На днях состоялось вручение юбилейной, 20-й по счету премии «Лучшему футбольному тренеру России». Ее лауреатом впервые в своей карьере стал наставник ЦСКА Леонид СЛУЦКИЙ. 42-летний специалист заслужил награду Российского футбольного союза по итогам сезона-2012/13, в котором его команда сделала золотой дубль, выиграв и чемпионат, и Кубок страны. «Новые Известия» поздравили тренера армейцев с последними успехами и задали ему несколько вопросов.
– Леонид Викторович, как ощущаете себя в роли лучшего футбольного тренера страны?
– Вручение любых индивидуальных призов – это штука довольно относительная. В футболе ничего нельзя добиться в одиночку, поэтому я хотел бы поблагодарить не только организаторов премии, но и тех людей, с которыми обязан разделить свой успех. В частности, президента ЦСКА Евгения Гинера – за его всестороннюю поддержку и большую, скажем так, заботу о тренерах. Нельзя было бы достичь высоких результатов и без моих помощников – Сергея Шустикова, Вячеслава Чанова и Виктора Онопко. Ну а все наши тренерские идеи воплощают на поле футболисты. Так что спасибо ребятам, проявившим в прошлом сезоне характер и мастерство. А кроме тех, кто работает непосредственно в ЦСКА, я хотел бы поблагодарить руководителя Высшей школы тренеров Андрея Лексакова и председателя Объединения отечественных тренеров Михаила Гершковича. Последнего за то, что у наших специалистов теперь есть свой дом, в котором они могут получить поддержку и дельный совет. Выражу отдельное уважение нашим мэтрам – в частности, моему предшественнику в ЦСКА Валерию Газзаеву. У таких специалистов, как он, будет учиться еще не одно поколение тренеров.
– В родном Волгограде как восприняли ваши последние достижения?
– Те, с кем я постоянно общаюсь, мои друзья, коллеги, разумеется, поздравили. В целом же, как говорится, нет пророка в своем отечестве. Не могу сказать, что я удостоился какого-то особого внимания в своем родном городе.
– Болельщики всегда требуют новых побед, быстро забывая о старых успехах. Трудно ли вам справляться с постоянным давлением?
– Над тренером всегда что-то довлеет. Нашей работой постоянно кто-то недоволен. Через это проходят абсолютно все специалисты, включая даже тех, которые выиграли в своей карьере все, что только можно. Но ничего не поделаешь, такова наша доля – доказывать свою состоятельность каждый день. Но доказывать нужно прежде всего самому себе и людям, которые всерьез на тебя рассчитывают.
– А тот факт, что вы сами не играли в футбол на профессиональном уровне, вам часто припоминают?
– Мне не только это припоминают. Сегодня ты можешь получить приз лучшему тренеру, но стоит завтра сделать что-то не так, и претензии к тебе будут множиться в геометрической прогрессии. Если на все это всерьез обращать внимание, то вообще не стоит выбирать столь стрессовую профессию, как тренер.
– Не жалеете сейчас о том, что в прошлое межсезонье подавали заявление об уходе из ЦСКА, которое не было принято? Если бы была возможность открутить время назад, стали бы его писать?
– Открутить время назад можно только в фантастическом фильме. Нет смысла ворошить прошлое, жалеть о чем-то. На том этапе я поступал так, как считал нужным, только и всего.
– ЦСКА, приглашая главных тренеров, ставит им условие привести с собой не больше одного помощника. Будь такая возможность, кого бы вы еще пригласили в свой штаб?
– Меня более чем устраивает наш нынешний тренерский состав. Еще со времен работы в клубе «Москва» у меня есть постоянный помощник в лице Сергея Шустикова. Поэтому, когда клуб выставлял такое условие, с моей стороны как раз никаких возражений быть не могло.
– Вы единственный в нашей стране тренер-чемпион, который закончил общеобразовательную школу с золотой медалью. Этот факт помог вам на тренерском поприще?
– Честно признаться, я даже не знаю, где сейчас лежит моя школьная медаль. В любом случае награда за победу в чемпионате России для меня дороже, ее значительно труднее было завоевать.
– Со стороны складывается впечатление, что в ЦСКА царит просто образцовая атмосфера, редко когда услышишь о каких-то внутрикомандных скандалах. Кто в клубе отвечает за формирование микроклимата?
– Все, что происходит внутри клуба, формирует наш президент Евгений Гинер. Поверьте, как и в любой другой команде, у нас тоже бывают разного рода мини-конфликты, возникают сложные ситуации. Не в столь обостренной форме, как, может быть, где-то еще, но все же достаточно регулярно. Однако огромная заслуга клубного руководителя состоит как раз в том, что если и накапливается негатив, то в малых объемах, и в любом случае все проблемы мы переживаем внутри коллектива, не выплескивая их наружу. Здесь нужно отметить и работу моего предшественника Валерия Газзаева, который привил игрокам ЦСКА психологию победителей. Приходящие в клуб новые футболисты подстраиваются уже под те принципы, которые были заложены очень давно.
