На вопросы посетителей официального сайта РФС ответил старший тренер юношеской сборной России (игроки 1996 г.р.) Дмитрий Хомуха.
Напомним, что наша команда под его руководством впервые за семь лет пробилась в финальную часть Чемпионата Европы U-17. В настоящий момент российские юноши начинают подготовку к континентальному первенству, которое пройдет в Словакии с 5 по 17 мая 2013 года.
- Дмитрий Иванович, чувствуете ли повышенный интерес к юношеской сборной, к себе лично после успешного выступления в квалификации Чемпионата Европы-2013 U-17?
- Внимание есть, присутствует интерес со стороны прессы. Мы ощущаем, что сделали что-то, чтобы обратить на себя внимание.
- Часто ли Вы следите за игроками, находящимися дальше Москвы? Реально ли попасть к Вам на вид игроку из второй лиги?
- В настоящий момент мы очень внимательно отслеживаем ситуацию по второй лиге. Те ребята, которые начинают проявлять себя на этом уровне, играть в командах второй лиги, конечно, могут получить приглашение в юношескую сборную. Так, например, этой зимой у нас на сборе был парень из братского «Сибиряка» Матвей Шевцов. Мы вызвали его, чтобы посмотреть, что он собой представляет на уровне сборной страны, соответствует ли требованиям, предъявляемым к игрокам команды. До этого мы видели его игру по видеонарезкам. Неважно, где географически находится игрок, у каждого есть шанс.
- Каким образом талантливые игроки из регионов попадают к вам на заметку?
- В РФС есть специальная селекционная служба, которая отслеживает протоколы всех матчей (второй лиги, дублирующих составов…). Как только в наше поле зрения попадает футболист, который начинает регулярно играть за свой клуб, мы сразу обращаем на него внимание и начинаем собирать информацию о нем.
- Здравствуйте, Дмитрий Иванович! Хочу сказать, что знал Вас задолго до того, как Вы стали делать успехи с юношеской сборной. Когда Вы играли в «Зените» в 1996 году, я даже брал у вас автограф и задал вопрос про игру в сборной Туркмении. Я гордился, что узнал Вас, и Вы сказали, что не любите в футболе дилетантов. Вопросы у меня такие:
- В НБА существует принцип: «в нападении возможна импровизация, в защите – нет». Относится ли это также к футболу?
- Абсолютно верная трактовка. Что касается атакующих действий, мы никогда никого не загоняем в какие-то определенные рамки, и это оправданно. Никогда нельзя сделать что-то по шаблону в атаке, надо исходить из того, какая игровая ситуация сложилась на поле, решение всегда остается за самим игроком. Мы ему задаем задачи, а как он будет их выполнять – зависит от него, его импровизации. В защите – главное надежность, нельзя самим создавать ситуации, которые могли бы повлечь за собой опасный момент или гол в наши ворота.
- Существует мнение, что в современных условиях нежелание крайних защитников подключаться к атакам существенно облегчает жизнь соперникам. Так ли это?
- Сегодня если вы хотите побеждать, то необходимо придерживаться тех мировых стандартов, которые существуют. Ярко выраженные фланговые подключения крайних защитников просто необходимы, чтобы создать численное большинство на определенном участке поля. Это – требование времени.
- Многие говорят, что дилетанты – главные враги футбола. Согласны ли Вы с этим? И можно ли то же самое сказать об энтузиастах?
- Насчет дилетантов согласен, а про энтузиастов – нет. Энтузиасты, наоборот, двигают футбол вперед, хотя бы просто в силу своего желания. Они собирают команду, делают полезную работу, прививают любовь к спорту ребятам.
- Какую задачу поставите перед командой на Чемпионате Европе U-17 в Словакии?
- У нас есть такое правило – не стоить долгосрочные прогнозы, а отталкиваться от результата ближайшей игры. Перед собой мы ставим задачу – побеждать в каждом матче, который нам предстоит. Это отправная точка, от которой мы отталкиваемся.
- Нашими соперниками по группе на ЕВРО-2013 будут Украина, Хорватия и Италия. Что думаете о них?
- Мы уже получили информацию по всем трем соперникам. И Украина, и Хорватия, и Италия обладают бойцовскими, волевыми качествами. Все три матча на ЕВРО-2013 будут очень трудными для нас, нужна максимальная самоотдача. Нас ждет очень сложный турнир, мы ориентируем ребят на это, и они все понимают. Слабых соперников на Чемпионате Европы по определению быть не может.
- Каким критериям должен соответствовать игрок юношеской сборной России? Посоветуйте над чем нужно работать, что бы Вы заметили игрока?
