Предлагаем вашему вниманию интервью с Шагабутдином Керимовым, врачом ПФК ЦСКА. Он возглавляет медицинскую службу армейской команды и внимательно следит за здоровьем ее футболистов.
- Прежде чем оказаться в главной команде, вы несколько лет отработали в молодежной. До этого, как известно, были в «Анжи». Как получилось, что ваша жизнь оказалась связана со спортивной медициной?
- Я родился и вырос в Махачкале. После окончания мединститута уехал работать по специальности, но часто приезжал в родительский дом. Нашим соседом по лестничной клетке был известный форвард Александр Маркаров. Закончив карьеру, он стал тренером. Как-то он спросил у меня: «Мы создаем футбольную команду «Анжи». Нет желания попробовать себя в качестве футбольного врача?». Долго уговаривать меня не пришлось – футбол я любил с раннего детства.
- Как оказались в ЦСКА?
- Меня порекомендовали Юрию Николаевичу Аджему, возглавлявшему тогда молодежную команду, и он после первого сбора решил меня оставить. За что я ему очень благодарен. Я переехал в Москву, а с начала 2010-го года меня перевели к работе с основным составом.
- В чем состоит специфика футбольной медицины?
- Современный футбол задает медицине не только один-единственный вопрос, возможен ли выход на поле конкретного игрока. Но и множество других, связанных с профилактикой травм у игроков и лечением травм различной степени тяжести, с дерматологией, психологией, фармакологией, гигиеной, диетологией. Мы должны учитывать, как влияют на игру футболистов смена часовых поясов, климатические условия.
- Перед началом нынешнего сезона, как известно, в медицинском штабе армейцев произошли изменения.
- В работе медслужбы мне теперь помогает опытный Александр Ярдошвили. Известный и заслуженный специалист в футбольной медицине, он много лет трудился в московском «Локомотиве».
- Если оценивать первую часть нынешнего сезона, можно отметить, что ситуация с травмами, к счастью, у армейцев была вполне нормальной. А вот в прошлом их было слишком много. Ничего подобного с ЦСКА раньше не происходило и, будем надеяться, больше не произойдет.
- Я не могу сказать, что в том сезоне мы работали хуже, чем в нынешнем. Ни в тренировочном процессе, ни в работе медицинской службы. Разумеется, мы анализировали обилие травм, свалившееся на нас в прошлом сезоне. Каждый год мы с руководством клуба подводим итоги, внимательно разбираем каждую травму. Вспомните, что происходило с нашими футболистами. Переломы, крестообразные связки… Те травмы, от которых никто не застрахован. Ни один клуб, тренер или доктор, тем более, ни один футболист… Все случившееся в тот период, на мой взгляд, стало несчастливым стечением обстоятельств.
- К сожалению, в этом сезоне обойтись без травм также не удается. Думбия, например, пропустил значительный период времени. Сможет ли он присоединиться к общей группе уже на сборах?
- Сейчас он занимается под наблюдением физиотерапевта в специализированной швейцарской клинике. До конца декабря Сейду работает там. В январе начнет тренироваться по индивидуальной программе, потом приступит к работе на сборах. Надеемся, что к общей группе Думбия присоединится в первых числах февраля.- Марк Гонсалес на днях в интервью чилийской прессе заявил, что едва не потерял ногу.
Что же произошло?
- В начале ноября на тренировке он получил удар по наружной поверхности правого бедра. После занятия сказал, что все в порядке, дискомфорта не чувствует, ничего не болит. Уехал домой.
Примерно через три-четыре часа Марк позвонил. Сказал, что отек на ноге начал нарастать. Попросил его объяснить, что чувствует. После чего сказал: «Срочно в клинику!».
- Почему приняли такое решение?
- Услышав, на что жалуется Марк, понял, что медлить нельзя. Там вместе с дежурными докторами осмотрели ногу и приняли решение срочно оперировать. Это был тот самый случай, когда промедление могло повлечь самые серьезные последствия. К счастью, все прошло успешно, и теперь же мы надеемся, что Гонсалес вернется в строй.
- В футбольном смысле его можно назвать очень невезучим…
- У Марка действительно было много травм. Он очень хороший, трудолюбивый парень. И игрок по-настоящему сильный. Мы желаем ему скорейшего выздоровления и надеемся, что в его профессиональной жизни начинается белая полоса. Свой лимит травм он уже исчерпал.
То же самое можно сказать и про Нецида. Томаш мужественно пережил две тяжелые травмы за короткий срок. Работает изо всех сил, стараясь как можно быстрее восстановиться и вернуться на поле.
Максим Квятковский