После третьего матча "Каха Лабораль" — ЦСКА главный тренер гостей Этторе Мессина был предельно откровенен.
Непросто после матчей, по ходу которых твоя команда проигрывала с разницей в 33 очка, искать положительные моменты в её выступлении. Вдвойне тяжело находить мотивирующие примеры, сравнивая ЦСКА с легендарным "Киндером", царившим в баскетбольной Европе в конце XX века. И уж совсем непросто, только что потерпев одно из самых чувствительных поражений в карьере, выходить к испанским репортёрам, созерцать их довольные лица, выслушивать многочисленные вопросы и подробно, "по полочкам", отвечать. После чего стоять на выходе из пресс-центра и делать для российской прессы практически то же самое — с поправкой на выражение лиц, разумеется.
Свою послематчевую пресс-конференцию в Витории наставник ЦСКА Этторе Мессина проводил на испанском языке, чем вызвал большое одобрение у местных журналистов. Видимо, этим и объясняется бойкость, с которой они задавали вопросы. Всё, что смог разобрать в беглой речи итальянца спецкор "Чемпионат.com", — это фамилии суперзвёзд "Киндера", победивших в финале Евролиги-2000/01 того же соперника, который сейчас противостоит "армейцам".
— Подвести итог матча очень просто, — сказал Мессина. — Это именно то, что на английском называется "надрать задницу". "Каха Лабораль" просто поддала нам под зад во всех аспектах игры. Видимо, мы думали, что можно выйти в "Финал четырёх" без борьбы, что для этого хватит лишь индивидуального мастерства, и забыли, что необходимо прежде всего выкладываться на площадке. Мастерство тоже важно, но помимо этого есть и другие ключевые вещи, которые имеют значение не только на баскетбольном паркете, но и за его пределами. Мы их не проявили, из чего, надеюсь, сделаем выводы и проведём в пятницу совершенно другой матч.
— Отвечая на вопрос одного из испанских журналистов, вы назвали фамилии Жинобили, Ригодо, Смодиша… Перечисляли состав своего "Киндера", с которым в сезоне-2000/01 выиграли финал Евролиги как раз у здешней "Басконии".
— Я говорил, что 12 лет назад был единственный раз, когда чемпионский титул разыгрывался не в "Финале четырёх", а в серии до трёх побед, — мы приехали в Виторию при счёте 1-1 и победили в третьем поединке с разницей "+20". И после этого произошло то же, что и сегодня: моя команда решила, что дело уже сделано. Забыв, что ей противостоят гордый клуб, гордый город и гордые болельщики. Так что в четвёртом матче уже мы получили "-20". Единственное, что я сейчас могу сказать себе в утешение, это то, что уж если "Киндер" с таким составом допускал подобные ошибки, то они могут быть и у нынешнего ЦСКА. Надеюсь, что это поражение нас чему-то научит.
— Перед началом серии с "Кахой" вы говорили, что ЦСКА осознаёт свой статус фаворита и сопутствующую ему ответственность. После двух уверенных побед дома этот статус только укрепился. А ещё больше положение осложнилось тем, что хозяевам сегодня было нечего терять. Не считаете, что навалившийся с двух сторон пресс оказался просто непосильным для ваших подопечных?
— Несомненно, команда сегодня продемонстрировала свою психологическую неготовность к игре. Ответственность за это лежит на мне, и я приношу извинения клубу и болельщикам. Надеюсь, это не повторится.
— А вы видите этому какое-то объяснение?
— О, да. Оно очень простое: вероятно, после двух отличных матчей дома мы получили столько похвалы и подумали, что серия уже выиграна.
— В какой момент ЦСКА проиграл третий матч?
— В самом начале. Дело даже не в разнице, которую по-прежнему можно было отыграть. "Каха Лабораль" задала планку жёсткости игры, которой наша команда не смогла соответствовать. Мы думали, что сможем выиграть вот так (имитирует лёгкое касание. — Прим. ред.), а играть нужно было вот так (показывает жёсткие толчки и упоры локтями. — Прим. ред.). И как только наших игроков стали так жёстко останавливать, они занервничали. Мы смотрели на это, словно говоря соперникам: "Вы играете агрессивно? А с чего бы это? Мы же выиграли у вас 20 очков!"
— И всё-таки столь удручающая реализация бросков в первые 30 минут — 26% с игры, 1 трёхочковый из 17 — наверняка объясняется не только недооценкой и недонастроем со стороны ЦСКА…
— …но также и отличной защитой со стороны "Каха Лабораль", безусловно. Кроме того, мы плохо пасовали. Часто передачи получались запоздалыми, и иногда вместо двух секунд на бросок у нашего игрока оставалась одна. Но есть один положительный момент, о котором следует сказать. Я хочу поблагодарить наших запасных. Они провели очень хорошую четвёртую четверть, показав качественный баскетбол (последний период ЦСКА выиграл со счётом 33:23, реализовав 75 процентов бросков с игры, в том числе 6 из 8 из-за дуги. — Прим. ред.) и дав мне возможность предоставить отдых нашим так называемым игрокам стартовой пятёрки. Если ЦСКА выиграет эту серию, то не в последнюю очередь благодаря тому, что сделала сегодня наша "скамейка".
ХРЯПА: "НЕ ПРЕСЛЕДОВАЛ ЦЕЛЬ НАБРАТЬ 1000-е ОЧКО"
После сокрушительного поражения игроки ЦСКА покидали гостевую раздевалку стремительно. Отдуваться перед российскими журналистами, как бывает в таких редких случаях, пришлось капитану команды Виктору Хряпе.
— Можно ли вообще объяснить произошедшее?
— Конечно. Две уверенные победы в Москве вселили в нас слишком много уверенности. "Каха" — серьёзный соперник и попала в плей-офф не зря. К тому же на своей площадке эта команда гораздо опаснее и агрессивнее, что сегодня и продемонстрировала. Начиная со второй четверти, у испанцев получалось практически всё. Мы же не могли забить и к тому же перестали защищаться. Именно этот период стал ключевым.
— В чём причина настолько низкого процента попаданий, помимо хорошей защиты соперника?
— Иногда бывает такое, что броски не летят. Многие из них были открытыми, но на выезде подобное случается, нужно было быть к этому готовыми и продолжать хорошо обороняться. После первой четверти мы проигрывали всего одно очко. Если бы прошли с такой разницей весь матч, то "Каха", которой обязательно была нужна победа, в концовке занервничала бы. Но до этого мы не довели. Вместо этого сами начали переживать, что не попадаем, и защищаться не лучшим образом.
— После того как Теодосич во второй четверти сцепился с Ночиони и до предела накалил и без того напряжённую обстановку, вы пожурили его по-капитански?
— Пожурить было тяжело, потому что я в тот момент сидел на лавке. Если бы вышел на площадку, меня тут же дисквалифицировали бы. Он сам понимает, что сделал, но не считаю, что этот момент сильно повлиял на ход игры.
— Сегодня мы ждали от вас 1000-го очка за карьеру в Евролиге, но вы остались с баранкой и 999 баллами в общем зачёте. Специально в третьей четверти отдали пас из-под кольца набегавшему Кауну, чтобы не праздновать юбилей в таком матче?
— Пожалуй, это был мой единственный шанс для хорошего броска. Но решил, что Саня находится в лучшей позиции и может забить сверху, поэтому отдал ему. Вот и получилось, что за весь матч у меня один бросок — трёхочковый за одну секунду до сирены. В такой ситуации тяжело рассчитывать на очки. Не преследовал цели набрать 1000 очков, мне больше важна игра команды.