- Во-первых, он должен быть этого возраста (1996 г.р.) или на год младше. Во-вторых, он должен проявлять свои индивидуальные качества наилучшим образом исходя из позиции, на которой он играет. Если футболист регулярно выступает за клуб второй лиги, дублирующий состав или является лидером в своей спортивной академии, он не останется незамеченным нами.
- Как Вы относитесь к индивидуальной работе молодых игроков над собой, например, уже после окончания тренировок?
- Есть очень много футбольных качеств, которым молодым игрокам нужно улучшать, но тренировочное время не всегда позволяет это делать. Поэтому, если футболист сам, осознанно, без чьей-либо подсказки, постоянного напоминания, занимается дополнительным совершенствованием своих навыков, у него гораздо больше шансов оказаться на более высоком уровне.
- Дмитрий Иванович, будучи игроком, Вы отлично исполняли штрафные удары, выполняли подачи со стандартных положений – это тоже плод индивидуальных тренировок?
- Мне повезло, что у меня были хорошие наставники, которые, когда я еще был мальчиком, обратили внимание, что у меня есть определенные качества и техническое исполнение для этих приемов. Они меня сориентировали, а дальше все зависело от меня – как часто и сколько времени я буду уделять этому аспекту.
- Почему в юношеской сборной (игроки 1996 г.р.) всего один динамовский воспитанник – Игорь Лещук? Где остальные?
- Мы привлекали очень большое количество футболистов этого возраста из динамовской школы. Но, к сожалению, философия и принципы нашей команды серьезно расходятся с теми, которые проповедуют они. Попадая к нам, динамовским игрокам было очень сложно адаптироваться и отвечать тем требованиям, которые мы предъявляем к игрокам сборной, поэтому они остались невостребованными.
- Насколько тесен у Вас контакт с тренерами клубов, футбольных академий? Какие вопросы Вы между собой обычно обсуждаете?
- Спортивный департамент РФС выработал систему коммуникации с академиями. По окончанию наших учебно-тренировочных сборов мы должны были предоставить информацию в академии о том, чем мы на них занимаемся, какая у нас общая направленность. С кем-то из тренеров контакты очень плотные и взаимовыгодные (они тоже присылают нам ценную информацию о тренировочном процессе и текущих циклах подготовки), с кем-то контактов – нет. Но, когда он есть, работать легче, и мы такому контакту очень рады. Клубные тренеры видят ребят каждый день, хорошо знают их состояние. Зачастую я сам интересуюсь, кого из них они могли бы порекомендовать в сборную. И, бывало, что такие подсказки помогали ребятам появиться в нашей команде, и впоследствии закрепиться в ней.
- Игрок попадает в сборную через клуб, но есть ли и обратный эффект, когда футболист благодаря выступлениям за сборную прогрессирует, начинает чувствовать себя увереннее в клубе? Недавно вратарь Антон Митрюшкин впервые попал в заявку на матч первой команды «Спартака»…
- Нужно понимать одну очень простую вещь. Когда игрок защищает честь страны на международной арене, он сталкивается с лучшими представителями европейской элиты. Он играет на том уровне, который недоступен его одноклубникам. Уровень соперников, уровень сопротивления не будет на клубных соревнованиях таким высоким. Ребята, которые регулярно вызываются и выступают за сборную, приобретают большой международный опыт. Условно говоря, команда «Чертаново» (на данный момент, чертановцы имеют наибольшее представительство в сборной России-1996 – 6 человек) провела матч с «Барселоной» - они играли на равных, встреча завершилась вничью со счетом 2:2. Потом они поехали на турнир «Монтэгю» во Франции и выиграли его. Это все взаимосвязано. Футболисты получают опыт на уровне сборных команд, и на таких турнирах выходят и играют без оглядки на имена и клубы, прочие вещи, и являются вполне конкурентоспособными.
- Представьте, пожалуйста, Ваш тренерский штаб – тех людей, которые помогают в повседневной работе с командой?
- Это мои помощники Владимир Борисович Скоков, Николай Анатольевич Кочешков и тренер вратарей Алексей Евгеньевич Орлов. Вместе с Владимиром Скоковым и Николаем Кочешковым мы занимаемся аналитической работой, в том числе анализом наших матчей и игр предстоящих соперников. Внутри нашего тренерского коллектива – все очень демократично, каждый вправе высказать свою точку зрения по любому вопросу. На мой взгляд, это делает нас только сильнее. Мы рассматриваем все варианты и принимаем совместное решение, от которого отталкиваемся в своей работе. В то же время, за все ответственность несу я, поэтому окончательное решение остается за мной, соглашаюсь я с мнением напарников по тренерскому штабу или нет.
- Баскетбольный тренер Душан Ивкович считает, что нельзя раскрывать сопернику все карты в первой половине игры. Что думаете об этом утверждении?
