Президент московского ЦСКА откровенно рассказал о проблемах армейского клуба
Болельщики столичного ЦСКА счастливы — возобновлены работы по строительству долгожданного собственного стадиона армейского клуба. Все говорит о том, что еще пара лет и можно будет принимать соперников на своей новенькой арене, а не чувствовать себя гостями на домашнем поле и не мучаться, изыскивая самый удобный способ добраться до Химок.
Тюрьма
Однако не все обстоит так гладко, как того хотелось бы и болельщикам, и, конечно, руководству клуба. Президент ЦСКА Евгений Гинер, которого многие называют лучшим спортивным менеджером в стране, во время лекции для студентов бизнес-школы RMA откровенно рассказал о подводных камнях, которые в любой момент могут помешать красно-синим воплотить амбициозные планы.
«Если подумать, то работы по возведению стадиона ведутся без разрешения на строительство. Все говорят: „Мы понимаем, это же хорошее дело, ты же стадион строишь“… А завтра кто-то придет и уведет меня в тюрьму. От этого кому лучше будет? Болельщикам ЦСКА. Отчасти поэтому, отчасти из-за морозов работы ведутся, но не в том темпе, в котором многим хотелось бы. Пока строители будут работать в этом темпе, а в марте все пойдет гораздо быстрее», — рассказал Евгений Леннорович.
И как тут не вспомнить пресловутое многострадальное строительство стадиона для питерского «Зенита»? В северной столице, если верить отчету Счетной палаты, тоже строили без разрешения. Они строили, все молчали, а сейчас головы полетят. Остается надеяться, что остальных нарушений, вроде пропавших денежных средств, в случае с ЦСКА не будет. Да и выгоды в этом нет никакой, ведь армейцы строят арену на свои деньги, а государство и город остались в стороне.
Земельный вопрос
Рассказал Евгений Гинер и о том, с чем была связана значительная задержка относительно первоначальных планов на окончание строительство арены. Напомним, при хорошем раскладе, ЦСКА уже должен был проводить свои игры на новеньком красавце стадионе.
«После распада СССР земля, на которой строится стадион, находившаяся на балансе Министерства обороны, оказалась в федеральном пользовании. А как ее переоформить, никто не знал — документов на нее никаких не было. Да об этом тогда никто и не думал. Важнее было прокормить страну, чем стадионы переоформлять. Также в середине 90-х был принят закон, который гласит, что передавать в собственность и приватизировать землю, на которой стоит стадион, нельзя. А тогда там стоял старый стадион ЦСКА — „Песчаное“. Чтобы начать оформление земли, пришлось пройти проверку, которая признала стадион непригодным для эксплуатации и он был снесен», — объяснил Гинер.
Но, когда уже казалось клуб должен начать строить стадион, вылезла еще одна проблема.
«Небольшой клочок земли, который к стадиону-то и прямого отношения не имел, оказалась не в собственности Министерства обороны, а в муниципальной собственности. Начались судебные разбирательства, чтобы оформить его на ЦСКА. На этой земле должна была находиться входная группа. Получалось примерно так: Министерство говорит идти в муниципалитет, там говорят „да строй на здоровье, мы не против“, я об этом говорю судье, а он отвечает, что по закону так нельзя, даже если никто и не против. Пришлось долго решать этот вопрос. Сейчас у нас уже готов проект, наконец, он сдан в экспертизу, с землей вопрос решили. Строители уже работают», — говорит Евгений Гинер
Спонсоры
Сдать арену в эксплуатацию планируется в 2015 году. А для того, чтобы это сделать как можно скорее, необходимы денежные средства. За каждую копейку ЦСКА ведет настоящий бой, ведь красно-синие, возможно, единственный клуб в России, который может похвастаться исключительно коммерческими спонсорами, а их привлечь к участию в спортивных проектах ой как непросто.
«Может нескромно, но только у ЦСКА в России все спонсоры коммерческие. У меня есть большие компании, которые я мог бы повесить на грудь и вносить деньги в бюджет от их имени. Я не считаю это коммерческим спонсором. Это спонсор — хозяин. Поэтому получилось так, что моя роль в привлечении спонсоров — самая последняя, Я стараюсь не лезть, так как владельцев многих компаний, я очень хорошо знаю, и навязываться кому-то — это не мой стиль. Над этим работает рекламно-маркетинговый отдел, и только в конечном итоге я встречаюсь с кем-то из владельцев, мы подчищаем до конца договора и все остальное. В противном случае, это будет некое товарищеское одолжение, и может наступить такой момент, когда мне кто-нибудь скажет, что я сам состоятельный человек и не надо попрошайничать. Не особо приятно будет», — рассказал о внутренней кухне клуба президент ЦСКА.
Дополнительный доход
Европейские клубы, а особенно английские, помимо спонсорских денег, зарабатывают благодаря активной работе маркетингового отдела. Одна из основных статей дохода — продажа атрибутики на азиатском рынке. Для этого клубы проводят целые турне в Японию, Корею, Китай, Таиланд и другие страны. ЦСКА же, даже при наличии в составе японской суперзвезды Кейсуке Хонды, практически ничего не мог откусить от этого общего пирога. В 2013 году армейцы впервые постараются это осуществить.
«Многие меня ругают, за то что я продвигал такую идею как переход на систему „осень — весна“. Но это — одно из условий для того, чтобы отправиться в азиатское турне. Мы не могли этого никогда сделать по одной причине — зимой в Азии не играют, у них ни сборов, ни матчей. Нас приглашают летом в Китай, Южную Корею, Японию, а мы не можем поехать, мы чемпионат играем. А это является коммерцией и очень немалой, ведь сколько на азиатских рынках продается атрибутики „Манчестер Юнайтед“, „Челси“, „Ливерпуля“ и других. Но тут вопрос не в том, чтобы поехать и заработать миллион или два на этом турне, а в том, что это будет продвижением бренда туда, что означает и долгосрочное сотрудничество с их компаниями. Сейчас первый год, когда мы сможем это сделать этим летом. Может им уже надоело нас приглашать, поэтому будем теперь сами проситься», — объяснил Евгений Леннорович.
Но переход на систему «осень-весна», по словам Гинера, должен быть интересен еще и для болельщика, и для телевизионщиков,
«Нам все время доказывали, что у нас северная страна, что болельщикам на стадионе холодно. Никто никогда не замечал, что болельщику на стадионе может быть жарко, сидеть на трибуне в 36 градусов жары — это ничего… А ведь это опять же деньги. Спонсоры пытаются вычленить летние деньги. Почему на западе не проводятся турниры летом? Причина одна — ни телевидению, ни спонсорам это неинтересно. Все люди отдыхают. У нас никто никогда не просчитывает этого. Поэтому переход на систему «осень весна был сделан не для того, чтобы просто синхронизировать чемпионат России с европейскими. Это в первую очередь коммерческие турниры, телевизионные заработки, новые рынки, интерес болельщиков».