Во второй части эксклюзивного интервью «Газете.Ru» главный тренер столичного ЦСКА Леонид Слуцкий подвел итоги первой в истории российского футбола поездки армейцев в Китай, рассказал об отважном поступке Понтуса Вернблума и сравнил шанхайское метро с волгоградскими скоростными трамваями. (первая часть)
— ЦСКА стал пионером среди отечественных клубов на перспективном азиатском рынке, выбрав главным пунктом предсезонной подготовки Китай. На что рассчитывали, затевая столь авантюрный вояж?
— От китайской стороны поступило предложение поучаствовать в турне по стране. Руководство посчитало, что это выгодное решение как с коммерческой стороны, так и с точки зрения продвижения бренда. Прежде всего мы работаем на благо клуба, и его интересы превыше всего.
— Поездка прошла гладко, или без сюрпризов не обошлось?
— Само собой — риски имели место.
Согрешу против истины, если скажу, что все прошло идеально. Наши партнеры впервые взялись за подобный проект, да и ЦСКА никогда до этого не отправлялся в такого рода турне. Но если мы хотим хорошо зарабатывать и популяризировать наш бренд на азиатском рынке, то приходится идти на какие-то жертвы.
— Если поподробнее, в чем китайцы уступают своим, скажем, европейским конкурентам?
— По правде говоря, более качественных соперников можно найти и в Москве. Спарринг-партнеры там — на уровне первого дивизиона. Конечно, удобнее работать в привычных условиях. Например, в Австрии, где знают, как принимать футбольные команды, и где нет недостатка в достойных соперниках. В Китае такой опыт имеется далеко не у всех. Да, есть Шанхай и Гонконг, куда приезжают «Реал» и «Манчестер Юнайтед», и где проводятся матчи на высочайшем уровне. Но в Нанкине случались организационные накладки.
— Национальная китайская кухня-то хоть удивила вас многообразием вкусов?
— Да, пробовали различные блюда. Что-то понравилось, что-то не очень. Еда в разных уголках страны отличается. В Нанкине это одно, в Шанхае другое, а в Пекине третье. Лично мне запомнилась очень вкусная рисовая вермишель. Хотя в целом понимаю, что дело здесь, скорее, в соусах и приправах.
— Сначала ЦСКА устроил публичную экзекуцию сборной провинции Цзянсу, которая была бита со счетом 4:0. Первый за долгое время хет-трик Нецида порадовал?
— Томаш молодец, но я бы не стал переоценивать это его достижение. Уровень соперника оказался не слишком высок — можно сопоставить его с уровнем команд второго российского дивизиона. Поэтому показатели чеха не до конца объективны.
— Лучшим игроком того матча стал некто... Вячеслав Караваев. Расскажите — что это за парень?
— Молодой футболист из нашей команды 1995 года рождения, который привлекается к тренировкам с основным составом. Петра Тена отдали в аренду «Ротору», и вот задействовали другого крайнего защитника.
— Во втором матче при счете 1:1 ЦСКА пропустил в дополнительное время и упустил ничью с действующим вице-чемпионом местной высшей лиги — «Цзянсу Сайнти». Обидно?
— Всегда обидно пропускать на последних секундах игры, но не скажу, что этот гол как-то повлиял на выводы тренерского штаба по окончании матча. По итогам той встречи в первую очередь важно было определить текущее состояние футболистов.
— Лето в Китае — жаркая пора. Капризы природы не повлияли на ход сбора?
— Нанкин — это южная столица страны. Там установилась страшная духота, поэтому условия для тренировок оказались крайне тяжелыми.
— Несмотря на это, ЦСКА не прохлаждался в тени, а духовно обогащался. Марк Гонсалес после экскурсии по Нанкину признался, что почитает национального мудреца Конфуция, и что для него честь приобщиться к китайской истории. Интересно, а знает ли команда про резню, случившуюся в декабре 1937 года, когда японские войска заняли город и на протяжении шести недель грабили, насиловали и убивали мирных жителей Нанкина, в результате чего были зверски замучены, по некоторым данным, до полумиллиона человек?
— Теперь знают. Видели памятник жертвам «японского нашествия», как сами местные его называют. Слышали ужасные рассказы о глобальной трагедии китайского народа, о самой их крупной войне с внешним врагом за все времена.
При этом в российской истории происходили вещи и масштабнее. Я вырос в Волгограде, где каждый метр — память о Великой Отечественной войне, и понимаю, о чем говорю.
— Нанкин — это оплот китайского вольнодумия и революционных взглядов. Можно сравнить его с северной столицей России — Санкт-Петербургом?
— Не сказал бы, что у Нанкина есть что-то общее с Питером. Скорее это провинциальный город, больше похожий на Ростов. Население — около 8 миллионов человек, что для Китая обычное дело.
— На следующий день ЦСКА посетил мавзолей Сунь Ятсена. Чем запомнилась усыпальница основателя партии «Гоминьдан», одного из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей, обладателя почетного звания «Отец нации»?
— Запомнился не сам мавзолей, а дорога к нему. На вершину зиккурата ведут 392 ступеньки. Преодолеть подъем под солнцепеком — непростое задание, это, скорее, дополнительная тренировка. Из игроков на восхождение отважился один лишь Понтус Вернблум.
— Поезд, доставивший вас в Шанхай, — случаем не тот, что «летает» со скоростью около 500 км/ч?
— Нет, тот на магнитной подушке. Он соединяет шанхайское метро с международным аэропортом и во время движения достигает скорости 431 км/ч. Мы же прибыли на сверхскоростном локомотиве, который разгоняется до 350 км/ч. Для команды такой опыт не впервой — ЦСКА часто «колесит» по Европе на подобных поездах.
— Сильно отличается европейский «скоростной вариант» от китайского?
— Помню, проводили сборы в Испании и ездили смотреть футбол в Мадрид и Барселону, но тогда максимальная скорость составляла 250 км/ч.
При любом раскладе — это очень удобный вид транспорта, и было бы здорово, если бы Россия также обзавелась собственным скоростным железнодорожным сообщением. Надеюсь, РЖД реализует эту задачу к чемпионату мира 2018 года.
— Шанхай действительно поражает воображение и, как говорят, кажется чем-то из разряда фантастики?
— Шанхай просто потряс своим ультрасовременным обликом. Воистину это столица XXI века. Особо отмечу переплетение основных четырех исторических линий в антураже мегаполиса. Первое — это совершенно сумасшедший английский квартал, оставшийся с колониальных времен. Второе — французский район. Третье — старый город, где, как мне кажется, и есть настоящий Китай. Ну и четвертое — это потрясающие небоскребы делового центра Сити.
— Китайцы всегда быстро учились, и прогресс страны заметен невооруженным глазом. России до восточных соседей расти и расти?
— В том-то и дело, что все это китайцы возвели за каких-то двадцать с небольшим лет! (Строительство шанхайского Сити началось в 1991 году. — «Газета.Ru») В моем родном Волгограде столько строили две станции скоростного трамвая, а тут за то же время прорыли 13 веток метро общей протяженностью 450 километров. Удивительно, да и только!