Через несколько дней возобновляется чемпионат России по футболу. Обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников – о главных, хотя и не всегда очевидных интригах оставшейся части сезона.
Золотая доля
«Спартак» уже давно не называют чемпионом. И вот недавно снова назвали. Чемпионом по зимней селекции. И то правда: балласт сброшен, игровая ось отстроена заново. Категоричные задачи в премьер-лиге сейчас перед командой ставить трудно: слишком многое было упущено по осени. Тем не менее, сами спартаковцы себя по привычке накручивают. И, пожалуй, по-своему они правы. Не будем забывать: Валерий Карпин нацелен акционерами на выигрыш в ближайшие полтора года одного из трёх трофеев – чемпионата, Кубка России или европейского кубка. Пусть объективных возможностей решить задачу прямо сейчас у него почти нет, закладывать в себе ментальные основы будущих побед надо уже сейчас. Да и просто интересно понять, насколько звание чемпиона по селекции способно приблизить команду к титулу обычного чемпиона. Какова, скажем так, трансферная доля.
Невидимый дебют
У Валерия Газзаева масса тренерских регалий. Больше, чем у любого из практикующих сегодня в чемпионате России коллег. Ну разве что Гус Хиддинк в этом смысле ему конкурент. Как бы то ни было, предположить у Газзаева-старшего дефицит опыта просто невозможно. Но это лишь на первый взгляд. Потому что на второй ситуация уже предстанет иначе. За четверть века тренерской деятельности Валерий Георгиевича его команды никогда не стояли на вылет. Ни разу. ЦСКА, «Динамо», московское или киевское, тот же Владикавказ – везде и всегда он рвался к вершинам. Как только становилось ясно, что объективных условий для успеха нет: так, например, было в «Алании» на рубеже веков, – он уходил. Сейчас уйти нельзя. А это значит, что в 58 лет Газзаеву предстоит открыть свою профессию с новой стороны. Можно сказать, что в крайне специфической дисциплине «борьба за выживание» он нынче дебютирует. Прошлой осенью в этом незнакомом для себя деле он выглядел не очень убедительно. Теперь, когда набрана фактически новая команда, должно получиться лучше. Посмотрим.
Три упрёка
Отечественная тренерская школа, и без того утратившая в последнее время видимые признаки процветания, минувшей зимой получила новую серию щелчков по самолюбию. Три клуба: «Кубань», «Волга», «Мордовия» – сменили тренеров-россиян на иностранцев. И пусть степень «иностранности» у новичков разная: у Доринела Мунтяну высокая, у Леонида Кучука средняя, у Юрия Калитвинцева условная, – в любом случае очевидно, что все эти кандидатуры были найдены работодателями не на российской тренерской бирже. Предстоящая весна наверняка позволит понять, оправдан ли такой выбор. Успехи в других турнирах – а таковые у каждого из дебютантов имеются – совсем не гарантируют преуспевания в России. Тот же Кучук уже имел возможность в этом убедиться: после тотального господства в Молдавии с «Шерифом» тренер оказался несостоятелен в первом российском дивизионе, где в сезоне-2010 откровенно провалил свой участок сезона с белгородским «Салютом». В общем, отечественная тренерская школа в нетерпении: насколько справедливы те три упрёка, что она сейчас получила.
Вертикаль
Наверное, тот футбол, в который играют команды Дана Петреску, и называют вертикальным. Без рюш и украшательств, стремительный, конкретный, наведённый точно на цель. Вот уже вторую команду в России румын выстраивает под себя. Но если в случае с «Кубанью» стилевое реформаторство осталось за кадром, то в «Динамо» не заметить его невозможно. Футболисты, которые ещё год назад играли в совершенно другой футбол, фантазийный, цветастый и моментами даже пышный, теперь уверенно чертят лаконичные линии по Петреску. И такой футбол даёт результат. Занятно, но вектор турнирного восхождения динамовцев при новом тренере тоже близок к вертикали. Команда, которую он принял последней, сегодня всего на два очка отстаёт от четвёртого места. Причём, задержись зимняя пауза ещё на пару-тройку туров, есть полное ощущение, что сегодня именно бело-голубые подпирали бы пьедестал – настолько хороши они были на стыке ноября и декабря. И хочется понять, был ли то сиюминутный кураж, или динамовцы уже на самом деле полностью пропитались футболом Петреску. Оставшиеся 11 туров должны подтолкнуть нас к разгадке.
Детство патриарха
Возможно, самый неоднозначный поступок минувшей зимы совершил Гаджи Гаджиев, который решился поменять Нижний Новгород на Самару. Спортивных аргументов, способных обосновать такое перемещение, на сторонний взгляд не отыщется, пожалуй, ни одного. «Волга» стоит в турнирной таблице выше, «Крылья» – ниже. У «Волги» на оставшемся отрезке турнира сносный календарь (четыре матча с командами верхней половины, домашние встречи со всеми прямыми конкурентами), у «Крыльев» – зубодробительный (шесть матчей с командами верхней половины, выезд в тот же Нижний Новгород). В «Волге» у тренера был абсолютный контакт с коллективом, в «Крыльях» на момент прихода не было ничего – ни контакта, ни коллектива. Решение сменить в подобных обстоятельствах первую команду на вторую отдаёт мальчишеством, предположить которое в 67-летнем человеке не так-то просто. Хотя, наверное, как раз готовность к риску фактическое мироощущение человека характеризует гораздо более выразительно, чем паспорт. Как бы то ни было, самый зрелый российский тренер из работающих ныне в премьер-лиге придумал для себя новый вызов, и крайне любопытно, как он с ним справится.
Река любви
В одну реку вроде бы нельзя войти дважды. По поводу того, можно ли трижды, народная мудрость ничего не говорит. Установить истину опытным путём попробует Вагнер Лав. Его очередное возвращение, пусть теперь и неожиданное, большинством голосов оценивается как немалая удача для ЦСКА. Спорить не о чем: бразилец – большой мастер. Когда в порядке, возможно, вообще лучший из тех, кого видел чемпионат России. Но – есть такой нюанс – не победитель. В той армейской команде, которая выигрывала титулы, он не был определяющей фигурой. А та команда, где он стал определяющей фигурой, титулов уже не выигрывала. Хотя неплохие предпосылки имела, и не раз. Простое ли это совпадение, либо присутствует за ним глубинный смысл, нам и предстоит понять в ближайшие месяцы. А та армейская река, кстати, в которую он вошёл впервые, была золотой.
Андрей Колесников