В последних матчах прошлого года сербский легионер ЦСКА выглядел бледно, у армейских болельщиков было к нему немало претензий. И только недавно выяснилось, все дело - в травме.
- Все недоумевали, что с вами происходило минувшей осенью. И, наконец, Леонид Слуцкий в интервью объяснил: вы выходили на поле с травмой…
- На тренировке перед первым туром столкнулся с Жорой Щенниковым и услышал какой-то неприятный щелчок в колене. Нога заболела, но мне сделали укол, и все вроде нормализовалось. Я попробовал тренироваться, потом вышел на игру - особых проблем не было, тем более что играть очень хотелось. Но потом боль вернулась. Уколы пришлось делать перед каждым матчем, а после я два-три дня выдерживал паузу в тренировках, чтобы восстановиться.
- Речь идет об оперированном в позапрошлом году колене?
- Да. Как теперь выяснилось, после той операции на мениске я не довел реабилитацию до конца, и проблемы возникли уже с хрящом.
- Что было дальше?
- Играл на уколах до десятого тура. Потом полетел к очень хорошему сербскому физиотерапевту, специалисту как раз по таким травмам Андреа Милутиновичу - он сейчас работает в харьковском "Металлисте". Поработал с ним несколько дней и почувствовал заметное облегчение. Ближайшие матчи прошли нормально, но, видимо, я проявил излишний оптимизм и перестал заниматься профилактикой - в общем, за четыре тура до конца нога опять стала болеть. Все сильнее и сильнее.
- Может, стоило сразу отказаться от игр?
- Мне не хотелось этого делать. Я сам просил ставить меня, чтобы помочь команде. Перед матчем в Махачкале боль стала совсем нестерпимой, но из-за дисквалификаций Дзагоева и Вернблума у нас практически не набирался основной состав. Бросать кого-то необстрелянного в такую игру было неправильно, и я решил терпеть до конца.
- Это, наверное, было очень рискованно?
- Скорее всего, да, но я об этом не думал. И сыграл. Но, понятно, слабее, чем могу. А сразу после этого улетел на обследование в Германию. Там и определили, что проблемы у меня с хрящом. И предложили два пути: первый - операция и три месяца восстановления, что означало полностью пропущенный подготовительный период; второй - консервативное лечение, которое, естественно, не гарантировало полного успеха, зато давало шанс не выпасть из обоймы. А к операции всегда можно вернуться.
Я вновь поехал к Милутиновичу, и мы решили обойтись без хирургов. Андреа разработал специальную программу. Первое время я просто закачивал ногу, потом начал тренироваться - правда, без мяча. Сейчас чувствую себя абсолютно нормально. Были опасения, как пойдет работа с мячом, но первые занятия здесь, в Кампоаморе, показали - и с этим проблем нет.
- Чувствуете себя вполне здоровым?
- Нога не болит. Совсем. Могу тренироваться в полном объеме, разве что к каждой тренировке надо специально готовиться. Да и после нее выполнять особые упражнения.
- Получается, вы снова остались без полноценного отпуска?
- Это не страшно. Куда важнее, чтобы нога не беспокоила.
ВЕРЮ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КОНКУРЕНЦИЕЙ
- ЦСКА в прошлом году провел тактическую перестройку: бровки отдали защитникам, а в тройке хавбеков двое считались фланговыми лишь номинально, постоянно действуя в центре. Вам, ярко выраженному "крайку", долго пришлось привыкать к новой схеме?
- Нет. Я и до этого часто смещался в центр. Но если при фланговой игре мне все равно, на каком краю выходить, то при нынешней схеме комфортнее это делать справа - когда ухожу в центр, удобнее иметь мяч под ударной левой ногой. А вот для Дзаги удобнее действовать левее. Поэтому мы последние матчи так и провели: впереди Муса, а под ним Дзага слева, Хонда в центре и правее - я.
- Все четверо, когда могли выходить на поле, были практически неприкасаемыми. Но теперь вернулся Вагнер, восстанавливается Думбья, идут разговоры о покупке еще одного игрока. Кроме того, есть Цауня, Секу, да и Мамаев может сыграть в атакующей четверке. Знаю, что вы спокойно относитесь к конкуренции, но сейчас она может стать слишком жесткой...
- Прежде всего я очень рад возвращению Вагнера и восстановлению Думбья. С ними мы станем еще сильнее. Что же касается конкуренции… Чем она жестче, тем больше ты обязан работать над собой.
- Но смотрите: при Думбья впереди тройка атакующих хавбеков вырисовывается такая: Хонда - Вагнер - Дзагоев. Кого из них вы собираетесь вытеснять из состава?
- Понимаю, что вытеснить трудно любого. Дзага сегодня - самый перспективный футболист России, Хондой интересуются лучшие клубы Европы, а Вагнер просто игрок от Бога. Но я поборюсь за место в составе, можете не сомневаться (улыбается). Да и сезон длинный, шанс, уверен, будет у каждого. Главное, чтобы нога не болела.
