Две красноречивые строки из эстафеты новостей. Во-первых: в рейтинге Международной федерации футбольной истории и статистики российская премьер-лига опустилась с 13‑го места на 19‑е среди национальных чемпионатов. Во-вторых: к нам снова едет Вагнер!
ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК
Без Лава, выходит дело, российскому футболу никак. Российский стаж бразильца (пусть и прерывистый) почти равен премьер-лиговому. Лига в ее нынешнем статусе вошла в футбольную жизнь в 2002‑м, рекламируя себя как капитальный бизнес-проект нового типа. А Вагнер был выведен на российскую орбиту в 2004‑м, сделавшись нашим незаменимым искусственным спутником. Без него, ненаглядного, живое дыхание футбола у нас прослушивается слабо. Взять хотя бы минувший обезвагнеренный год: несмотря на именитое и обильное присутствие на российских полях Это’О, Халка и прочих, аудитория «Советского спорта» затруднилась выделить супергастролера-2012, а абсолютным лидером ее пристрастий нежданно оказался ни много ни мало Дмитрий Комбаров…
В свете непрерывного закупочного и реформаторского зуда, обуревающего наших клубных дельцов, полезно оглянуться в недалекое прошлое. Не зря говорят: у того, кто не помнит и не понимает своего прошлого, нет и будущего. А то фантазеры уже вовсю рисуют радужные картинки. И совсем скоро намечается долгожданное пришествие Лео Месси в нашу нефтегазовую атмосферу. И суперлига СНГ спешит ворваться в жизнь взамен застоявшегося, словами президента ЦСКА, премьер-лигового болота.
ФАРС-1. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Так вот, прошлое. 2002 год. Вышла на стремнину премьер-лига, тоже, кстати говоря, ставившая цель решительно порвать с заболоченными низшими дивизионами и зажить привольно и богато. Набрала ветра в паруса и… Передо мной состав участников первого премьер-лигового сезона. Увы и ах. Шесть (!) из 16 приобщенных к капитальному новообразованию один за другим (некоторые совсем скоро) приказали долго жить. «Торпедо» и «Торпедо-ЗИЛ», «Сатурн» и «Сокол», «Ротор» и «Уралан». И лишь двое из них, «Торпедо» и «Ротор», подверглись потом попытке реинкарнации, пока что малоубедительной. И это называлось бизнес-проект?
В наших футбольных реалиях известное суждение «История повторяется в виде фарса» требует корректировки. У нас-то и первая попытка капитализации футбола обернулась фарсом. Просматриваю список клубных персон, стоявших у истоков премьер-лиги. Батюшки святы – да один только Гинер Евгений Леннорович из всей премьер-лиги и удержался в этом «многообещающем» бизнесе! Причем тогда, в начале века, его голос звучал громче и убедительнее прочих и в аргументации выхода нашего футбола на новую магистраль развития. И именно он, Гинер, задал тогда бизнес-тон, оптом закупив для ЦСКА более или менее обещающих игроков. Вот так все последующие 11 лет, можно сказать, и жили. То бишь – кто щедротами своими ловчее у конкурентов игрочка-другого уведет. Ну и еще навострились отщипывать имена с мирового рынка, с дикой порой переплатой, миру на изумление.
ПРИЗЕРЫ В РЕЙТИНГЕ БАРАХОЛОК
«Что за дом такой…» – пел Высоцкий. А вот такой он, наш футбольный дом, – ни фундамента, ни уюта, ни порядка, ни устоев. И зарос грязью закулисных сделок. И вырывают одни у других из рук тех немногих игроков, кто подает мало-мальские признаки жизни – Самедова, Кокорина, Денисова, Ещенко. Ничего не вырастает рядом с нашим домом ни в саду, ни в огороде. И не торопится приличный люд сюда, в дом этот, погостевать – а роятся на трибунах, на пороге то есть, самые отъявленные-буйные. Быть может, узнают в клубных деятелях отдаленную свою родню.
Так в какое светлое будущее приведут нас инициаторы еще одной новой лиги? По иронии исторической судьбы, на пресс-конференции ее основоположников Гинер опять задавал тон. Но не мелькнула ли у президента мысль, что в свете премьер-лигового опыта новая реформаторская вспышка его темперамента воспринимается нелепо? Ведь на выходе из 11 лет проекта – ни новых полноценных футболистов российского воспитания, ни приличных стадионов, ни добропорядочной-заинтересованной публики. Ни корпоративной ответственности за качество продукта, ни конструктивного ноу-хау.
Только слова, слова, слова, не наделенные весом и не несущие смысла. Только покупки, покупки, покупки, набивающие запущенный наш домишко всякой всячиной.
Начал с рейтинга – рейтингом и завершу. Только своим. В нем мы – третьи. За Китаем и Эмиратами. Это – рейтинг мировых футбольных барахолок, забитых товаром с истекшим сроком годности. От первого места отстаем уже не намного.
РЕЙТИНГ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ УСТУПАЕТ УКРАИНСКОМУ
Российская премьер-лига – 19‑е по силе первенство в мире, согласно данным Международной федерации футбольной истории и статистики (IFFHS), сообщает наш корреспондент Платон СОЗОНТОВ.
Схема составления рейтинга довольно сложна: в расчет берутся выступления 5 лучших команд страны за последние 12 месяцев в чемпионате и Кубке страны, а также в международных турнирах.
Наш чемпионат по итогам прошлого года скатился с 13‑го на 19‑е место. В официальном комментарии к рейтингу этому дано объяснение: «В 2012-м клубы из России отвратительно выступили на международной арене». А лучшим в Восточной Европе признано первенство Украины
РЕЙТИНГ ФУТБОЛЬНЫХ ЧЕМПИОНАТОВ ПО ВЕРСИИ IFFHS
1. Испания – 1283
2. Бразилия – 1057
3. Германия – 1037
4. Италия – 1034
5. Англия – 1007
6. Аргентина – 919
7. Франция – 880
8. Голландия – 738
9. Парагвай – 712,5
10. Чили – 711,5
11. Украина – 701…
… 19. Россия – 626…
…39. Белоруссия – 385,5
ОТВЕТ
ЧЕБАН: НАШ ЧЕМПИОНАТ – 12–15‑й
Исполнительный директор премьер-лиги Сергей Чебан прокомментировал рейтинг IFFHS, в котором чемпионат России занял 19‑е место.
– С интересом отношусь к различным опросам и статистическим исследованиям, имеющим свою историю. Материалы, которые готовит господин Альфредо Пёге, являющийся единственным сотрудником IFFHS на протяжении почти 30 лет, охватывают большой объем данных, являются многоуровневыми и на первый взгляд довольно любопытны.
Правда, у них есть свои недостатки.
По мнению многих крупных международных спортивных СМИ и футбольных организаций различного уровня, наш чемпионат размещается на 12–15‑м местах мирового рейтинга, что является более объективной и актуальной оценкой, – сказал Чебан.