FootballTop.ru проводит аналогии между службой в армии и выступлением Вагнера Лава в ЦСКА.
Вагнер Лав возвращается в холодную Россию, которая для него гораздо шире своих и без того необъятных размеров. «Россия» раздвинет границы до Марбельи и Дубая, куда ЦСКА отправится на предсезонные сборы, «Россия» настигнет бразильца на родине, когда придется лететь в Москву, опаздывая после отпуска на 3-4 дня.
Вагнер Лав олицетворяет качественный скачок российского футбола начала 2000-х, когда в чемпионате появились огромные деньги и серьезные легионеры, которые не слишком профессионально относились к контрактным обязательствам. Мол, все, что сделано в России, остается в ее границах, и репутацию в глазах западных (назовем их традиционными) работодателей приключения в РПЛ не испортят. Жонатан Лежар, во всяком случае, до сих пор живет с этими убеждениями.
Справедливости ради стоит сказать (мы-то выросли, не зная иного, поэтому воспринимаем как должное), что руководители российских клубов тоже далеко не всегда выполняли записанное в трудовом договоре.
Вагнера не обманывали. Этот внешне сибаритствующий южноамериканец очень переменчив, а главный фактор, влияющий на его настроение (читай ― количество голов) ― это деньги. Таких людей вообще большинство. Они рождаются по обе стороны Атлантики и экватора, могут работать на заводе или в клетушках офиса, но Вагнер благодаря то ли природной одаренности, то ли нынче утерянному детскому трудолюбию преуспел в одном из ценных ремесел.
ЦСКА, победив в Кубке УЕФА, доказал, что российские клубы могут соперничать и побеждать Европе, но победить без Вагнера вряд ли получилось бы. Это вообще был сезон армейских бразильцев. В том году Дуду, Вагнер и Карвальо были вызваны в национальную сборную. Каждый в какой-то мере получил свое.
Вагнер играл в ЦСКА так, будто служил в армии. Уехал в 20 за большими деньгами, видимо, не особенно рассчитывая засветиться в Европе и перебраться в европейскую команду, которую знали бы на его родине. Если только не позволил реало-милано-барселоновской патоке агентов проникнуть в свои уши. Так уезжают из столицы в Дальневосточный военный округ. В итоге бразильца хотели купить многие, но ЦСКА так и остался его единственной европейской командой.
Первые полгода Вагнер хандрил, думал о побеге, сторонился партнеров, как будто приехал на пару недель и вот-вот вернется на Копакабану, где дальняя бровка ― океан, а не милиционер с овчаркой.
После стадии отрицания Вагнер взялся за дело. Адаптировавшись, форвард чемпионат за чемпионатом играл так, что теперь его называют лучшим легионером в истории российского футбола. Важно ли это для Вагнера ― другой вопрос.
Через восемь лет пребывания в ЦСКА Вагнер вновь захотел домой. Видимо, закончился какой-то внутренне определенный срок службы. Возможно, он заработал, по его подсчетам, столько, что хватило бы на всю оставшуюся жизнь, или вдруг осознал, что молодость уходит, а Россия не лучшая для нее декорация. Вагнера отпустили ― глупо было бы препятствовать такому переменчивому и одновременно заслуженному человеку.
За «Фламенго» Вагнер в 39 играх забил 19 голов. Большинство из них в видео под абзацем, но важнее другое: Лав играл вместе с самим Роналдиньо, чемпионом мира и обладателем «Золотого мяча». Мне, выросшему на Робсоне и Тчуйсе как синонимах словосочетания «легионер чемпионата России», до сих пор сложно поверить, что Вагнер из РПЛ и экс-каталонец Рони ― соизмеримые величины. Мне кажется, что Вагнер возле Зубастика должен заплетаться в ногах, отдавать неточные передачи, принимать мяч тремя касаниями и т. д. А они играли как равный с равным. Более того, после ухода Роналдиньо Вагнер принял на себя основной поток симпатий торсиды. Во всяком случае, в альбомах в официальном паблике «Фламенго» в «Фейсбуке» фотографий с Вагнером примерно столько же, сколько с остальными футболистами команды.
Продолжая армейскую аналогию, Вагнеру пришлось вернуться уже на контрактную службу. «Фламенго» не смог платить ЦСКА и, видимо, футболистам тоже, потому что Роналдиньо летом перешел в «Атлетико Минейро».
Никто, конечно, не интересовался тем, как Вагнер прощался с болельщиками и партнерами по «Палмейрасу», переходя в ЦСКА. Кого волновал 20-летний паренек из очередной партии южноамериканцев? Теперь, когда мы уже видели, как трогательно он покидал армейцев, как плакал на первой пресс-конференции в футболке «Фламенго», как нехотя уезжал из Бразилии, обещая вернуться, мы понимаем, что это человек с говорящей фамилией. И не в России его счастье.
Фото: facebook.com/FlamengoOficial