– Теперь о делах, как говорится, насущных. Как прокомментируете внезапный отъезд в Китай бразильского нападающего Вагнера Лава?
– Такова жизнь. Клуб озвучил свою позицию и добавить мне к этому нечего (на официальном сайте ЦСКА сообщалось, что китайский «Шаньдун Лунэн» сделал Вагнеру Лаву «беспрецедентное» финансовое предложение, да и армейская команда не осталась в накладе. – «НИ»). Мы очень трогательно попрощались. От себя скажу, что мы крайне признательны Вагнеру за то, что он сделал для армейского клуба.
– И все же, насколько серьезным ударом по ЦСКА станет уход Вагнера?
– ЦСКА – это тот клуб, тренер которого всегда должен быть готов к потере ведущих футболистов. Мы не в первый раз теряем кого-то из лидеров, поэтому нам следует относиться к этому максимально философски.
– Как раз в это межсезонье ЦСКА совершил первое коммерческое турне по Китаю. Может, именно тогда Вагнер договорился с клубом из Поднебесной?
– Точно не могу сказать, когда именно китайская сторона обратила внимание на Вагнера. Но переговоры действительно начались вскоре после нашего возвращения домой из этого турне.
– Будете брать кого-то на место бразильца?
– Отвечу банально: пока трансферное окно открыто, возможно всякое.
– Какова ситуация с переходом в итальянский «Милан» другого лидера ЦСКА – японца Кейсуке Хонды?
– Понятия не имею.
– Сейчас вы, пожалуй, единственный российский тренер, которого можно представить у руля серьезного европейского клуба. Вам поступали конкретные предложения из-за границы?
– Конкретных предложений не поступало. Однако я хотел бы высказаться по поводу распространенного нынче мнения о том, что наших тренеров не приглашают работать за рубеж. Дело в том, что сейчас практически никого не приглашают за рубеж, и далеко не только из России. Назовите мне, к примеру, хоть одного немецкого специалиста, работающего в каком-нибудь топ-клубе другой страны. И что, это означает, что в Германии плохая тренерская школа? На самом деле сейчас просто такое время, когда рынки труда строго защищены, миграция тренеров минимизировалась, а футбольные руководители понимают, что ставку надо делать на местных спецов. Мне где-то встречалась статистика, что в российской премьер-лиге работают столько же тренеров-иностранцев, сколько в чемпионатах Испании, Италии, Германии и Франции вместе взятых. Одна только Англия стоит в этом вопросе особняком. Так что дело не в том, что наши специалисты не востребованы за рубежом.
– Но лично вы хотели бы попробовать свои силы за границей?
– Я пока всем доволен в ЦСКА.
– Вы выиграли с армейским клубом все трофеи на внутренней арене. Вполне логичным шагом стало бы ваше назначение в будущем на пост тренера сборной России. У вас вообще есть мечта возглавить нашу национальную команду?
– Тренеру очень сложно ставить перед собой долгосрочные цели. На сегодня передо мной стоит только одна задача – максимально плодотворно трудиться в своем клубе. А фантазировать о чем-то… Это к тренерской профессии отношения не имеет. Не могу также сказать, тяготею ли я к работе с национальными сборными или являюсь сугубо клубным тренером. Для того чтобы это понять, нужно иметь опыт работы со сборными. У меня его просто нет.
– А вам было бы интересно потренировать сборную России?
– Я об этом даже не задумывался.
– ЦСКА – бесспорно, большой клуб, но его можно упрекнуть в том, что после Игоря Акинфеева и Георгия Щенникова никто из молодых воспитанников армейской школы так и не дорос до основного состава. Проблема?
– Проблема вхождения молодежи в основной состав клуба такого уровня, как ЦСКА, действительно существует. Юный футболист должен обладать по-настоящему незаурядным талантом, чтобы конкурировать с нашими весьма квалифицированными и опытными игроками. Но, поверьте на слово, мы уделяем этому вопросу огромное внимание и стараемся делать все, чтобы помочь ребятам пробиться в главную команду. Другое дело, что, к сожалению, в последние годы новых Щенниковых у нас по большому счету так и не появилось. Те ребята, что переросли «молодежку», уходили в первую лигу, вторую… То есть они не то что за ЦСКА не готовы играть – вообще не тянут на уровень премьер-лиги. Да, сейчас у нас есть 18-летний полузащитник Дмитрий Ефремов. Он обладает всеми качествами, чтобы вырасти в одного из лидеров клуба. Но, как он распорядится своими шансами и талантами, будет зависеть уже не только от нас, а в первую очередь от него самого.