Валерий Газзаев вспоминает, как он побеждал в матчах за Суперкубок "Спартак", и отказывается выделять фаворита во встрече ЦСКА и "Зенита".
Кому как не Валерию Газзаеву лучше всего понятна драматургия таких матчей, как сегодняшнее сражение ЦСКА и "Зенита"? В бытность тренером "армейцев" он не раз готовил команду к встречам такого рода. И в большинстве случаев красно-синим сопутствовал успех.
– Валерий Георгиевич, вы как тренер участвовали в нескольких матчах за Суперкубок России. Какой финал запомнился особо?
— Каждая игра – свое воспоминание. Ведь в таких матчах встречаются две лучшие команды по итогам прошедшего сезона. Это изначально делает подобные встречи интригующими. К ним прикован серьезный интерес болельщиков. Обычно в таких играх чуть выше мотивация не у чемпиона, а у его соперника. Вторая команда хочет доказать, что именно она была лучше. Так что по уровню игры эти матчи очень приближены к уровню национального первенства. К тому же они символизируют открытие сезона. И в них можно посмотреть на готовность лучших команд к старту чемпионата.
— Своего рода генеральная репетиция?
– Мне не совсем нравится эта формулировка. Скорее, показатель готовности команд к началу сезона. Кроме этого, такие матчи конечно же влияют на настроение игроков перед началом чемпионата. А это тоже имеет существенное значение.
– Некоторые не считают Суперкубок значимым трофеем.
– Я к числу этих некоторых не отношусь. Например, перед такими клубами, как ЦСКА, всегда стояла задача побеждать во всех турнирах, в которых команда принимает участие. Значит, надо выиграть чемпионат, Кубок и Суперкубок. Ну а когда сюда приплюсовывается международный трофей, это совсем хорошо.
– В 2005 и 2006 годах у ЦСКА был почти полный комплект. Команда выиграла по три турнира.
– Я об этом говорю. И Суперкубок мы тоже всегда считали ценным и престижным трофеем. В большинстве стран проводятся такие матчи. Да, они неофициальные. Но, например, матч за Суперкубок Европы тоже не носит официального характера. Но от этого его значимость не становится меньше. Ведь между собой играют победители двух главных европейских клубных турниров. Наш Суперкубок – в чем-то аналог европейского. Вот и думайте, престижно это или нет.
– В ту пору ЦСКА часто играл со "Спартаком" и почти всегда побеждал. Для вас было особенным удовольствием обыгрывать красно-белых?
– Матчи "Спартака" и ЦСКА всегда стояли особняком. В последние годы это однозначно самое серьезное дерби нашей страны. Матчи между этими командами каждый раз были интересными и очень принципиальными для обоих соперников – для их игроков, для тренеров, для болельщиков. Мне всегда было приятно участвовать в российском "класико". Это всегда полные стадионы, ажиотаж – в общем, весь набор компонентов, составляющих основу футбольного спектакля.
– Частью антуража тех матчей были заполненные "Лужники". Но в последние годы матчи за Суперкубок, равно как и финалы Кубка, проводятся в провинции. Вы считаете, это правильно?
– Если между собой встречаются две столичные команды, матч за Суперкубок, конечно же, правильней проводить в Москве. Но в остальных случаях выбор других городов логичен. Ведь в таком случае московская команда не имеет преимущества своего поля. Я считаю вполне справедливым, что ЦСКА и "Зенит" разыгрывают победителя в Ростове-на-Дону. Мне кажется, стоит сделать отдельные примечания в регламенте по этому поводу. Выпадает встретиться в решающей игре двум московским клубам – значит, она проводится в столице. Если нет – значит, за ее пределами.
– Что конкретно вам запомнилось из матчей за Суперкубок России? Очень драматичным, например, получился финал 2006-го года, когда решающий гол забил Жо. После этого футболист стал забивать едва ли не в каждом матче.
– Да, это была яркая игра. Как и встреча следующего года. Но выделять какой-то конкретный матч я все-таки не буду. Все такие игры были важными и особенными для ЦСКА. И каждая получилась по-своему сложной.