- На взаимоотношениях внутри команды сверхжесткая конкуренция не отразится?
- Уверен, что нет. У нас прекрасная атмосфера, а самое главное: все хотят выигрывать, а чем больше у тебя классных партнеров, тем чаще ты это будешь делать.
- А если вам самому все-таки придется присесть на лавочку?
- Обижаться не стану. И сделаю все возможное для того, чтобы побыстрее с этой лавочки встать. Я верю в свои силы.
КАМПОАМОР ИДЕАЛЕН ДЛЯ ПЕРВОГО СБОРА
- Как встретились с командой после зимнего перерыва?
- Как с родной семьей.
- Знаете, что Элвер Рахимич за это время стал играющим тренером?
- Знаю, конечно. Вообще-то в наших отношениях с Папой ничего не изменилось. Правда, он сразу заявил: я как тренер буду к тебе особенно требователен - выйдешь на поле, только если будешь образцом на тренировках (смеется).
- Можете представить, что когда-нибудь сыграете под руководством главного тренера Рахимича?
- А почему нет? Я собираюсь долго играть.
- Это будет жесткий тренер?
- Вообще-то Папа - человек мирный и добрый, но вспомните, каким жестким он бывал на поле.
- Помощником к нему, если что, пойдете?
- Думаю, мы сработались бы.
- Вы уже третий год подряд приезжаете в январский Кампоамор на сбор. Что-то здесь меняется?
- Практически нет. Команда та же, тренеры тоже, а мелкие различия в упражнениях не в счет.
- Вам здесь нравится?
- Самое главное, что здесь все очень удобно устроено для работы. Я только что был в Дубае, где сейчас тренируются несколько команд, в том числе "Зенит" с "Шахтером", и видел, сколько там отвлекающих моментов. Ребята бродят по городу, занимаются шопингом. По-моему, на первом сборе, когда закладывается физическая база на сезон, это лишнее.
- В прошлом сезоне вы явно заложили хорошую базу и начали просто здорово, а вот команда по весне сыпалась. Осенью команда выигрывала, а вы не могли показать своей лучшей игры. Когда будете вспоминать 2012-й, что первым придет на ум - весна или осень?
- Трудный вопрос. Конечно, победы команды важнее, но гол "Реалу" тоже не каждый день забиваешь, да и вообще я весной шесть мячей на свой счет записал.
- В целом год получился счастливым?
- Когда у тебя проблемы со здоровьем, счастливым быть, увы, трудно.
- Но ведь и удачные дни были. Какой из них выделите? Тот, когда забили гол "Реалу".
- Нет, ведь мы тогда уступили. А вот два мяча "Спартаку" запомню надолго. Во-первых, самый принципиальный соперник. А во-вторых, случилось это в мой день рождения. Сразу два подарка самому себе!
- Год, наверное, получился не лучшим еще и потому, что сборная Сербии очень неубедительно стартовала в отборочном цикле чемпионата мира. Как вы умудрились за 4 тура отстать от бельгийцев с хорватами на 6 очков?
- Да, у нас сейчас остался последний шанс - побеждать Хорватию. Это и турнирное положение хоть немного поправит, и психологически нас раскрепостит: отношения между нашими странами непростые, а потому за победу над хорватами болельщики простят нам все предыдущие неудачи.
Нужно понимать, что в сборной Сербии сейчас смена поколений. В проигранном Македонии матче у нас, если не ошибаюсь, на поле вышли сразу шесть игроков, которые по возрасту могут играть за молодежную сборную. Нужно время, чтобы из них сложилась новая команда.
- И тем не менее проигрывать тем же македонцам, а потом и бельгийцам, да еще с крупным счетом… Не похоже это на сборную Сербии.
- На самом деле с бельгийцами мы как раз играли хорошо! Уже в начале матча имели несколько отличных моментов - я попал в штангу на второй минуте. Поверьте, все могло повернуться по-другому, и было бы 3:0, а не 0:3.
- Испорченные отношения с болельщиками удалось восстановить?
- После прихода на пост главного тренера Синиши Михайловича они снова начали нас поддерживать. Но неудачи с бельгийцами и Македонией добрых чувств к нам, естественно, не добавили. Надо исправлять ситуацию. Если выиграем у Хорватии, все будет нормально.
- Выиграете?
- Знаете, сербы очень похожи на русских: мы сами себя подталкиваем к пропасти, чтобы потом показывать чудеса героизма. Так что я очень надеюсь на удачный исход.
- Ровно год назад здесь же, в Кампоаморе, вы говорили мне, что пора становиться лидером ЦСКА. Начало сезона подтверждало серьезность ваших намерений. Но потом из-за травмы все пошло кувырком. Надо добиваться своего сейчас?
- Теперь это будет куда сложнее. Но я полагаю так: чем сложнее задача, тем почетнее ее решить!