Жирков, Павел Мамаев и Игорь Акинфеев часто «рубились» в приставку. Случались очень серьезные битвы, с криками, эмоциями. А мне было смешно наблюдать. В «Алании» футбол на PlayStation тоже в большом почете.
Во Владикавказе можно встретиться, даже не договариваясь ранее. Случается, что приходишь в ресторан и наталкиваешься на ребят из команды. Мы, естественно, садимся вместе. А каких-то командных походов пока не было. Да и повода, к сожалению, нет. Хотелось бы собираться вместе после каждой победы, пообщаться, посмеяться, выпить по бокалу вина – ничего страшного здесь нет. Особенно накануне выходного дня. Надеюсь, в самое ближайшее время будет повод что-нибудь отметить.
Полную версию материала читайте в официальной программке к матчу с "Локомотивом"
Правила жизни Дейвидаса Шембераса (часть 1)
Дейвидас Шемберас - самый знаменитый легионер в премьер-лиге. За четырнадцать лет в России литовский футболист собрал богатый урожай наград. Трехкратный чемпион России, обладатель Кубка УЕФА, нескольких Кубков и Суперкубков страны рассказал о самых ярких футбольных впечатлениях, экономии по-владикавказски и особенностях национального вождения.
Команда понимает ответственность за сложившуюся ситуацию. Сейчас все внимание направлено на исправление нашего турнирного положения. Думаю, приход Валерия Георгиевича, который, наверное, больше всех переживает за место в турнирной таблице, пойдет на пользу. Честно говоря, назначение немножко неожиданное. Но он решил, что так будет лучше, значит, так и будет. Валерий Георгиевич - лучший и самый титулованный тренер России. По-моему, другие комментарии излишни.
Я не скрываю, что, если бы не президент клуба Валерий Газзаев, меня бы в «Алании» не было. Последний год в ЦСКА на меня не рассчитывали, я редко попадал в основной состав. Леонид Слуцкий дал понять, что шансов играть у меня нет, а сидеть на скамейке и получать деньги - не в моих правилах.
Расставание с мегаполисом для меня не проблема. Да, Москва – один из лучших городов в мире. Но я много лет прожил в небольшом Вильнюсе. Маленький город для меня не представляет для меня никакого дискомфорта. Я быстро адаптируюсь, привыкаю к обстановке. Основной момент – знание русского языка. Если ты знаешь язык, в любом городе быстро станешь своим. Народ доброжелательный, гостеприимный, к иностранцам относится хорошо.
За свою молодость я прошел все развлекательные периоды. Развлечения - далеко не основной аспект для меня. Может быть, чего-то и не хватает, но с другой стороны нигде нет таких плюсов, которые найдешь во Владикавказе. Я живу комфортно и не испытываю никаких проблем. Главный фактор иностранца в любой стране – знание языка. В отличие от Европы люди здесь намного приветливее, отзывчивее. Европейцы не такие открытые, предпочитают держаться на расстоянии. Знаю, о чем говорю: я часто бываю в Старом свете у друзей, и вижу, что их рассказы подтверждаются в реальности.
Неправда, когда говорят, что в Литве не любят русских. Это полный бред. Те, кто бывал в Литве за последние лет десять, могут это подтвердить. Если не считать политических нюансов, русскоязычное население живет совершенно спокойно. Никто не запрещает посещать русские школы. Хотя сейчас идет интеграция в Евросоюз и русский язык приоритетом уже не является. Популярностью пользуются английский, французский и немецкий.
Я жил в двух городах – в Вильнюсе до 18 лет и до нынешнего лета в Москве, которую считаю своим домом. Вторым или первым – разницы особой не вижу, у меня жилье в столице и Литвы, и России. А Владикавказ, получается, мой третий город с постоянным местом жительства. Первое, что хочется выделить (здесь оригинальным быть сложно) - осетинские пироги. Местной кухней можно только восхищаться. Продукты высокого качества, разница колоссальная от Европы и той же Москвы. Экология здесь лучше, нет таких пробок и не нужно тратить уйму времени, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.
Из автомобилей я предпочитаю «Мерседес». В Москве на выходных садился за руль сам, а по будням ездил с водителем. Желания завести автомобиль во Владикавказе нет. Не вижу смысла гнать машину сюда. Да и острой необходимости нет – меня постоянно возит человек, которому я очень благодарен. Стиль вождения в Осетии, конечно, вызвал легкий шок. Когда я увидел особенности осетинских дорог, даже немного испугался. Многие водители, видимо, не понимают, что они отвечают не только за себя, но и за окружающих. Поэтому всегда очень внимательно смотрю по сторонам. Даже если горит зеленый свет. Что с этим делать? Думаю, со временем удастся все наладить. В первую очередь нужно поднять штрафы раз в 10-20. И искоренить коррупцию. То же самое было в Литве лет двадцать назад. Но когда началась борьба с коррупцией – настоящая и беспощадная – все быстро изменилось. Нужно только сильно захотеть.
Хороших воспоминаний из футбола много. Но самое приятное - первый чемпионский титул в 2003 году. Дальше - больше: и Кубки, и Суперкубки России. У нас выработался дух победителей. Песню «We are the champions» на стадионе слышали столько раз, что запомнили наизусть. И относились более спокойно, не с такими эмоциями, как в первые разы. Наверное, сейчас, когда продолжаешь играть, не в полной мере осознаешь. Но лет в 50 у камина точно будет что вспомнить.
Особняком стоит победа в Кубке УЕФА. Впервые команда с постсоветского пространства выиграла второй по значимости турнир континента. Нам поверили и поняли – не только английским, испанским и итальянским клубам по силам выигрывать кубки. Триумф ЦСКА в Европе придал стимул и «Зениту», и донецкому «Шахтеру», которые повторили наше достижение.