Накануне финала Кубка России корреспондент "СЭ" Татьяна ПОМЕЛЬНИКОВА восхищается мужеством полузащитника ЦСКА, который вернулся в футбол вопреки всему.
Что делает мужчину? Что пробуждает к нему уважение – и не только? Не деньги и не слава, нет. Все просто – женщин завораживает непреклонное, животное желание мужчины идти к своей цели, не отказываться от мечты вопреки всему. Бороться и не сдаваться. Другими словами, сражаться за свое счастье и счастье своей семьи.
Такие люди, как полузащитник ЦСКА Марк Гонсалес, вызывают восхищение. Черные, как смоль, волосы, белозубая улыбка и сильный, прожигающий насквозь взгляд этих его темных чилийских глаз. Рядом с ним подкашиваются ноги. Рядом с таким мужчиной спокойно. Он – сильное плечо.
Мне возразят или даже презрительно хмыкнут: "Женщина! Ничего не понимает в футболе и лезет не в свое дело". Но дело-то как раз не в футболе, а в спорте как таковом. Одно из самых важных качеств спортсмена – умение любить свое дело и не опускать рук, поддаваясь депрессии в сложные периоды. Хотя говорить про "периоды" в случае с Гонсалесом неуместно. Для "хрустального" Марка травма – в последние годы едва ли не синоним слова "жизнь".
Впрочем, о том, что Гонсалес чрезвычайно травматичен, было известно еще по его выступлениям за "Ливерпуль" и "Бетис". А спустя всего пару недель после подписания контракта с ЦСКА, летом 2009-го, Гонсалес получил первую травму в России – повреждение двуглавой мышцы бедра. И на три недели отправился в лазарет. Осенью, играя за сборную против Колумбии, Марк травмировал голеностоп и выбыл на два месяца. Сколько потом было спазмов и ушибов, лишающих футболиста игровой практики от полутора до двух недель, лучше умолчать. Зато 2010 год стал, пожалуй, самым удачным в армейской истории Гонсалеса. А вот сезон-2011/12 по праву можно назвать черным. Травмы преследовали футболиста одна за другой, и за весь удлиненный турнир он провел за ЦСКА лишь семь игр. Сложно найти в мировом футболе более невезучего футболиста. После повреждения тазобедренного сустава, которое выбило спортсмена из строя на четыре месяца, у него обнаружили редкое осложнение – образование неокальцификата в мышце. Гонсалесу потребовалась еще одна операция и долгое восстановление.
Кто-то скажет: парню просто не везло. Но позвольте, как же нужно прогневить судьбу, чтобы попасть в два процента из сотни? Настолько же "часто", по статистике, подобные осложнения при аналогичных травмах возникают после хирургического вмешательства.
Но и это был отнюдь не конец всех бед. В феврале 2012-го, когда казалось, что Марк наконец-то победил все свои болячки, очередной рецидив вновь вывел чилийца из строя. На сей раз почти на полгода. А последняя напасть настигла в минувшем ноябре. В столкновении в партнером на тренировке Гонсалес получил повреждение, которое врачи поначалу приняли за обычный ушиб. Но довольно быстро стало очевидно, что не все так просто – воспалилась четырехглавая мышца, потребовалась срочная операция, так как в бедре произошло кровоизлияние. Нога распухла. По словам самого Гонсалеса, существовала реальная угроза ее лишиться или даже умереть…
На поле Марк вернулся в памятном для армейских болельщиков золотом матче с "Кубанью". Спустя очередные семь месяцев трудного восстановления. В пене шампанского и возгласах новоявленных чемпионов выход Гонсалеса на поле потонул, остался почти незамеченным. Таков уж командный спорт, где результат дает слаженная работа коллектива, и личные проблемы отдельных игроков отходят на второй план. В футболе практически любому можно найти замену. Кто играет – не важно, лишь бы счет на табло был в твою пользу.
В бассейне у легендарного пловца, тоже кстати Марка, только Спица, красовалась надпись: "До боли и страдания". Только так, по мнению великого спортсмена, можно добиться результата. Когда президент ЦСКА Евгений Гинер говорит, что "Гонсалесу пора повесить бутсы на гвоздь", а главный тренер команды Леонид Слуцкий в шутку бросает, что Марк даже "не сбитый летчик, а его уже, считай, закопали", так сложно найти силы, чтобы "откопать" себя, продолжать эту неравную войну с травмами, идти к своей цели. Порой необходимо пройти сквозь боль и страдания, чтобы талант был вознагражден.
Понятно, что футбольный Марк – не железный, и у него уже не раз появлялись логичные мысли прислушаться к советам и бросить все. Но, кажется, это противоречит железному характеру "хрустального" футболиста. Когда его выпускают на поле после долгого перерыва, он напоминает измученного жаждой путника, который видит впереди себя оазис. Разве можно в таком состоянии услышать взволнованные крики тренеров с бровки: "Осторооожнее, Марк!" Но когда в этой жизни занимаешься тем, что тебе дорого, то цель всегда оправдывает средства.
Между тем в мировом футболе хватает обратных примеров, когда физически и по-футбольному одаренные игроки ломаются психологически при первой же трудности. Так, может, быть хрупким снаружи, но железным внутри – и есть самый настоящий талант?
А еще для нас, женщин, мужской талант – это быть не только зверем на футбольном поле, но и заботливым отцом, чей ребенок заливается звонким смехом, когда папа щекочет его и целует в макушку. Талант – это умение быть настоящим мужчиной для любимой женщины, дать ей повод гордиться и светиться счастьем, даже если она гуляет не в солнечном Чили и не по берегу океана, а возле цветущих яблонь, в Коломенском, в Москве. Именно там недавно побывал со своей супругой железный, а вовсе не хрустальный Марк.