- Все зависит от тактики на матч, от того, как складывается игра. Если мы говорим о турнире, долгосрочной стратегии, то надо исходить из текущей ситуации.
- Правда ли, что два быстрых гола в ворота соперника в первом тайме могут нарушить концентрацию своей команды?
- Есть такой момент. Если мы говорим о нашем, российском менталитете – это ярко выраженная ситуация, очень часто происходит. Добившись быстрого успеха, даже наши взрослые футболисты, не справляются, сбавляют обороты, что ведет к проблемам.
- Говорят, что современные игроки с развитым «эго» не любят брать на себя ответственность за пропущенные голы. Сталкивались ли Вы с этим в своей работе?
- Все наши игроки – с характером, у каждого своя точка зрения. Наша задача – дать им правильное направление, чтобы не было неадекватной оценки собственных возможностей. Когда мы видим подобные проявления, мы подсказываем ребятам. Это не делается не для того, чтобы каким-то образом ущемить их личные интересы, а чтобы помочь им в этой ситуации, чтобы они разобрались и правильно расставили акценты.
- Есть ли ощущение того, что, выйдя на ЕВРО-2013, наша команда сделала что-то важное для развития российского футбола?
- После нашего заключительного матча во втором отборочном раунде в Англии мы собрались вместе в гостинице, когда уже стало ясно, что мы вышли на ЕВРО-2013. Тогда я сказал ребятам – «Вы сделали большое дело, но это только локальный успех». И, действительно, настоящая проверка для всех нас будет на Чемпионате Европы U-17. С этими мыслями мы уже сейчас должны начинать готовиться к турниру. Уровень сопротивления со стороны соперников и степень самоотдачи в играх отборочных раундов ЧЕ-2013 мы увидели, и поняли, что без проявления максимальных усилий, добиться чего-либо на ЕВРО-2013 не получится. Да, наш выход на ЕВРО-2013 – это уже история, мы оставляем его за скобку, теперь у нас есть новая цель – успешное выступление в Словакии, где нас всех будут оценивать по самым высоким меркам.
- Удивлены ли Вы тем, что ни один из участников предыдущего Чемпионата Европы в этой возрастной категории не сумел пробиться в нынешнюю финальную часть континентального первенства?
- Я ожидал чего-то похожего. На протяжении двух лет мы играли с разными соперниками, и, как правило, когда мы встречались с командами из Восточной Европы, чувствовалось, что футбол в них сделал резкий скачок. Местным футбольным академиям стали уделять гораздо больше внимания, и качество игроков повысилось. Не стоит забывать и о мотивационном аспекте. Европейские топ-сборные привыкли участвовать в финальных турнирах, в большинстве своем они легко прошли первый раунд квалификации. Мы же, прошли через него с огромным трудом (из-за низкого рейтинга, Россия при жеребьевке попала в четвертую корзину), с максимальным включением. Сборные, которые пробились в следующий раунд через такую жесткую борьбу, оказались лучше готовы в плане самоотдачи к играм элитного раунда, чем более именитые команды. Гранды приезжали на игры элитного раунда в качестве фаворитов, все вокруг говорили им об этом. А их соперники выходили на поле с мыслями о победе, здорово настраивались. Все решается на футбольном поле, а не на бумаге.
- С 2011 года юношеская сборная России (игроки 1996 г.р.) выступала на многих неофициальных международных соревнованиях. Какой матч и на каком турнире запомнился Вам больше всего?
- Это полуфинальный матч с Англией на международном турнире «Монтэгю» во Франции. По ходу игры мы уступали 1:2 и остались в меньшинстве, но сумели сравнять счет, а затем выиграть в серии послематчевых пенальти. Эта игра придала ребятам сил и уверенности в себе. Они реально увидели, что, прикладывая максимальные усилия, они могут противостоять любой команде. Потом это подтверждалось из раза в раз – мы играли в финалах трех международных турниров, и не уступили ни одной из ведущих европейских команд в основное время (в том числе Мемориала Банникова и турнире в Минске). Я всегда говорю нашим игрокам – пока вы не вышли на поле, все рассуждения на бумаге не имеют ничего общего с тем, что будет происходить в игре.
- Насколько успешному выступлению в квалификации ЕВРО-2013 помог тот опыт, который наша команда получила в матчах международных турниров? В играх с командами из разных частей света?
- Опыт международных встреч стал фундаментом, благодаря которому мы сумели хорошо выступить. РФС выработал стратегию, согласно которой нужно встречаться с соперниками хорошего уровня, представителями разных стилей. Не всегда предоставлялась такая возможность – у топовых сборных календарь расписан на два года вперед, но когда она была, мы с радостью ее использовали. Мы встречались с соперниками из Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Этот опыт сыграл важную роль в отборе к ЕВРО-2013.
- Сколько человек вызывалось в юношескую сборную России (игроки 1996 г.р.) с тех пор, как Вы ее возглавили (сентябрь 2010 г.)?
- Если говорить на сегодняшний день, то более 130 игроков.
- Бывало ли такое, что отдельным игрокам спустя некоторое время удавалось изменить Ваше мнение о них в лучшую сторону?
- Это происходило и происходит. И в лучшую, и в худшую сторону. Сейчас у ребят такой возраст, когда они становятся личностями, имеют свою точку зрения, свой взгляд на ситуацию. Очень важно направить диалог с ними в правильное русло. Не так, что «я – наставник, а ты – игрок, делай так и никак по-другому». Порой нужно просто убедить игрока в том, что мы хотим ему помочь. Те игроки, которые прислушивается к тренерам, которые способны обернуть критические замечания себе во благо, прогрессируют.
- Как относитесь к разговорам о том, что в России нет хороших молодых футболистов?
- Они есть, их нужно искать, работать с ними. Если говорить о нашей сборной, то на первые сборы мы вызывали только футболистов из регионов, я ездил на первенства МРО просматривать игроков. Потом то же самое мы сделали с ребятами из Москвы и Санкт-Петербурга. Затем мы объединили игроков в единую сборную, которая в декабре 2010 года провела свой первый сбор. Потихоньку сформировав костяк команды, мы продолжали искать сильных игроков. Этот процесс не останавливается никогда. Например, в декабре 2012 года у нас был еще один селекционный сбор, на который мы пригласили полностью обновленный состав – 23-х человек. Хорошие ребята есть, но нужно понимать, что одно дело – быть конкурентоспособным в России, и совсем другое – противостоять европейским сборным.
- Ощущают ли ребята повышенную ответственность в майке сборной России и как это проявляется?
- Когда мы только начинали работать с ребятами, перед глазами была следующая ситуация - во время исполнения гимна России они стеснялись, опускали глаза в пол, один человек что-то бубнит себе под нос еле-еле. Сейчас ребята стоят с высоко поднятой головой, расправленными плечами, и большинство из них поет гимн России – страны, которая их воспитала. Они просто увидели, как это происходит у других команд. Например, по тому, как поют гимн украинцы, сразу становится понятно, что на поле будет бой с первой до последней минуты. Этим можно сильно поднять боевой дух команды.
- Расскажите, пожалуйста, о дальнейшей судьбе юношеской сборной России (игроки 1996 г.р.), если брать в расчет официальные международные соревнования?
- Если мы войдем в тройку лучших команд своей группы на ЕВРО-2013, то квалифицируемся на Чемпионат мира U-17, который пройдет в ноябре в ОАЭ. Потом эта команда перейдет в категорию U-19, и будет готовиться к следующему отборочному циклу к Чемпионату Европы до 19 лет.
- Какой матч в квалификации ЕВРО-2013 стал самым сложным для юношеской сборной России?
- Самый сложный матч – игра с хозяевами второго отборочного раунда англичанами. В этом матче нам пришлось положить на алтарь победы все, что у нас было. Ребята сделали все, что только могли, продемонстрировали максимальную самоотдачу, справились. Эта встреча была для нас во многом ключевой и с точки зрения распределения мест команд во втором отборочном раунде ЧЕ-2013. Вторая победа подряд после первой над словенцами оставляла нам очень хорошие шансы на выход на ЕВРО-2013 U-17.
- Хотели бы в будущем возглавить один из клубов российской Премьер-Лиги? И если да, то какой команде отдали бы предпочтение?
- Такими гипотетическими вещами не занимаюсь, а отталкиваюсь от реалий. В облаках не летаю. Будет предметный интерес – будем разговаривать. Сейчас у меня есть работа, которая мне нравится, которую я должен довести до конца.
- Правда ли, что РФС пришлось приложить определенные усилия, чтобы добиться подписания контракта с Вами в качестве тренера юношеской сборной, в то время, как вы работали в Академии ЦСКА?
- Тогда спортивный директор РФС Николай Николаевич Писарев обратился непосредственно к Евгению Ленноровичу Гинеру с просьбой отпустить меня в сборную страны. У клуба была довольно простая позиция – если принимаешь решение, выбор за тобой. Свой выбор я сделал осознанно и никогда о нем не жалел. Работа с юношеской сборной России позволила мне прогрессировать как тренеру.
- Как Вы относитесь к идее об увеличении числа участников финальной части Чемпионата Европы среди футболистов до 17 лет?
- Это хорошая идея, ведь есть большое число ярких футболистов, которые из года в год лишаются участия в таком важном футбольном форуме. Чем больше игроков будет получать подобный опыт, тем больше шансов у них вырасти в настоящих звезд.